Уважаемые коллеги!
Федеральными законами от 27.06.2019 г. № 151-ФЗ, от 01.05.2019 г. № 50-ФЗ от 01.05.2019 г. № 71-ФЗ внесены следующие изменения в порядок проведения закупок организаций-заказчиков по 223-ФЗ:
1-е изменение:
С 27.06.2019 г. в рамках 223-ФЗ появляется новая категория заказчиков – Фонды субъектов РФ для урегулирования обязательств застройщика перед участниками долевого строительства, которые обязаны осуществлять закупки в рамках Закона № 223-ФЗ о закупках
Пунктом 14 статьи 1 федерального закона от 27.06.2019 г. № 151-ФЗ федеральный закон от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" дополняется статьёй 21.1.
Данная статья предусматривает, что субъекты Российской Федерации вправе создавать унитарные некоммерческие организации в форме фондов по защите прав обманутых дольщиков. Данный фонд субъекта РФ предназначен для урегулирования обязательств застройщика перед участниками долевого строительства и передачи его имущества (в том числе имущественных прав) и обязательств фонду с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и Федеральным законом от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Фонд субъекта РФ может выступать в качестве застройщика и осуществлять деятельность по завершению строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимого имущества и объектов инфраструктуры.
При этом согласно части 5 статьи 21.1 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" Фонд субъекта Российской Федерации осуществляет закупки в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Таким образом, количество организаций-заказчиков по 223-ФЗ теперь увеличилось.
Однако, соответствующие изменения в сам Федеральный законот 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (пояснение: в часть 2 статьи 1 данного закона) не внесены, что создаёт коллизию норм двух федеральных законов.
2-е изменение:
С 27.06.2019 года установлены особенности формирования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, сохранению объектов культурного наследия, а также по исполнению договоров на указанные виды работ для ряда заказчиков по 223-ФЗ.
Речь идёт о заказчиках - юридических лицах, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, заказчиках - юридических лицах, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов. Например, автономных учреждениях, фондах субъектов РФ и хозяйственных обществах, доля в уставных (складочных) капиталах которых публично-правовых образований превышает 50 %.
При этом речь идёт о финансировании таких строительных работ как с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, так и средств этих заказчиков – юридических лиц.
Написано это в новой редакции пункта 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса РФ, которая была введена в действие с 27.06.2019 г. Федеральным законами от 27.06.2019 г. № 151-ФЗ.
К данным особенностям формирования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и исполнения договоров на выполнение этих видов строительных работ относятся следующие:
1-я особенность: сметная стоимость строительства таких заказчиков по 223-ФЗ независимо от того, финансируются такие работы за счёт собственных или бюджетных средств, подлежит проверке на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации, в том числе на предмет ее непревышения над укрупненным нормативом цены строительства в случаях, установленных Правительством Российской Федерации. При проведении капитального ремонта объектов капитального строительства указанная сметная стоимость подлежит такой проверке в случаях, установленных постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 № 427 (см. п. 2 ст. 8.3 ГрК РФ).
То есть для формирования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, сохранению объектов культурного наследия, для таких заказчиков по 223-ФЗ с 27.06.2019 г. требуется положительное заключение о достоверности сметной стоимости строительства.
2-я особенность: сметные нормативы и сметные цены строительных ресурсов, использованные при определении сметной стоимости строительства, не подлежат применению при исполнении договоров на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, сохранению объектов культурного наследи такими заказчиками по 223-ФЗ, если иное не предусмотрено такими договорами по 223-ФЗ.
Это означает, что приёмка и оплата выполненных работ по этим договорам, если иное не предусмотрено самими договорами, осуществляется данными заказчиками не по сметным нормативам, а по договорной цене, определённой, например, в ходе конкурентных процедур закупок (см. последнее предложение п. 1 ст. 8.3 ГрК РФ).
Естественно, какие-либо изменения в Федеральный закон от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" законодателем не внесены, что повышает риски нарушения этих норм законодательства РФ со стороны заказчиков по 223-ФЗ.
3-е изменение:
С 01.07.2019 г. организации- заказчики по 223-ФЗ, обязанные применять положения Закона № 44-ФЗ о контрактной системе для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не обязаны применять при их проведении следующие положения 44-ФЗ:
- статья 14. Применение национального режима при осуществлении закупок;
- статья 23. Идентификационный код закупки, каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
- статья 28. Участие учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы в закупках;
- статья 29. Участие организаций инвалидов в закупках;
- статья 30. Участие субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в закупках;
- статья 34. Контракт;
- статья 35. Банковское сопровождение контрактов.
Это прописано в части 7 статьи 15 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе, введённой федеральным законом от 01.05.2019 № 71-ФЗ.
Речь идёт, например:
- об открытых конкурсах на отбор аудиторской организации для проведения обязательного аудита в рамках ч. 4 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности";
- о закупках, осуществляемых автономными учреждениями при осуществлении капитальных вложений капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности в соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ (ч. 4 ст. 15 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе).
4-е изменение:
С 01.07.2019 г. на закупки для реализации отдельных видов бюджетные инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, распространяются Закона № 44-ФЗ о контрактной системе, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок, контроль в сфере закупок органами контроля, указанными в пункте 1 части 1 статьи 99 ФЗ-44, при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (см. ч. 5 статьи 15 ФЗ-44).
Речь, в частности, идёт о закупках, осуществляемых для реализации следующих бюджетных инвестиций, указанных в абзаце втором пункта 1 статьи 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации:
1) бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности указанных юридических лиц;
2) бюджетные инвестиции на приобретение ими объектов недвижимого имущества;
3) бюджетные инвестиции в целях предоставления взноса в уставные (складочные) капиталы дочерних обществ указанных юридических лиц на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности таких дочерних обществ;
4) на приобретение такими дочерними обществами объектов недвижимого имущества за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета.
На закупки этих юридических лиц распространяются положения Закона № 44-ФЗ о контрактной системе, регулирующие деятельность заказчика, в случаях и в пределах, которые определены в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в рамках договоров об участии Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций.
Источник: ©Информационный портал закупок