Минфин РФ, Федеральное казначейство и ФАС России обозначили свои позиции по вопросам применения постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2017 года №1428 «Об особенностях осуществления закупки для нужд обороны страны и безопасности государства в совместном письме от 29 января 2018 года.
Причиной составления письма стало большое количество поступающих обращений по вопросам применения указанного выше постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2017 года №1428.
I. Выбор способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя)
Заказчики, подведомственные Министерству обороны Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации и службе внешней разведки Российской Федерации, вправе выбрать один из следующих конкурентных способов закупки:
- закрытый конкурс,
- закрытый конкурс с ограниченным участием,
- закрытый двухэтапный конкурс,
- закрытый аукцион.
Запрос котировок (в том числе, для обеспечения деятельности заказчика на территории иностранного государства) и запрос предложений (в том числе, в случае, указанном в пункте 8 части 2 статьи 83 Закона № 44-ФЗ) постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2017 г. №1428 не предусмотрены.
Закупку неконкурентным способом (у единственного поставщика) такие заказчики вправе осуществить в соответствии с частью 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при этом согласовывается с ФАС России на основании пункта 25 части 1 статьи 93 Закона №44-ФЗ. |
В случае признания осуществленных в соответствии с постановлением Правительства РФ от 27.11.2017 г. №1428 закрытого конкурса, закрытого конкурса с ограниченным участием, закрытого двухэтапного конкурса или закрытого аукциона не состоявшимся применяются положения Закона № 44-ФЗ о последствиях признания не состоявшимся:
- открытого конкурса;
- конкурса с ограниченным участием;
- двухэтапного конкурса;
- аукциона в электронной форме.
Положениями статей 55 (Последствия признания конкурса несостоявшимся), 71 (Последствия признания электронного аукциона несостоявшимся) Федерального закона от 05.04.2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусмотрены случаи, в которых по признании несостоявшимся конкурса или аукциона, возможно проведение новой закупки.
В рассматриваемом письме отмечено, что: «при осуществлении такой новой закупки заказчики, руководствуясь Постановлением № 1428, вправе осуществить закупку исключительно путем проведения закрытого конкурса, закрытого конкурса с ограниченным участием, закрытого двухэтапного конкурса, закрытого аукциона, а также путем закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ».
II. Проведение закрытого аукциона
Пунктом 3 постановления Правительства РФ от 27 ноября 2017 г. №1428 установлено, что в случае осуществления закупки ТРУ включенных в перечень, предусмотренный частью 2 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 года №44-ФЗ, заказчики обязаны проводить закрытый аукцион с использованием функционала специализированной электронной торговой площадки – АСТ ГОЗ (https://www.astgoz.ru/), оператором которой является общество с ограниченной ответственностью "Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа".
Функционал данной специализированной электронной площадки используется для обеспечения проведения процедуры закрытого аукциона в электронной форме, - отмечается в письме.
Однако, при проведении закрытого аукциона и использованием функционала специализированной электронной площадки, при отсутствии противоречий Постановлению №1428, авторы письма считают целесообразным применять порядок проведения электронного аукциона, в том числе в части требований к порядку подачи заявок, рассмотрению первых частей заявок, проведения процедуры торгов, рассмотрению вторых частей заявок, заключения контракта.
В этом случае авторы письма апеллируют к принципам разумности, единства контрактной системы, а также положениям статьи 6 (Применение гражданского законодательства по аналогии) Гражданского кодекса Российской Федерации. |
III. Размещение информации в ЕИС в сфере закупок
Заказчики, определенные постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2017 г. №1428 не размещают в единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) информацию и документы, размещение которых предусмотрено Законом №44-ФЗ, за исключением:
– извещения об осуществлении закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта (пункт 2 части 2 статьи 84 Закона №44-ФЗ).
«При этом иные документы, предусмотренные Законом № 44-ФЗ, в том числе планы закупок, планы-графики закупок, документации о закупках, протоколы, составляемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя), не подлежат размещению в ЕИС. Также не подлежит размещению в ЕИС извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)», - говорится в письме. |
Уточнили комментаторы и тот момент, что должностные лица заказчиков, указанных в приложении к Постановлению №1428 не могут быть привлечены к административной ответственности за неразмещение или нарушение срока размещения плана закупок, плана-графика закупок (вносимых в эти планы изменений) в ЕИС, так как постановлением такое размещение не предусмотрено, а, следовательно, отсутствует состав административного правонарушения.
IV. Осуществление контроля
В целях соблюдения требований постановления Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2015 г. № 1367 «О порядке осуществления контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», установлены особенности осуществления контроля информации и документов, не подлежащих размещению в единой информационной системе (ЕИС) в соответствии с Постановлением №1428.
В частности, контроль информации и документов, не подлежащих размещению в ЕИС, осуществляется в те же сроки и в том же порядке, которые предусмотрены для осуществления контроля документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, в соответствии с постановлением Правительства РФ 12.12.2015 № 1367.
То есть:
- информации об идентификационном коде закупки и об утвержденном и доведенном до заказчика в установленном порядке объеме финансового обеспечения закупки, включенной в утвержденные в установленном порядке планы закупок и планы-графики закупок, в том числе в изменения, внесенные в них, а также в извещения об осуществлении закупки, в приглашения принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), документацию о закупках, протоколы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и проекты контрактов, до направления соответствующих объектов контроля участникам закупок,
- сведений о контракте при их представлении в установленном порядке для включения в реестр контрактов, содержащий сведения, составляющие государственную тайну,
- подлежат направлению на контроль в орган контроля на бумажном носителе и при наличии технической возможности - на съемном машинном носителе информации с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.
«Учитывая положения пункта 4 Требований к форме к форме плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2015 г. № 552, и пункта 5 Требований к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2015 № 553, закупки, осуществляемые заказчиками, подлежат включению в планы закупок, планы-графики закупок по форме, установленной для сведений, не составляющих государственную тайну, и не подлежат отражению в приложении к плану закупок, плану-графику закупок, содержащем сведения, составляющие государственную тайну (за исключением случаев, когда соответствующие сведения действительно составляют государственную тайну)». |
Ошибочное размещение информации и документов на контроль и размещение в ЕИС
Если заказчик ошибочно направил на контроль и размещение в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, не подлежащих (в соответствии с ПП РФ №1428) размещению в ЕИС, контроль таких сведений не производится и, соответственно, их размещение в ЕИС не осуществляется.
То есть, по ошибочно направленному на контроль документу фактически не производится никаких действий (результаты контроля не формируются и не подписываются), а сам документ остается в личном кабинете органа контроля и в личном кабинете заказчика соответственно, со статусом «НА КОНТРОЛЕ» и размещение этого документа не осуществляется.
Извещения
Извещения об осуществлении закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта (пункт 2 части 2 статьи 84 Закона №44-ФЗ), - которые необходимо публиковать в единой информационной системе в сфере закупок, формируются без размещения плана-графика закупок, на основании которого осуществляется соответствующая закупка.
План-график закупок, на соответствие которому будет проверяться извещение о закупке, предоставляется органу контроля на бумажном носителе.
«В случае, если план-график закупок не был представлен для прохождения контроля на бумажном носителе, при осуществлении контроля извещений, формируемых на основании такого плана-графика закупок, и размещаемых в ЕИС, орган контроля формирует отрицательный результат контроля в ЕИС». |
Авторы письма, кроме прочего сообщают, что сейчас идет проработка вопроса о формировании документов, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 года №44-ФЗ, и результатов их контроля в электронной форме в ЕИС, без размещения таких данных в открытой части единой информационной системы.
В завершение Минфин, Федеральное казначейство и ФАС России напоминают читателям, что письмо не является правовым актом и носит информационный характер.
Автор: Скульбин Георгий
©Информационный портал закупок
Текст совместного письма Минфина РФ № 24-04-06/4970, Федерального казначейства № 14-00-06/1303, ФАС России № МО/5562/18 от 29.01.2018
Министерство финансов Российской Федерации |
Федеральное казначейство |
Федеральная антимонопольная служба |
№ 24-04-06/4970 |
№ 14-00-06/1303 |
№ МО/5562/18 |
от 29.01.2018 |
от 29.01.2018 |
от 29.01.2018 |
О позиции Минфина России, Федерального казначейства, ФАС России по вопросам применения постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2017 г.№ 1428 «Об особенностях осуществления закупки для нужд обороны страны и безопасности государства»
В связи с поступающими вопросами о применении постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2017 г. № 1428 «Об особенностях осуществления закупки для нужд обороны страны и безопасности государства» (далее - Постановление № 1428), принятого в соответствии со статьей 111 Федерального закона от 5 апреля 20 13 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ), Минфин России, Федеральное казначейство, ФАС России сообщают следующее.
1. По вопросу выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя)
1.1. В соответствии с пунктом 1 Постановления № 1428 при осуществлении закупки заказчиками по перечню согласно приложению (далее - заказчики), за исключением закупок, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 2 статьи 84, частью 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в порядке, установленном для случаев, предусмотренных пунктами 1 или 2 части 2 статьи 84 Федерального закона (по выбору заказчика).
Таким образом, заказчики с учетом положений Постановления № 1428 вправе выбрать способ исключительно из следующих конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион - а также вправе осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.
Осуществление закупок путем проведения запроса котировок (в том числе, для обеспечения деятельности заказчика на территории иностранного государства), запроса предложений (в том числе, в случае, указанном в пункте 8 части 2 статьи 83 Закона № 44-ФЗ) не предусмотрено Постановлением № 1428.
1.2. В соответствии с абзацем 2 пункта 1 Постановления № 1428 в случае признания осуществленных в соответствии с Постановлением № 1428 закрытого конкурса, закрытого конкурса с ограниченным участием, закрытого двухэтапного конкурса или закрытого аукциона не состоявшимся применяются положения Закона № 44-ФЗ о последствиях признания не состоявшимся открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса или аукциона в электронной форме.
Положения статей 55, 71 Закона № 44-ФЗ предусматривают случаи, при которых проводится новая закупка. Следует учесть, что при осуществлении такой новой закупки заказчики, руководствуясь Постановлением № 1428, вправе осуществить закупку исключительно путем проведения закрытого конкурса, закрытого конкурса с ограниченным участием, закрытого двухэтапного конкурса, закрытого аукциона, а также путем закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.
Согласование заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при осуществлении закупок в соответствии с пунктом 1 Постановления № 1428 проводится с ФАС России на основании пункта 25 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.
2. По вопросу проведения закрытого аукциона
В соответствии с пунктом 3 Постановления № 1428 заказчики в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, включенных в перечень, предусмотренный частью 2 статьи 59 Закона № 44-ФЗ обязаны проводить закрытый аукцион с использованием функционала специализированной электронной площадки.
Необходимо отметить, что функционал специализированной электронной площадки используется для обеспечения проведения процедуры закрытого аукциона в электронной форме.
Руководствуясь принципами разумности, единства контрактной системы, а также положениями статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации , представляется целесообразным при проведении закрытого аукциона с использованием функционала специализированной электронной площадки применять в части, не противоречащей Постановлению № 1428, порядок проведения электронного аукциона, в том числе в части требований к порядку подачи заявок, рассмотрению первых частей заявок, проведения процедуры торгов, рассмотрению вторых частей заявок, заключения контракта.
3. По вопросу размещения информации в единой информационной системе в сфере закупок
В соответствии с пунктом 2 Постановления № 1428 заказчики не размещают в единой информационной системе информацию и документы, размещение которых предусмотрено Законом № 44-ФЗ, за исключением извещения об осуществлении в соответствии с Постановлением № 1428 закупки, проводимой в порядке, установленном для случая, предусмотренного пунктом 2 части 2 статьи 84 Закона № 44-ФЗ.
Таким образом, положениями Постановления № 1428 предусмотрено размещение в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) только извещения об осуществлении закупки и исключительно при условии принятия заказчиком решения об осуществлении закупки в порядке, установленном для случая, предусмотренного пунктом 2 части 2 статьи 84 Закона № 44-ФЗ.
При этом иные документы, предусмотренные Законом № 44-ФЗ, в том числе планы закупок, планы-графики закупок, документации о закупках, протоколы, составляемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя), не подлежат размещению в ЕИС. Также не подлежит размещению в ЕИС извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Дополнительно необходимо отметить, что должностные лица заказчиков по перечню согласно приложению к Постановлению № 1428 не могут быть привлечены в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях к административной ответственности за неразмещение или нарушение срока размещения плана закупок, плана-графика закупок (вносимых в эти планы изменений) в ЕИС в связи с отсутствием состава административного правонарушения, поскольку Постановлением № 1428 такое размещение не предусмотрено.
4. По вопросу осуществления контроля в соответствии с частью 5 статьи 99 Закона № 44-ФЗ
В целях соблюдения требований постановления Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2015 г. № 1367 «О порядке осуществления контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Постановление № 1367) при осуществлении контроля информации и документов, которые не подлежат в соответствии с Постановлением № 1428 размещению в ЕИС, необходимо руководствоваться следующим.
Осуществление контроля информации и документов, не подлежащих в соответствии с Постановлением № 1428 размещению в ЕИС, осуществляется в те же сроки и в порядке, которые предусмотрены для осуществления контроля документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, в соответствии с Постановлением № 1367.
Такие информация и документы подлежат направлению на контроль в орган контроля на бумажном носителе и (при наличии технической возможности) на съёмном машинном носителе информации.
Учитывая положения пункта 4 Требований к форме к форме плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2015 г. № 552, и пункта 5 Требований к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2015 № 553, закупки, осуществляемые заказчиками, подлежат включению в планы закупок, планы-графики закупок по форме, установленной для сведений, не составляющих государственную тайну, и не подлежат отражению в приложении к плану закупок, плану-графику закупок, содержащем сведения, составляющие государственную тайну (за исключением случаев, когда соответствующие сведения действительно составляют государственную тайну).
В случае ошибочного направления заказчиками на контроль и размещение в ЕИС информации и документов, которые в соответствии с Постановлением № 1428 не подлежат размещению в ЕИС, контроль таких сведений органом контроля не производится, их размещение в ЕИС не осуществляется. Это означает, что в отношении документа, ошибочно направленного на контроль, результаты контроля органом контроля не формируются и не подписываются. Такой документ остаётся в личном кабинете органа контроля и в личном кабинете заказчика со статусом «На контроле» и не размещается в ЕИС. При этом в отношении извещений, подлежащих в соответствии с Постановлением № 1428 размещению в ЕИС, функционал формирования, направления на контроль и последующего размещения в ЕИС сохраняется в текущем порядке. Напоминаем, что указанные извещения формируются без размещения плана-графика закупок, на основании которого осуществляется соответствующая закупка. Такие извещения контролируются на соответствие плану-графику закупок, представленному в орган контроля на бумажном носителе. В случае, если план-график закупок не был представлен для прохождения контроля на бумажном носителе, при осуществлении контроля извещений, формируемых на основании такого плана-графика закупок, и размещаемых в ЕИС, орган контроля формирует отрицательный результат контроля в ЕИС.
Дополнительно сообщаем, что в настоящее время прорабатывается вопрос о формировании документов, предусмотренных Законом № 44-ФЗ, и результатов их контроля в электронной форме в ЕИС без последующего размещения в открытой части ЕИС.
Настоящее письмо не является правовым актом и носит информационный характер.
Заместитель министра финансов Российской Федерации |
Заместитель руководителя Федерального казначейства |
Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы |
|
|
|
А.М. Лавров |
А.Т. Катамадзе |
М.А. Овчинников |