Структурированное описание объекта закупки и структурированная заявка с 01.10.2023 года: новеллы законодательства и основные нерешённые проблемы их применения

Как известно читателю с 01.10.2023 года, вступили в силу изменения в законодательство о контрактной системе, согласно которым при проведении электронных процедур закупок в рамках Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) заказчики,  уполномоченные органы (учреждения) обязаны формировать ряд отдельных характеристик объекта закупки  путём заполнения обязательных экранных форм веб-интерфейса единой информационной системы в сфере закупок (далее – ЕИС)[1].

Среди специалистов по закупкам такое описание объектов закупки с помощью экранных форм веб-интерфейса ЕИС получило обозначение «структурированное описание объекта закупки».

При этом с этой же даты – с 01.10.2023 г. участники закупок в обязательном порядке также используют экранные формы веб-интерфейса электронных площадок при заполнении своих предложений о значениях характеристик, стране происхождения и товарном знаке предлагаемых к поставке товаров, которые заполняются на основании структурированных описаний объектов закупок со стороны заказчиков в ЕИС[2]. Подобные заявки получили обозначение в профессиональной среде специалистов по закупкам, как «структурированные заявки».

Введение данных новшеств законодателем преследует две цели:

- с одной стороны, эти нововведения направлены на предстоящую реализацию требований части 1 статьи 51 Закона № 44-ФЗ об обязательном формировании заказчиком проекта контракта с автоматизированным включением в состав контракта некоторых характеристик объекта закупки, которые предложены в составе заявки участника. Это так называемые «структурированные контракты», которые заказчики получили право формировать с 01 октября 2023 года через функционал ЕИС на основании сведений структурированных извещений о закупках, структурированных заявок участников и структурированных итоговых протоколов закупок. С 01 апреля 2024 применение такой структурированной формы контракта станет обязательным для заказчиков при заключении контрактов по результатам проведения любых электронных процедур закупок, а с 01 июля 2024 года – и при осуществлении некоторых закупок у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), а также при изменении и расторжении любых структурированных контрактов;

- с другой стороны, внесённые изменениянаправлены на совершенствование порядка организации и проведения закупок в рамках Закона № 44-ФЗ в части минимизации рисков отклонения заявок участников закупки по формальным основаниям. Достигается это, по мнению инициаторов данных изменений законодательства – Минфина России и Казначейства России, путём автоматизации процесса подачи предложения о товаре участниками   путём заполнения экранных форм интерфейса площадки только в той части, в которой извещение о закупке требует от участника предоставления соответствующих сведений. Соответственно, с точки зрения законодателя снижается риск отклонения заявки участника по формальным основаниям комиссией по осуществлению закупок в связи с неправильным пониманием участником требований к содержанию предложения.

Вышеуказанные новеллы законодательства о применении структурированного описания объекта закупки и структурированных заявок очень красиво выглядят в теории и в презентациях представителей «регулятора» - Минфина России и представителей Федерального казначейства, которые в настоящее время представляют их чуть ли не панацеей от всех проблем государственных и муниципальных закупок и, как свидетельство грандиозного успеха проводимой тотальной «цифровизации закупок».

Однако, иногда бывает так, как говорят в народе: "Гладко было на бумаге, да забыли про овраги".

Что на самом деле происходит при осуществлении закупок в рамках Закона № 44-ФЗ с 01.10.2023 года, если отойти от тендециозных (пафосных) заявлений о пользе цифровизации технических заданий и заявок участников: с какими нерешёнными проблемами столкнулись заказчики и уполномоченные органы (учреждения)?

Среди указанных основных проблем, по мнению автора, можно выделить следующие:

 

ПРОБЛЕМА № 1: Структурированное описание объекта закупки с 01.10.2023 года включает в себя НЕ ВСЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ, которые МОГУТ являться согласно извещению о закупке ПРЕДЛАГАЕМЫМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ ТОВАРА.

Если уважаемый читатель откроет пункт 7 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждённых постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 (в редакции постановления Правительства РФ от 31.10.2022 № 1946), то из него видно, что в структурированном виде указываются не все характеристики объекта закупки, а только те характеристики, которые содержатся в пункте 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ:

7…При проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя)

К указанным характеристикам объекта закупки, указываемым в структурированном виде, в силу прямого указания пункта 1 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ относятся его:

1) функциональные характеристики -это описание ряда характерных качеств, свойств, позволяющих товару выполнять свое назначение;

2) технические характеристики - совокупность физических, химических, механических, органолептических и т.д. характеристик товара, присущих конкретному товару;

3) качественные характеристики - это совокупность потребительских свойств товара, обусловливающих его пригодность удовлетворять текущие и перспективные потребности в соответствии с его назначением;

4) эксплуатационные характеристики -характеристики надежности и работоспособности объекта закупки, условия, обеспечивающие его эффективную эксплуатацию (срок службы, эксплуатации).

Эти функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики объекта закупки относятся в основном к объекту закупки, являющегося товаром.

Между тем, даже описание объекта закупки, являющегося товаром, во многих случаях не состоит и не может состоять исключительно из функциональных, технических, качественных и эксплуатационных характеристик товара.

Так, среди других характеристик закупаемых товаров можно выделить, например, следующие:

1) требования к безопасности (например, товар должен соответствовать минимально необходимым требованиям безопасности, предусмотренным соответствующими техническими регламентами)[3];

2) требования к упаковке[4];

4) требования к маркировке[5];

5) экологические требования[6];

6) количество поставляемого товара;

7) сроки и условия поставки товара;

8) место поставки товара;

9) требования по передаче заказчику технических и иных документов при поставке товара[7];

10) требования по монтажу поставленного товара, пусконаладочным работам по поставленным товарам на месте у заказчика[8];

11) требования по техническому обучению поставщиком персонала заказчика работе с поставленными товарами;

12) требования по сроку гарантии качества и объему гарантии качества в отношении поставленного товара[9];

13) любые иные требования к поставляемому товару, соответствующие требованиям заказчика и не влекущие необоснованного ограничения количества участников закупки[10].

Что касается требований к закупаемым работам, услугам, то также очевидно, что они не исчерпываются требованиями к их функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным характеристикам объекта закупки, а включают в себя требования к их результатам, условиям и срокам выполнения (оказания), объему и мн. др.

Более того, в силу прямого указания пункта 8 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ при закупке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства описание объекта закупки производится путём включения проектной документации в состав извещения о закупке.

Таким образом, вопреки утверждениям ряда авторов описание объекта закупки с «01» октября 2023 года ПРОИЗВОДИТСЯ В СТРУКТУРИРОВАННОМ ВИДЕ НЕ В ПОЛНОМ ОБЪЁМЕ, А ТОЛЬКО В ЧАСТИ УКАЗАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ, ТЕХНИЧЕСКИХ, КАЧЕСТВЕННЫХ И ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ.

ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ необходимые заказчику ХАРАКТЕРИСТИКИ (ПОКАЗАТЕЛИ) объекта закупки по-прежнему указываются заказчиком В ОПИСАНИИ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ, прилагаемом к структурированному извещению о закупке.

Данный вывод основан на буквальном толковании (исполнении) положений пункта 1 части 2 статьи 42 Закона № 44-ФЗ:

2. Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:

1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;

При этом обращаем внимание читателя на то, что во избежание дублирования и возможных ошибок со стороны заказчика в сведениях о функциональных, технических, качественных и эксплуатационных характеристик объекта закупки в описании объекта закупки в электронном виде целесообразно с 01.10.2023 года указывать, что такие характеристики содержатся в извещении о закупке в структурированном виде.

Приведём пример такой формулировки в описании объекта закупки в электронном виде:

2. Функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки: установлены в извещении об осуществлении закупки.

Такого подхода придерживается после 01.10.2023 года ряд уполномоченных органов и учреждений – например, Министерство по регулированию контрактной системы Иркутской области, Государственное казённое учреждение Республики Саха (Якутия) «Центр закупок Республики Саха (Якутия») и др., которые включают подобные формулировки в прилагаемые к извещению о закупке в структурированном виде описания объектов закупки в электронном виде. Например, извещение о закупке №  0134200000123004293 и др.:

Функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, товарный знак (в предусмотренных Законом № 44-ФЗ случаях) установлены в извещении об осуществлении закупки.

Требования к гарантийному сроку:

Гарантийный срок на товар составляет 12 (двенадцать) месяцев с даты приемки товара.  Дата выпуска мягкого инвентаря не ранее 2022 г.

Требование к упаковке и маркировке товара:

Упаковка Товара должна отвечать требованиям технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, способную предотвратить повреждение и (или) порчу Товара во время перевозки к месту доставки, погрузочно-разгрузочных работ и обеспечивающую его годность к эксплуатации. Каждое изделие должно быть отутюжено и аккуратно уложено в упаковку.

Маркировка должна содержать следующую информацию: наименование товара, наименование производителя, размер изделия, состав и плотность ткани, год изготовления, условия эксплуатации.

Требование к транспортировке:

Товар поставляется транспортным средством, специально предназначенном или специально оборудованном для перевозки Товара в соответствии с требованиями международных норм права, законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, обеспечивающим сохранность и целостность поставляемого товара.

Иные требования к товару:

Поставляемый Товар должен быть новым Товаром (Товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе, который не был восстановлен, у которого не были восстановлены потребительские свойства).

Товар должен отвечать требованиям, предъявляемым законодательством РФ к товарам, являющимся объектом закупки.

Качество Товара должно соответствовать требованиям завода-изготовителя и иной нормативно-технической документации на данный вид Товаров и подтверждаться при осуществлении поставки документами качества, необходимыми согласно действующему законодательству: декларациями соответствия или сертификатами соответствия, прилагаемыми к поставке товара.

ГОСТ 31307-2005   ГОСТ 5979-91 ГОСТ 11027-2014

Место и срок поставки товара:

665712, Иркутская область, г. Братск ул. Хабарова 28.

Срок поставки Товара: с 24.11.2023 года по 06.12.2023 года. Единовременная поставка товара.

Поставка Товара осуществляется в рабочие дни с 09 часов 00 минут до 16 часов 00 минут.

Риски утраты или порчи товара в процессе его поставки, а также выполнения погрузочно-разгрузочных работ

В связи с этим у автора и читателя возникает закономерный с точки зрения логики и здравого смысла вопрос:

- а зачем обязывать участников контрактной системы ЧАСТЬ характеристик (показателей) товара указывать в структурированном виде, а ДРУГУЮ ЧАСТЬ в электронном виде?

Ответ на этот вопрос содержится в пункте 31 Дополнительных требований к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок, утверждённых постановлением Правительства РФ от 08.06.2018 г. № 656 (в редакции постановления Правительства РФ от 31.10.2022 № 1946), где указано, что предложение в отношении объекта закупки, являющегося товаром, формируется участником закупки в с помощью функционала электронной площадки  в части указания:

1) наименования страны происхождения поставляемого товара;

2) сведений о товарном знаке (при его наличии);

3) международных непатентованных наименований лекарственных средств или при отсутствии таких наименований на химические, группировочные наименования;

4) наименования объекта закупки и информации (при наличии), предусмотренной Правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждённых постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 (далее  - Правила использования КТРУ).

Как видно из указанной нормы, в ней идёт речь об указании участником закупки в своей структурированной заявке НЕ ВСЕХ ХАРАКТЕРИСТИК (ПОКАЗАТЕЛЕЙ) ПОСТАВЛЯМОГО ТОВАРА, А ТОЛЬКО О ТЕХ, КОТОРЫЕ ПРЕДУСМОТРЕНЫ ПРАВИЛАМИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КТРУ.

Данные Правила использования КТРУ в редакции, действующей с 01.10.2023 г., в свою очередь предусматривают указание в структурированном виде не всех характеристик (показателей) объекта закупки, а только его функциональных, технических, качественных и эксплуатационных характеристик.

В свою очередь, такая особенность существующего нормативно-правового регулирования:

-во-первых, усложняет процесс подготовки, формирования и размещения в ЕИС описания объекта закупки для сотрудников заказчиков и уполномоченных органов (учреждений), так как в структурированном извещении о закупке указывается только часть требуемых заказчику показателей поставляемого товара (его функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики). Все остальные характеристики товара (пояснение автора: показатели товара, которые не относятся к функциональным, техническим, качественным, эксплуатационным характеристикам), указываются в прилагаемом к структурированному извещению описанию объекта закупки в электронном виде. При этом в этом же описании объекта закупки в электронном виде заказчик в настоящее указывает обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии по сравнению с установленными в законодательстве РФ о техническом регулировании и стандартизации;

-во-вторых, порождает проблему допуска/отклонения структурированных заявок участников, которые указали показатели предлагаемого ими товара в поданной ими структурированной заявке путём отсылки на отдельный прилагаемый к заявке файл электронного документа.

 

ПРОБЛЕМА № 2: Отсутствие ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ структурированной формы заявки на участие в закупке, а также необходимость предоставления в заявке ДРУГИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТОВАРА (не относящихся к его функциональным, техническим, качественными эксплуатационным характеристикам).

После 01.10.2023 года заказчики, уполномоченные органы (учреждения) и контрольные органы сталкиваются с ситуацией, при которой участники закупки при подаче своих структурированных заявок указывают показатели предлагаемой ими продукции не путём заполнения экранных форм веб-интерфейса на электронной площадке, а путём ссылки на прилагаемый к такой заявке файл электронного документа.

При этом часть специалистов по закупкам полагают, что такие заявки участников закупки подлежат отклонению, так как информация о показателях товара должна предоставляться исключительно в структурированном виде с 01.10.2023 года.

На взгляд автора статьи, такая позиция является ошибочной и не соответствует требованиям законодательства в связи со следующим:

- во-первых, в действующей редакции Закона № 44-ФЗ (см. часть 5 статьи 48) содержится исчерпывающий (закрытый) перечень оснований отклонения заявки участника закупки, по которому отклонение заявки производится закупочной комиссией в случае непредоставления сведений о товаре (его показателях и с  или недостоверности предоставленных сведений. При этом закон не содержит такого основания отклонения заявки, как непредоставление информации о товаре в составе заявки в структурированном виде, так как обязательная форма структурированной заявки на участие в закупке законодательством РФ в настоящее время не установлена;

- во-вторых, как уже указывалось выше с 01.10.2023 г. в структурированном виде участником закупки на электронной площадке предоставляются сведения не обо всех показателях товара, а только о тех, которые предусмотрены пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ (функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики).

Поэтому участник закупки и после 01.10.2023 года, по мнению автора, вправе предоставлять информацию о показателях товара В ЛЮБОМ ВИДЕ, в том числе путём отсылки на прилагаемый к заявке файл электронного документа. Какие-либо законные основания отклонения такой заявки у комиссии в настоящее время отсутствуют.

Естественно, у читателя может возникнуть вопрос: но это же абсурд? Зачем тогда вообще нужны структурированные описания объектов закупок и структурированные заявки в таком виде, если на их основании будет фактически невозможно автоматически сформировать структурированные контракты?

Ответ на этот вопрос заключается в буквальном исполнении требований действующего законодательства независимо от его качества и содержащихся в нём ошибок (ляпов).

При этом, если говорить об абсурдности, то не менее абсурдной является и следующая проблема.

 

ПРОБЛЕМА № 3: Наличие в извещении о закупке с 01.10.2023 г. ДВУХ инструкций по заполнению заявки на участие в закупке.

В силу прямого указания пункта 3 части 2 статьи 42 Закона № 44-ФЗ инструкция по заполнению заявки прилагается к структурированному извещению о закупке в виде отдельного электронного документа.

То есть сам заказчик, уполномоченный орган (учреждение) определяют требования к заполнению заявок, а члены комиссий по осуществлению закупок руководствуясь этими требованиями (инструкцией по заполнению заявки) рассматривают и оценивают поступившие заявки участников, неся за это административную ответственность.

Однако, по мнению автора, в нарушение указанной нормы закона с 01.10.2023 года функционал ЕИС предусматривает обязательное заполнение инструкции по заполнению заявки заказчиком, уполномоченным органом (учреждением) непосредственно в составе структурированного описания объекта закупки.

В результате с 01.10.2023 г. в составе структурированного извещения о закупке существует две инструкции по заполнению заявки:

- предусмотренная законом – в виде отдельного электронного документа;

- не предусмотренная законом – в структурированном виде (как часть структурированного описания объекта закупки, входящего в состав структурированного извещения).

При этом ряд специалистов по закупкам после 01.10.2023 года утверждает о том, что инструкция по заполнению заявки в структурированном виде и инструкция по заполнению заявки якобы должны быть полностью идентичными.  Свою позицию они обосновывают ссылкой на положения части 4 статьи 5 Закона № 44-ФЗ, согласно которой информация, содержащаяся непосредственно в ЕИС имеет приоритет по отношению к любым документам, направляемым участниками контрактной системы.

На взгляд автора, такая правовая позиция не основана на нормах закона и является ошибочной по следующим основаниям:

- во-первых, по действующей редакции Правил использования КТРУ структурированное описание объекта закупки применяется только в отношении части характеристик объекта закупки, перечисленных в пункте 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ. Поэтому формируемая функционала ЕИС инструкция в составе структурированного описания объекта закупки применима только к этим характеристикам;

- во-вторых, в обоих случаях– когда инструкцияформируется в составе структурированного описания объекта закупки и в форме электронного документа, то она всё равно является ЧАСТЬЮ извещения о закупке, размещенного в ЕИС.

Поэтому, наверное, нужно вести речь не о приоритете извещения о закупке в структурированном виде над электронным документом – инструкцией по заполнению заявки в виде отдельного электронного документа, который является неотъемлемой частью данного извещения, а о соблюдении принципа открытости и прозрачности при проведении закупки (статья 7 Закона № 44-ФЗ). Данный принцип предполагает, что одна часть извещения не может противоречить другой части (в данном случае прилагаемой к нему инструкции по заполнению заявки в виде электронного документа).

Если руководствоваться таким подходом, то есть буквальным толкованием закона, то ничто не мешает организатору закупки расширить (дополнить) инструкцию по заполнении заявки в виде электронного документа вопросами, которые не регламентируются структурированным извещением о закупке, сформированным с помощью функционала ЕИС:

1. Установить требования к заполнению участником закупки значений показателей товара, которые не относятся к функциональным, техническим, качественным, эксплуатационным характеристикам объекта закупки.

2. Предусмотреть правила устранения противоречий между данными указанными в заявке участника в структурированном виде (путём заполнения экранных форм веб-интерфейса электронной площадки) и сведениями, содержащимися в электронных документах, которые приложены к заявке участника.

Автор обращает внимание читателя на то, что в настоящее время в законодательстве РФ о контрактной системе не установлено какого-либо приоритета информации, сформированной участником закупки в структурированном виде (путём заполнения экранных форм веб-интерфейса электронной площадки) над другими электронными документами, предоставленными участниками закупки в составе заявки (например, характеристик товара, предоставленных участником в приложенном файле электронного документа).

Установление таких правил устранения противоречий между структурированной заявкой участника закупки и приложенными к ней участником электронными документами необходимо с учётом наличия второй инструкции по заполнению заявки в составе структурированного описания объекта закупки.

Дело в том, что указанная инструкция в составе структурированного описания объекта, формируемого функционалом ЕИС, в настоящее время содержит закрытый (исчерпывающий) перечень значений характеристик, которые должен указать участник в своей структурированной заявке, в зависимости от типа выставленной в структурированном описании объекта закупки характеристики – «количественная характеристика» или «качественная характеристика».

В свою очередь, в законодательстве РФ о контрактной системе, в том числе в Правилах использования КТРУ, в настоящее время отсутствует расшифровка этих терминов - «количественная характеристика» и «качественная характеристика» объекта закупки.

В результате если при заполнении структурированного описания объекта закупки в ЕИС ответственным сотрудником заказчика, уполномоченного органа (учреждения) ошибочно (некорректно) установлен тип используемой в ЕИС характеристики, то участник закупки в структурированной заявке не сможет предоставить достоверные сведения о характеристиках товара.

Например, каким-либо национальным стандартом (ГОСТ)установлено диапазонное значение конкретного показателя товара, а при заполнении структурированного извещения в ЕИС был для этого показателя товара выставлен тип «качественная характеристика», который не позволяет участнику закупки при заполнении, своей структурированной заявки выставить диапазон по этому показателю. В связи с этим такая заявка может быть отклонена за недостоверность предоставленной информации в части соответствия товара ГОСТу.

Кроме того, если вести речь о тех же национальных стандартах и других нормативно-технических документах (межгосударственных стандартах, технических регламентах и др.), то сейчас в нашей стране происходит их постоянное и очень активное обновление. Поэтому может возникнуть ситуация, когда нормативно-технический документ, предусмотренный описанием объекта закупки, до окончания подачи заявок может устареть (утратить актуальность).

В связи с этим в инструкции по заполнению заявки в виде отдельного электронного документа для решения указанных проблем можно предусмотреть следующую формулировку:

В случае наличия противоречий между данными, содержащимися в заявке участника закупки, сформированной с помощью экранных форм веб-интерфейса электронной площадки, и данными, содержащимися в документах, направляемых участником закупки в составе заявки, приоритет имеет информация, содержащаяся в заявке, сформированная с помощью экранных форм веб-интерфейса электронной площадки, за исключением следующих случаев:

1) в случае если функционал электронной площадки по каким-либо причинам не позволяет участнику закупки указать с помощью экранных форм веб-интерфейса электронной площадки значение показателя предлагаемого к поставке товара, которое соответствует указанному в описании объекта закупки нормативно-техническому документу (национальный или межгосударственный стандарт (ГОСТ), технический регламент, санитарные нормы и правила (СанПин), свод правил и др.), что приведёт к предоставлению участником закупки недостоверной информации о показателе предлагаемого товара. В этом случае участник закупки вправе указать такое значение показателя товара в отдельном электронном документе, содержащем соответствующие пояснения и прилагаемом к заявке на участие в закупке, сформированной с помощью функционала электронной площадки. При рассмотрении заявки на участие в закупке информация, содержащаяся в таком электронном документе, будет иметь приоритет для комиссии по осуществлению закупок;

2) в случае, если после размещения извещения о закупке выяснится, что в указанный в описании объекта закупки извещения нормативно-технический документ (национальный или межгосударственный стандарт (ГОСТ), технический регламент, санитарные нормы и правила (СанПин), свод правил и др.) внесены изменения или указанный нормативно-технический документ утратил силу (например, отменён), то участниками закупки при подготовке заявки применяется действующая (актуальная) редакция нормативно-технического документа или нормативно-технический документ, который принят взамен утратившего силу. . В этом случае участник закупки вправе указать такое значение показателя товара в отдельном электронном документе, содержащем соответствующие пояснения и прилагаемом к заявке на участие в закупке, сформированной с помощью функционала электронной площадки. При рассмотрении заявки на участие в закупке информация, содержащаяся в таком электронном документе, будет иметь приоритет для комиссии по осуществлению закупок

При этом неуказание или указание в заявке на участие в закупке недействующей редакции нормативно-технического документа не является в этом случае основанием для отклонения заявки.

 

ПРОБЛЕМА № 4: Невозможность соблюдения требований статьи 1482 Гражданского кодекса РФ о видах товарных знаков при подаче структурированной заявки.

Сутью 4-й проблемы является то, что действующая редакция подпункта а) пункта 2 части 1 статьи 43 Закона № 44-ФЗ обязывает участников закупки указывать в заявке ТОВАРНЫЙ ЗНАК ЛЮБОГО ВИДА (ПРИ ЕГО НАЛИЧИИИ), а не только имеющий словесное обозначение.

При этом в соответствии с требованиями статьи 1482 Гражданского кодекса РФ в нашей стране в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации. Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании.

В связи с этим большинство используемых в Российской Федерации товарных знаков, которые зарегистрированы Федеральной службой по интеллектуальной собственности (Роспатентом) являются изображениями или комбинацией словесных и изобразительных обозначений, а также других обозначений товарных знаков, не являющихся словесными[11].

Между тем, функционал любой электронной площадки физически не даст участнику выполнить эти требования законодательства о контрактной системе и гражданского законодательства:

- участник закупки имеет возможность указывать с помощью экранных форм веб-интерфейса электронной площадки только словесное обозначение существующего у товара товарного знака.

В связи с этим в инструкции по заполнению заявки можно предусмотреть следующую формулировку для решения этой проблемы:

Под товарным знаком, указываемым участником закупки в настоящем извещении в соответствии с   пунктом 1 статьи 1477 Гражданского кодекса РФ понимается обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.

Товарный знак указывается участником закупки в составе  заявки на участие в закупке при только при его наличии.

В случае если функционал электронной площадки по каким-либо причинам не позволяет участнику закупки указать с помощью экранных форм веб-интерфейса электронной площадки обозначение товарного знака, то участник закупки вправе при заполнении заявки:

- указать обозначение товарного знака в виде сведений о его государственной регистрации в Государственном реестре товарных знаков;

и (или)

- указать обозначение товарного знака в том виде, в котором он зарегистрирован в Государственном реестре товарных знаков (например, в виде изображения или комбинации словесных, изобразительных или других обозначений), в отдельном электронном документе, содержащем соответствующие пояснения и прилагаемом к заявке на участие в закупке, сформированной с помощью функционала электронной площадки.

 

ПРОБЛЕМА № 5: Невозможность применения требований о подаче заявки в структурированном виде при проведении закупок работ и услуг.

Наличие этой проблемы вызвано имеющимся противоречием между пунктом 7 Правил использования КТРУ, которая обязывает указывать с 01.10.2023 г. в структурированной заявке функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики ЛЮБОГО объекта закупки (В ТОМ ЧИСЛЕ ДЛЯ РАБОТ И УСЛУГ) и частью 2 статьи 42 Закона № 44-ФЗ, которая предусматривает указание характеристик товара только в отношении поставляемого товара.

В связи с этим указание характеристик поставляемого товара в составе заявки на участие в закупке при закупке работ и услуг в большинстве случаев по действующей редакции Закона № 44-ФЗ не требуется (исключение – товары, поставляемые при выполнении закупаемых работ или оказании закупаемых услуг).

Речь идёт о явной технической ошибке законодателя, допущенной при утверждении новой редакции пункта 7 Правил использования КТРУ.

Согласно разъяснениям Минфина России, содержащимся в письме от 03.11.2023 г. № 24-03-06/105479, и позиции Казначейства России, отраженной в письме от 26.10.2023 г. № 14-00-04/31290, указывать характеристики закупаемых работ и услуг в составе структурированной заявки с 01.10.2023 г. не требуется. А необходимость формирования инструкции в структурированном виде в ЕИС при описании объекта закупки на выполнение работ, оказание услуг в составе извещения о закупке будет исключена путём доработки функционала ЕИС до конца 2023 года.

Завершая рассмотрение проблем при осуществлении закупок, вызванных введением структурированных описаний объектов закупок и структурированных заявок участников закупок с 01.10.2023 г., автор приходит к следующим выводам:

1. Указанные в настоящей статьи проблемы закупочной деятельности не могут быть разрешены только разъяснениями со стороны «регулятора» - Минфина России и Федерального казначейства.

2. Для решения этих проблем необходимо:

1) внести изменения в редакцию пункта 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ, расширив количество и виды содержащихся в ней характеристик закупаемых товаров, работу, услуг, которые могут быть предусмотрены заказчиком в описании объекта закупки.

«Изобретать велосипед» в этом вопросе не нужно, так как за основу новой редакции этой нормы можно взять более удачно сформулированный пункт 1 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ:

Предлагаемая формулировка изменений в редакцию пункта 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ:

1) в описании объекта закупки указываются требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика…

2)  установить дополнительное требование к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок об использовании типовой формы структурированной заявки на участие в закупке, а также предусмотреть возможные исключения применения этой формы. Например, в виде правил устранения противоречий между данными указанными в заявке участника в структурированном виде (путём заполнения экранных форм веб-интерфейса электронной площадки) и сведениями, содержащимися в электронных документах, которые приложены к заявке участника (см.  предлагаемые формулировки при рассмотрении проблемы № 3 в настоящей статье)

В случае если законодательные изменения, направленные на решение указанных проблем, не будут внесены до 01.04.2024 года – даты начала обязательного применения структурированных контрактов в ЕИС, то заказчики, уполномоченные органы (учреждения), участники закупок, контрольные органы и суды неизбежно столкнутся с резким увеличением количества жалоб и судебных споров, вызванных этими недостатками нормативно-правового регулирования.

Кроме того, без решения озвученных проблем невозможно создать эффективно функционирующую «цифровую экосистему в сфере закупок» в ЕИС, о которой так много говорят представители Минфина России и Федерального казначейства и создания которой запланировано Правительством РФ.


[1]  Пункт 7 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждённых постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 (в редакции постановления Правительства РФ от 31.10.2022 № 1946).

[2] Пункт 31 Дополнительных требований к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок, утверждённых постановлением Правительства РФ от 08.06.2018 г. № 656 (в редакции постановления Правительства РФ от 31.10.2022 № 1946).

[3] См., например, Технический регламент Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС - 018 - 2011), Технический регламент Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС - 021 - 2011), Технический регламент Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" (ТР ТС - 033 - 2013), Технический регламент Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции" (ТР ТС - 034 - 2013) и др.

[4] См., например, Технический регламент Таможенного союза "О безопасности упаковки" (ТР ТС - 005 - 2011).

[5] См., например, Технический регламент Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки" (ТР ТС - 022 - 2011).

[6] См., например, постановление Правительства РФ от 08.07.2022 № 1224 "Об особенностях описания отдельных видов товаров, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при закупках которых предъявляются экологические требования".

[7] См., например, пункт 2 статьи 456 Гражданского кодекса РФ.

[8] См., например, часть 4 статьи 33 Закона № 44-ФЗ: в случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает требования к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар.

[9] См., например, требование части 4 статьи 33 Закона № 44-ФЗ: в случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии.

[10] См., например, требование о соответствии поставляемого товара изображению товара, на поставку которого заключается контракт

[11] См. более подробно: В.В. Дон «Искусство описания неописуемого или о новых требованиях Закона № 223-ФЗ в части указания товарных знаков»// Информационный портал закупок, см.: http://zakupki-portal.ru/novosti/viktor-don-avtorskie-materialy/iskusstvo-opisaniya-neopisuemogo-ili-o-novyh-trebovaniyah-zakona-223-fz-v-chasti-ukazaniya-tovarnyh-znakov/

 

Автор: Дон Виктор Викторович

директор Балтийского тендерного центра,

юрист-практик, эксперт в сфере закупок

Комментирование будет доступно после регистрации на сайте.

Зарегистрироваться Войти