Разъяснения особенностей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства (ЧАСТЬ II).

Министерство финансов Российской Федерации и Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации уже высказывали свою позицию по вопросам применения положений постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2017 года №1428 «Об особенностях осуществления закупки для нужд обороны страны и безопасности государства». В том письме были затронуты вопросы выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), порядка проведения закрытого аукциона, размещения информации об осуществлении закупок в ЕИС и осуществления контроля размещенной информации и документов в ЕИС.  В новом письме Минфин и ФАС, посвященном применению положений Постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2017 года № 1428, рассматривается вопрос осуществления закупок у субъектов малого предпринимательства (СМП) и...Министерство финансов Российской Федерации и Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации уже высказывали свою позицию по вопросам применения положений постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2017 года №1428 «Об особенностях осуществления закупки для нужд обороны страны и безопасности государства». В том письме были затронуты вопросы выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), порядка проведения закрытого аукциона, размещения информации об осуществлении закупок в ЕИС и осуществления контроля размещенной информации и документов в ЕИС.

В новом письме Минфин и ФАС, посвященном применению положений Постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2017 года № 1428, рассматривается вопрос осуществления закупок у субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО). Также в документе даны разъяснения по составлению и размещению в ЕИС отчета об объеме закупок, осуществленных у СМП и СОНКО.

Осуществление закупок у СМП и СОНКО

Как известно нашему уважаемому читателю, в соответствии с положениями части 1 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, притом объем таких закупок должен быть не менее чем 15% от совокупного годового объема.  

По условиям данной статьи, такие закупки необходимо осуществлять путем:

  • проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации (НМЦК не должна превышать 20 миллионов);
  • установления в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не СМП или СОНКО, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СПМ, СОНКО.

Часть 1 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ

«1. Заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем:

1) проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;

2) осуществления закупок с учетом положений части 5 настоящей статьи».

Однако, в соответствии с частью 1.1 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ, при определении объема закупок у СМП и СОНКО, не включаются закупки:

  • для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
  • услуг по предоставлению кредитов;
  • у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ;
  • работ в области использования атомной энергии;
  • при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Кроме того, в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2017 г. № 1428 «Об особенностях осуществления закупки для нужд обороны страны и безопасности государства», заказчики указанные в приложении к данному постановлению, обязаны применять должны применять закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в порядке, установленном для случаев, предусмотренных пунктом 1 или 2 части 2 статьи 84 Федерального закона (по выбору заказчика).

Стоит учесть, что в случае осуществления закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта, положение о согласовании, предусмотренное частью 3 статьи 84 Закона № 44-ФЗ, не применяется.

Перечень заказчиков, при осуществлении закупки которыми применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

«1. Министерство обороны Российской Федерации, а также подведомственные государственные учреждения и государственные унитарные предприятия.

2. Федеральная служба безопасности Российской Федерации, а также подведомственные государственные учреждения и государственные унитарные предприятия.

3. Служба внешней разведки Российской Федерации, а также подведомственные государственные учреждения и государственные унитарные предприятия».

«Таким образом, заказчики с учетом положений Постановления № 1428 вправе выбрать способ исключительно из следующих конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион - а также вправе осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ», - уточняется в письме.

Учитывая изложенное выше, Минфин и ФАС приходят к выводу, что закупки, осуществляемые в соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2017 года № 1428, не включаются в объем закупок, предусмотренный частью 1 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ.

Отчет об объеме закупок у СМП, СОНКО

Заказчики, в соответствии с частью 4 статьи 30 Закона № 44-ФЗ, по итогам года должны составлять отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций и до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, размещать данный отчет в ЕИС.

Часть 4 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ

«4. В случае признания не состоявшимся определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, заказчик вправе отменить указанное в части 3 настоящей статьи ограничение и осуществить закупки на общих основаниях. При этом такие закупки, осуществленные на общих основаниях, не учитываются в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи. По итогам года заказчик обязан составить отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, и до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, разместить такой отчет в единой информационной системе. В такой отчет заказчик включает информацию о заключенных контрактах с субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями, а также информацию о несостоявшемся определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с участием субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций». 

 

! «Правила подготовки отчета, его размещения в ЕИС, а также форма указанного отчета и требования к заполнению отчета утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 17.03.2015 № 238», - указывается в рассматриваемом письме.

Тем временем, согласно пункту 2 постановления Правительства РФ № 1428, заказчики, обязанные соблюдать требования данного документа, не должны размещать в единой информационной системе в сфере закупок, информацию и документы размещение которых предусмотрено Законом № 44-ФЗ за исключением извещения об осуществлении закупки, проводимой в порядке, установленном для случая, предусмотренного пунктом 2 части 2 статьи 84 Закона № 44-ФЗ.

Статья 84 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ

«2. Закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) применяются только в случаях:

1) закупок товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну;

2) закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта;

3) заключения контрактов на оказание услуг по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, на оказание услуг по страхованию, транспортировке, охране музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение и передаваемых заказчиками физическим лицам или юридическим лицам либо принимаемых заказчиками от физических лиц или юридических лиц во временное владение и пользование либо во временное пользование, в том числе в связи с проведением выставок на территории Российской Федерации и (или) территориях иностранных государств;

4) закупок услуг по уборке помещений, услуг водителей для обеспечения деятельности судей, судебных приставов».

Однако, Минфин и ФАС уточняют, что несмотря на то, что постановлением Правительства № 1428 не предусмотрено размещение в ЕИС информации и документов о закупках (за указанным выше исключением), данное постановление не устанавливает особенностей, позволяющих не составлять отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

То есть, заказчики, обязанные соблюдать требования постановления Правительства № 1428, по-прежнему должны составлять отчет об объеме закупок у СМП и СОНКО, но при этом такой отчет не подлежит размещению в единой информационной системе в сфере закупок.

Само собой, ведомства не забыли представить вниманию читателя письма дисклеймер о том, что оно не является правовым актом и носит лишь информационный характер.

Автор: Скульбин Георгий

©Информационный портал закупок

 

Текст совместного письма Министерства финансов Российской Федерации от 28.02.2018 г. № 24-04-06/2728 и Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 28.02.2018 г. № МО/13361/18

 

Министерство финансов

Российской Федерации

Федеральная

антимонопольная служба

28.02.2018

28.02.2018

24-04-06/2728

МО/13361/18

 

О позиции Минфина России, ФАС России по вопросам применения постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2017 г. № 1428 «Об особенностях осуществления закупки для нужд обороны страны и безопасности государства)»

В  связи  с  поступающими вопросами о применении постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2017 г. № 1428 «Об особенностях осуществления закупки для нужд обороны страны и безопасности государства» (далее - Постановление № 1428), принятого в соответствии со статьей 111 Федерального закона от 5 апреля 2013 r. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и  муниципальных  нужд»  (далее  Закон  №  44-ФЗ), Минфин России и ФАС России сообщают следующее.

1. По вопросу предпринимательства, организаций осуществления закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций

Частью 1 статьи 30 Закона № 44-ФЗ установлена обязанность осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок путем:

1) проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;

2) осуществления закупок с учетом положений части 5 статьи 30 Закона № 44-ФЗ.

При этом частью 1.1 статьи 30 Закона № 44-ФЗ установлено, что при определении объема закупок, предусмотренного частью 1 статьи 30 Закона № 44-ФЗ, не включаются закупки, в том числе:

1) для обеспечения обороны страны и безопасности государства;

2) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ;

3) при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В соответствии с пунктом 1 Постановления № 1428 при осуществлении закупки заказчиками по перечню согласно приложению (далее - заказчики), за исключением закупок, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 2 статьи 84, частью 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в порядке, установленном для случаев, предусмотренных пунктами 1 или 2 части 2 статьи 84 Закона № 44-ФЗ (по выбору заказчика).

Таким образом, заказчики с учетом положений Постановления № 1428 вправе выбрать способ исключительно из следующих конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион - а также вправе осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

Аналогичная позиция изложена в совместном письме Минфина России, Федерального казначейства и ФАС России по вопросам применения Постановления № 1428 от 29.01.2018   № 24-04-06/4970, № 14-00-06/ 1303 и № МО/5562/18.

На основании изложенного, учитывая положения Постановления № 1428, закупки, осуществляемые заказчиками вышеуказанными способами определения поставщика (подрядчика, исполнителя), не включаются в объем закупок, предусмотренный частью 1 статьи 30 Закона № 44-ФЗ.

2. По вопросу составления и размещения в единой информационной системе в сфере закупок отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций

В соответствии с частью 4 статьи 30 Закона № 44-ФЗ по итогам года заказчик обязан составить отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, предусмотренных частью 2 указанной статьи, и до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, разместить такой отчет в единой информационной системе (далее -ЕИС).

Правила подготовки отчета, его размещения в ЕИС, а также форма указанного отчета и требования к заполнению отчета утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 17.03.2015 № 238.

В соответствии с пунктом 2 Постановления № 1428 заказчики не размещают в ЕИС информацию и документы, размещение которых предусмотрено Законом № 44-ФЗ, за исключением извещения об осуществлении в соответствии с Постановлением № 1428 закупки, проводимой в порядке, установленном для случая, предусмотренного пунктом 2 части 2 статьи 84 Закона № 44-ФЗ.

Таким образом, положениями Постановления № 1428 предусмотрено размещение в ЕИС только извещения об осуществлении закупки и исключительно при условии принятия заказчиком решения об осуществлении закупки в порядке, установленном для случая, предусмотренного пунктом 2 части 2 статьи 84 Закона № 44-ФЗ.

При этом иные документы, предусмотренные Законом № 44-ФЗ, не подлежат размещению в ЕИС.

Аналогичная позиция изложена в совместном письме Минфина России, Федерального казначейства и ФАС России по вопросам применения Постановления № 1428 от 29.01.2018 № 24-04-06/4970, № 14-00-06/1303 и № МО/5562/ 18.

Следует отметить, что Постановление № 1428 не устанавливает особенностей, позволяющих не составлять отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

На основании изложенного, учитывая положения Постановления № 1428, заказчики составляют отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, в том числе с учетом изложенного в пункте 1 настоящего письма, но не размещают указанный отчет в ЕИС.

Настоящее письмо не является правовым актом и носит информационный характер.

 

Заместитель

Министра финансов

Российской Федерации

Заместитель

Руководителя Федеральной

антимонопольной службы

 

А.М. Лавров

 

М.А. Овчинников

 

Комментирование будет доступно после регистрации на сайте.

Зарегистрироваться Войти