Заказчик закупал аппарат для ультразвуковой терапии и установил ограничения допуска импортной радиоэлектроники. Контролерам пожаловались, что он не использовал позицию КТРУ и указал дополнительные параметры товара.
Заказчик пояснил:
- применение позиции каталога исключает возможность указать дополнительные характеристики продукции. Это не даст оказать пациентам современную, многофункциональную, инновационную помощь;
- больнице нужен товар с параметрами из описания объекта закупки. Эти характеристики были в другой позиции КТРУ, но на момент размещения извещения ее исключили из каталога.
Контролеры не нашли нарушений: описание объекта закупки по общим правилам с учетом потребности заказчика и специфики использования товара не ограничивает конкуренцию.
Отметим, претензий в сходной ситуации не возникло и у Архангельского УФАС. Однако Санкт-Петербургское УФАС сочло иначе.
Документ: Решение Северо-Осетинского УФАС России от 16.06.2023 по делу № А135-06/23
Источник: Консультант Плюс
Решение Северо-Осетинского УФАС России от 16.06.2023 по делу № А135-06/23
Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:
с участием:
- представителя Федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть министерства внутренних дел Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания» в отсутствие представителя индивидуального предпринимателя Т надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы,
рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) посредством видеоконференцсвязи жалобу ИП Т на действия государственного заказчика – ФКУЗ «МСЧ МВД РФ по РСО-Алания» (РСО – Алания, г.Владикавказ, ул.Церетели, д.9) при проведении электронного аукциона №0310100013023000056 на поставку аппарата для ультразвуковой терапии (далее – Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
08 июня 2023 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ИП Т на действия ФКУЗ «МСЧ МВД РФ по РСО-Алания» при проведении Аукциона.
Заявитель считает, что в соответствии с правилами использования каталога товаров, работ, услуг, утвержденных постановлением Правительства от 08.02.2017 №145, Заказчик в Извещении не использовал соответствующий код: 26.60.13.150-00000046 – «система ультразвуковая для физиотерапии».
Закупаемый аппарат входит в перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ №878. При этом, указание дополнительных характеристик закупаемой радиоэлектронной продукции не допускается в случае, если заказчиком установлены ограничения в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 №878.
Не согласившись с доводами жалобы ФКУЗ «МСЧ МВД РФ по РСО-Алания» представило в материалы дела письменные возражения.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
08 июня 2023 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» https://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) ФКУЗ «МСЧ МВД РФ по РСО-Алания» было размещено извещение о проведении электронного аукциона №0310100013023000056 на поставку аппарата для ультразвуковой терапии, с начальной (максимальной) ценой контракта 550 000,00 руб. (в редакции №5 с внесенными изменениями, далее – Извещение), в том проект государственного контракта и описание объекта рассматриваемой закупки.
Пунктами 1, 2 и 7 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами «или эквивалент»;
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
7) поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, в том числе, должно содержать наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе.
Частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе установлено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе КТРУ, а также правила использования КТРУ устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 №145 утверждены Правила формирования и ведения в ЕИС КТРУ (далее – Правила формирования и ведения КТРУ) и Правила использования КТРУ.
Пунктом 2 Правил использования КТРУ установлено, что КТРУ используется заказчиками в целях:
а) обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в:
- извещении об осуществлении закупки;
- приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя);
- документации о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке);
- контракте;
- реестре контрактов, заключенных заказчиками;
б) описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Согласно пункту 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» - «г» и «е» - «з» пункта 10 Правил формирования и ведения КТРУ, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Подпунктами «б» - «г» и «е» - «з» пункта 10 Правил формирования и ведения КТРУ установлено, что в позицию КТРУ включается следующая информация:
б) наименование товара, работы, услуги (для целей настоящих Правил под наименованием товара, работы, услуги понимается включаемое в позицию каталога наименование соответствующего товара, работы, услуги, которое не является торговым наименованием, не содержит указание на конкретного производителя и (или) место происхождения товара);
в) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги согласно Общероссийскому классификатору единиц измерения ОК 015-94 (ОКЕИ) (при наличии);
г) информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил;
е) дата включения в каталог позиции;
ж) дата (даты) начала обязательного применения информации, включенной в позицию каталога;
з) дата окончания применения позиции каталога (при необходимости).
В соответствии с пунктом 7 Правил, в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе. При проведении предусмотренных Законом о контрактной системе электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, указываются с использованием ЕИС при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Закона о контрактной системе соответственно.
В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2).
Заказчиком в Извещении о проведении Аукциона установлен код позиции ОКПД2: 26.60.13.15 - «Аппараты ультразвуковой терапии».
При рассмотрении дела Заказчик пояснил, что КТРУ 26.60.13.150-00000046- «система ультразвуковая для физиотерапии» относится к одночастотным аппаратам ультразвуковой терапии с частотой от 0,8 до 1,1 Мгц и не охватывает возможность выбора в рамках единого современного, многофункционального, инновационного вида лечения. Двухчастотные аппараты ультразвуковой терапии, работающие не только в диапазоне 0,8-1,1 Мгц, но и одновременно в диапазоне 3-3,2 Мгц, урезают вполовину функционала предлагаемого к приобретению аппарата, что снижает эффективность проводимого лечения для пациентов.
Лечебному учреждению требуется двухчастотный аппарат для ультразвуковой терапии. Данные характеристики соответствовали позиции КТРУ 26.60.13.150-00000009, которая исключена из каталога товаров, работ, услуг с 03.10.2022 года. У Заказчика нет возможности прописать дополнительные характеристики к КТРУ 26.60.13.150-00000046, по причине запрета пункта 5 Правил использования КТРУ.
Исходя из вышеизложенного указание Заказчиком в Извещении ОКПД2: 26.60.13.150, который отвечает его потребностям и необходим Заказчику с учетом специфики использования данного товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Также частью 4 статьи 106 Закона о контрактной системе, помимо прочего установлено, что участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Однако, участие своего полномочного представителя в рассмотрении жалобы Заявитель не обеспечил, сведения (информацию) и документы, свидетельствующие о нарушении его прав и законных интересов, а также доводы, свидетельствующие об обратном, не предоставил, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать необоснованной жалобу ИП Т на действия государственного заказчика – ФКУЗ «МСЧ МВД РФ по РСО-Алания» при проведении электронного аукциона №0310100013023000056 на поставку аппарата для ультразвуковой терапии.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.