О новых требованиях к закупкам аудиторских услуг с 01.01.2024. Часть 1. Требования к аудиторским организациям

 

Корпоративные заказчики нередко сталкиваются с необходимостью проведения закупок обязательного аудита, проводимого в соответствии с требованиями ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее – Закон об аудиторской деятельности). Данный федеральный закон претерпел существенные изменения, влияющие на порядок проведения закупок обязательного аудита с 01.01.2024.

Рассмотрим в первой части статьи новые требования к участникам закупок при проведении закупок обязательного аудита.

Немногие заказчики и их уважаемые консультанты обратили внимание на появление ст. 5.1 Закона об аудиторской деятельности, которая вводит новое понятие «общественно значимая организация». К таким организациям относится значительная доля заказчиков, традиционно проводящих закупки обязательного аудита:

1) публичные акционерные общества;

2) организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, а также организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых включается в проспект ценных бумаг;

3) кредитные организации, головные кредитные организации банковских групп, головные организации банковских холдингов;

4) страховые организации, общества взаимного страхования;

5) организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй, клиринговые организации, организаторы торговли, негосударственные пенсионные фонды, управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;

6) осударственные корпорации, государственные компании, публично-правовые компании;

7) организации, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов;

8) иные организации, которые представляют и (или) раскрывают отчетность в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности".

Сама по себе данная классификация не имела бы особенного смысла, если бы не появившееся в ч. 2 ст. 5.1, ч. 1 ст. 5.4 Закона об аудиторской деятельности требование о том, что аудиторские услуги общественно значимым организациям могут оказывать только аудиторские организации, сведения о которых внесены в специальный реестр Казначейства России.

Кроме того, для ряда общественно значимых организаций, работающих в сфере финансового рынка и перечисленных в п. 2-5 ч. 1 ст. 5.1 Закона об аудиторской деятельности, появилось еще одно требование о том, что аудиторские услуги им могут оказывать только аудиторские организации, сведения о которых внесены в другой специальный реестр Банка России.

Некоторые специалисты по закупкам наверняка обратили внимание на то, что данные требования применяются в отношении услуг по проведению аудита, начиная с отчетности за 2024 год, и, следовательно, заказчики не вправе требовать присутствия аудиторских организаций в указанных реестрах при закупках обязательного аудита в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2023 г.

Однако при закупке сопутствующих аудиту услуг, оказываемых общественно значимым организациям, требования о присутствии аудиторских организаций в вышеуказанных реестрах применяются уже с 01.01.2024 (ч. 6 ст. 16 Федерального закона от 02.07.2021 № 359-ФЗ).

К таким сопутствующим аудиту услугам Приказ Минфина России от 09.03.2017 № 33н относит в частности:

  • обзорные проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности, включая консолидированную финансовую отчетность, или части такой отчетности;
  • выполнение заданий, обеспечивающих разумную или ограниченную уверенность в финансовой информации, не относящейся к прошедшим периодам;
  • выполнение заданий, обеспечивающих разумную или ограниченную уверенность в нефинансовой информации (в том числе в отчетах о выбросах парниковых газов, отчетности о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух, отчетности об устойчивом развитии);
  • выполнение заданий, обеспечивающих разумную или ограниченную уверенность в предмете, отличном от информации;
  • исследование предмета задания заказчика посредством выполнения согласованных с ним и (или) иным лицом процедур
  • компиляция информации.

 

В следующей части статьи мы продолжим рассмотрение изменений законодательства, связанного с проведением закупки обязательного аудита.

 

Источник: Информационный портал 223-expert

Комментирование будет доступно после регистрации на сайте.

Зарегистрироваться Войти