Разъяснения особенностей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства.

Минфин РФ, Федеральное казначейство и ФАС России обозначили свои позиции по вопросам применения постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2017 года №1428 «Об особенностях осуществления закупки для нужд обороны страны и безопасности государства в совместном письме от 29 января 2018 года.  Причиной составления письма стало большое количество поступающих...Минфин РФ, Федеральное казначейство и ФАС России обозначили свои позиции по вопросам применения постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2017 года №1428 «Об особенностях осуществления закупки для нужд обороны страны и безопасности государства в совместном письме от 29 января 2018 года.

Причиной составления письма стало большое количество поступающих обращений по вопросам применения указанного выше постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2017 года №1428.

I. Выбор способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя)

Заказчики, подведомственные Министерству обороны Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации и службе внешней разведки Российской Федерации, вправе выбрать один из следующих конкурентных способов закупки:

  • закрытый конкурс,
  • закрытый конкурс с ограниченным участием,
  • закрытый двухэтапный конкурс,
  • закрытый аукцион.

Запрос котировок (в том числе, для обеспечения деятельности заказчика на территории иностранного государства) и запрос предложений (в том числе, в случае, указанном в пункте 8 части 2 статьи 83 Закона № 44-ФЗ) постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2017 г. №1428 не предусмотрены.

Закупку неконкурентным способом (у единственного поставщика) такие заказчики вправе осуществить в соответствии с частью 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при этом согласовывается с ФАС России на основании пункта 25 части 1 статьи 93 Закона №44-ФЗ.

В случае признания осуществленных в соответствии с постановлением Правительства РФ от 27.11.2017 г. №1428 закрытого конкурса, закрытого конкурса с ограниченным участием, закрытого двухэтапного конкурса или закрытого аукциона не состоявшимся применяются положения Закона № 44-ФЗ о последствиях признания не состоявшимся:

  • открытого конкурса;
  • конкурса с ограниченным участием;
  • двухэтапного конкурса;
  • аукциона в электронной форме.

Положениями статей 55 (Последствия признания конкурса несостоявшимся), 71 (Последствия признания электронного аукциона несостоявшимся) Федерального закона от 05.04.2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусмотрены случаи, в которых по признании несостоявшимся конкурса или аукциона, возможно проведение новой закупки.

В рассматриваемом письме отмечено, что: «при осуществлении такой новой закупки заказчики, руководствуясь Постановлением № 1428, вправе осуществить закупку исключительно путем проведения закрытого конкурса, закрытого конкурса с ограниченным участием, закрытого двухэтапного конкурса, закрытого аукциона, а также путем закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ».

II. Проведение закрытого аукциона

Пунктом 3 постановления Правительства РФ от 27 ноября 2017 г. №1428 установлено, что в случае осуществления закупки ТРУ включенных в перечень, предусмотренный частью 2 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 года №44-ФЗ, заказчики обязаны проводить закрытый аукцион с использованием функционала специализированной электронной торговой площадки – АСТ ГОЗ (https://www.astgoz.ru/), оператором которой является общество с ограниченной ответственностью "Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа".

Функционал данной специализированной электронной площадки используется для обеспечения проведения процедуры закрытого аукциона в электронной форме, - отмечается в письме.

Однако, при проведении закрытого аукциона и использованием функционала специализированной электронной площадки, при отсутствии противоречий Постановлению №1428, авторы письма считают целесообразным применять порядок проведения электронного аукциона, в том числе в части требований к порядку подачи заявок, рассмотрению первых частей заявок, проведения процедуры торгов, рассмотрению вторых частей заявок, заключения контракта.

В этом случае авторы письма апеллируют к принципам разумности, единства контрактной системы, а также положениям статьи 6 (Применение гражданского законодательства по аналогии) Гражданского кодекса Российской Федерации.

III. Размещение информации в ЕИС в сфере закупок

Заказчики, определенные постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2017 г. №1428 не размещают в единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) информацию и документы, размещение которых предусмотрено Законом №44-ФЗ, за исключением:

 извещения об осуществлении закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта (пункт 2 части 2 статьи 84 Закона №44-ФЗ).

«При этом иные документы, предусмотренные Законом № 44-ФЗ, в том числе планы закупок, планы-графики закупок, документации о закупках, протоколы, составляемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя), не подлежат размещению в ЕИС.

Также не подлежит размещению в ЕИС извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)», - говорится в письме.

Уточнили комментаторы и тот момент, что должностные лица заказчиков, указанных в приложении к Постановлению №1428 не могут быть привлечены к административной ответственности за неразмещение или нарушение срока размещения плана закупок, плана-графика закупок (вносимых в эти планы изменений) в ЕИС, так как постановлением такое размещение не предусмотрено, а, следовательно, отсутствует состав административного правонарушения.

IV. Осуществление контроля

В целях соблюдения требований постановления Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2015 г. № 1367 «О порядке осуществления контроля, предусмотренного    частью 5 статьи 99 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», установлены особенности осуществления контроля информации и документов, не подлежащих размещению в единой информационной системе (ЕИС) в соответствии с Постановлением №1428.

В частности, контроль информации и документов, не подлежащих размещению в ЕИС, осуществляется в те же сроки и в том же порядке, которые предусмотрены для осуществления контроля документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, в соответствии с постановлением Правительства РФ 12.12.2015 № 1367.

То есть:

  • информации об идентификационном коде закупки и об утвержденном и доведенном до заказчика в установленном порядке объеме финансового обеспечения закупки, включенной в утвержденные в установленном порядке планы закупок и планы-графики закупок, в том числе в изменения, внесенные в них, а также в извещения об осуществлении закупки, в приглашения принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), документацию о закупках, протоколы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и проекты контрактов, до направления соответствующих объектов контроля участникам закупок,
  • сведений о контракте при их представлении в установленном порядке для включения в реестр контрактов, содержащий сведения, составляющие государственную тайну,

- подлежат направлению на контроль в орган контроля на бумажном носителе и при наличии технической возможности - на съемном машинном носителе информации с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.

«Учитывая положения пункта 4 Требований к форме к форме плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, утвержденных постановлением    Правительства     Российской     Федерации от 05.06.2015 г. № 552, и пункта 5 Требований к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2015  № 553, закупки, осуществляемые заказчиками, подлежат включению в планы закупок, планы-графики закупок по форме, установленной для сведений, не составляющих государственную тайну, и не подлежат отражению в приложении к плану закупок, плану-графику закупок, содержащем сведения, составляющие государственную тайну (за исключением случаев, когда соответствующие сведения действительно составляют государственную тайну)».

Ошибочное размещение информации и документов на контроль и размещение в ЕИС

Если заказчик ошибочно направил на контроль и размещение в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, не подлежащих (в соответствии с ПП РФ №1428) размещению в ЕИС, контроль таких сведений не производится и, соответственно, их размещение в ЕИС не осуществляется.

То есть, по ошибочно направленному на контроль документу фактически не производится никаких действий (результаты контроля не формируются и не подписываются), а сам документ остается в личном кабинете органа контроля и в личном кабинете заказчика соответственно, со статусом «НА КОНТРОЛЕ» и размещение этого документа не осуществляется.

Извещения

Извещения об осуществлении закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта (пункт 2 части 2 статьи 84 Закона №44-ФЗ), - которые необходимо публиковать в единой информационной системе в сфере закупок, формируются без размещения плана-графика закупок, на основании которого осуществляется соответствующая закупка.

План-график закупок, на соответствие которому будет проверяться извещение о закупке, предоставляется органу контроля на бумажном носителе.

«В случае, если план-график закупок не был представлен для прохождения контроля на бумажном носителе, при осуществлении контроля извещений, формируемых на основании такого плана-графика закупок, и размещаемых в ЕИС, орган контроля формирует отрицательный результат контроля в ЕИС».

Авторы письма, кроме прочего сообщают, что сейчас идет проработка вопроса о формировании документов, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 года №44-ФЗ, и результатов их контроля в электронной форме в ЕИС, без размещения таких данных в открытой части единой информационной системы.

В завершение Минфин, Федеральное казначейство и ФАС России напоминают читателям, что письмо не является правовым актом и носит информационный характер.

 

Автор: Скульбин Георгий

©Информационный портал закупок

Текст совместного письма Минфина РФ № 24-04-06/4970, Федерального казначейства № 14-00-06/1303, ФАС России № МО/5562/18 от 29.01.2018

 

Министерство финансов Российской Федерации

Федеральное казначейство

Федеральная антимонопольная служба

№ 24-04-06/4970

№ 14-00-06/1303

№ МО/5562/18

от 29.01.2018

от 29.01.2018

от 29.01.2018

 

О позиции Минфина России, Федерального казначейства, ФАС России по вопросам применения постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2017 г.№ 1428 «Об особенностях осуществления закупки для нужд обороны страны и безопасности государства»

 

В связи с поступающими вопросами о применении постановления Правительства   Российской   Федерации   от   27   ноября   2017   г.  №   1428 «Об особенностях осуществления закупки для нужд обороны страны и безопасности государства» (далее - Постановление № 1428), принятого в соответствии со статьей 111 Федерального закона от 5 апреля 20 13 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ), Минфин России, Федеральное    казначейство, ФАС России сообщают следующее. 

1. По вопросу выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) 

1.1. В соответствии с пунктом 1 Постановления № 1428 при осуществлении закупки заказчиками по перечню согласно приложению (далее - заказчики), за исключением закупок, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 2 статьи 84, частью 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в порядке, установленном для случаев, предусмотренных пунктами 1 или 2 части 2 статьи 84 Федерального закона (по выбору заказчика). 

Таким образом, заказчики с учетом положений Постановления № 1428 вправе выбрать способ исключительно из следующих конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион - а также вправе осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. 

Осуществление закупок путем проведения запроса котировок (в том числе, для обеспечения деятельности заказчика на территории иностранного государства), запроса предложений (в том числе, в случае, указанном в пункте 8 части 2 статьи 83 Закона № 44-ФЗ) не предусмотрено Постановлением № 1428. 

1.2. В соответствии с   абзацем   2   пункта   1 Постановления   № 1428 в случае признания осуществленных в соответствии с Постановлением № 1428 закрытого конкурса, закрытого конкурса с ограниченным участием, закрытого двухэтапного конкурса или закрытого аукциона не состоявшимся применяются положения Закона № 44-ФЗ о последствиях признания не состоявшимся открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса или аукциона в электронной форме. 

Положения статей 55, 71 Закона № 44-ФЗ предусматривают случаи, при которых проводится новая закупка. Следует учесть, что при осуществлении такой новой закупки заказчики, руководствуясь Постановлением № 1428, вправе осуществить закупку исключительно путем проведения закрытого конкурса, закрытого конкурса с ограниченным участием, закрытого двухэтапного конкурса, закрытого аукциона, а также путем закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. 

Согласование заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при осуществлении закупок в соответствии с пунктом 1 Постановления № 1428 проводится с ФАС России на основании пункта 25 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. 

2. По вопросу проведения закрытого аукциона 

В соответствии с пунктом 3 Постановления № 1428 заказчики в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, включенных в перечень, предусмотренный частью 2 статьи 59 Закона № 44-ФЗ обязаны проводить закрытый аукцион с использованием функционала специализированной электронной площадки. 

Необходимо  отметить, что функционал специализированной электронной площадки используется для обеспечения проведения процедуры закрытого аукциона в электронной форме. 

Руководствуясь принципами разумности, единства контрактной системы, а также положениями статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации , представляется целесообразным при проведении закрытого аукциона с использованием функционала специализированной электронной площадки применять в части, не противоречащей Постановлению № 1428, порядок проведения электронного аукциона, в том числе в части требований к порядку подачи заявок, рассмотрению первых частей заявок, проведения процедуры торгов, рассмотрению  вторых частей заявок, заключения контракта. 

3. По вопросу размещения информации в единой информационной системе в сфере закупок 

В соответствии с пунктом 2 Постановления № 1428 заказчики не размещают в единой информационной системе информацию и документы, размещение которых предусмотрено Законом № 44-ФЗ, за исключением извещения об осуществлении в соответствии с Постановлением № 1428 закупки, проводимой в порядке, установленном для случая, предусмотренного пунктом 2 части 2 статьи 84 Закона № 44-ФЗ. 

Таким образом, положениями Постановления № 1428 предусмотрено размещение в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) только извещения об осуществлении закупки и исключительно при условии принятия заказчиком решения об осуществлении закупки в порядке, установленном для случая, предусмотренного пунктом 2 части 2 статьи 84 Закона № 44-ФЗ. 

При этом иные документы, предусмотренные Законом № 44-ФЗ, в том числе планы закупок, планы-графики закупок, документации о закупках, протоколы, составляемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя), не подлежат размещению в ЕИС. Также не подлежит размещению в ЕИС извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). 

Дополнительно необходимо отметить, что должностные лица заказчиков по перечню согласно приложению к Постановлению № 1428 не могут быть привлечены в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях к административной ответственности за неразмещение или нарушение срока размещения плана закупок, плана-графика закупок (вносимых в эти планы изменений) в ЕИС в связи с отсутствием состава    административного    правонарушения,   поскольку    Постановлением № 1428 такое размещение не предусмотрено. 

4. По    вопросу    осуществления    контроля    в    соответствии с частью 5 статьи 99 Закона № 44-ФЗ 

В целях соблюдения требований постановления Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2015 г. № 1367 «О порядке осуществления контроля, предусмотренного    частью    5   статьи   99   Федерального   закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Постановление № 1367) при осуществлении контроля информации и документов, которые не подлежат в соответствии с Постановлением № 1428 размещению в ЕИС, необходимо руководствоваться следующим. 

Осуществление контроля информации и документов, не подлежащих в соответствии с Постановлением № 1428 размещению в ЕИС, осуществляется в те же сроки и в порядке, которые предусмотрены для осуществления контроля документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, в соответствии с Постановлением № 1367. 

Такие информация и документы подлежат направлению на контроль в орган контроля на бумажном носителе и (при наличии технической возможности) на съёмном машинном носителе информации. 

Учитывая положения пункта 4 Требований к форме к форме плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, утвержденных постановлением Правительства     Российской Федерации от 05.06.2015 г. № 552, и пункта 5 Требований к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, утвержденных постановлением Правительства  Российской  Федерации  от 05.06.2015  № 553, закупки, осуществляемые заказчиками, подлежат включению в планы закупок, планы-графики закупок по форме, установленной для сведений, не составляющих государственную тайну, и не подлежат отражению в приложении к плану закупок, плану-графику закупок, содержащем сведения, составляющие государственную тайну (за исключением случаев, когда соответствующие сведения действительно составляют государственную тайну). 

В случае ошибочного направления заказчиками на контроль и размещение в ЕИС информации и документов, которые в соответствии с Постановлением № 1428 не подлежат размещению в ЕИС, контроль таких сведений   органом   контроля   не   производится, их   размещение   в   ЕИС не осуществляется. Это означает, что в отношении документа, ошибочно направленного на контроль, результаты контроля органом контроля не формируются и не подписываются. Такой документ остаётся в личном кабинете органа контроля и в личном кабинете заказчика со статусом «На контроле» и не размещается в ЕИС. При этом в отношении извещений, подлежащих в соответствии с Постановлением № 1428 размещению в ЕИС, функционал формирования, направления на контроль и последующего размещения в ЕИС сохраняется в текущем порядке. Напоминаем, что указанные извещения формируются без размещения плана-графика закупок, на основании которого осуществляется соответствующая закупка. Такие извещения контролируются на соответствие плану-графику закупок, представленному в орган контроля на бумажном носителе. В случае, если план-график закупок не был представлен для прохождения контроля на бумажном носителе, при осуществлении контроля извещений, формируемых на основании такого плана-графика закупок, и размещаемых в ЕИС, орган контроля формирует отрицательный результат контроля в ЕИС. 

Дополнительно сообщаем, что в настоящее время прорабатывается вопрос о формировании документов, предусмотренных Законом № 44-ФЗ, и результатов их контроля в электронной форме в ЕИС без последующего размещения в открытой части ЕИС. 

Настоящее письмо не является правовым актом и носит информационный характер.  

Заместитель министра финансов Российской Федерации

Заместитель руководителя Федерального казначейства

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы

 

 

 

А.М. Лавров

А.Т. Катамадзе

М.А. Овчинников

Комментирование будет доступно после регистрации на сайте.

Зарегистрироваться Войти