Вопрос применения приказа Минфина России от 04.06.2018 № 126н к российским брендам, изготавливаемым в Китае

Вопрос применения приказа Минфина России от 04.06.2018 № 126 н к российским брендам, изготавливаемым в КитаеВОПРОС
На участие в аукционе поступило шесть заявок с предложениями о поставке одного и того же товара — утюга с товарным знаком Яромир ЯР-002. При этом в четырех заявках сообщается, что страна происхождения товара Китай, а в двух декларируется, что товар российский. На сайтах продавцов бытовой техники указывается, что «Яромир» — российский бренд, производство продукции которого осуществляется в Китае. При этом в нашем извещении о закупке установлены условия допуска в соответствии с приказом Минфина России от 04.06.2018 № 126н. Как следует поступить комиссии заказчика?
 
ОТВЕТ
В силу п. 1.6 приказа Минфина России от 04.06.2018 № 126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Приказ № 126н) подтверждением страны происхождения товаров, указанных в приложениях к данному приказу, является указание (декларирование) участником закупки в заявке наименования страны происхождения товара в соответствии с Законом № 44-ФЗ.
Таким образом, для подтверждения страны происхождения товара в соответствии с требованиями Приказа № 126н достаточно лишь указать (продекларировать) ее в заявке, никакую иную информацию предоставлять не требуется. При этом комиссия заказчика не обязана проверять информацию о стране происхождения товара, указанную участником закупки.
«У аукционной комиссии заказчика отсутствуют какие-либо основания подвергать сомнению страну происхождения предлагаемого к поставке товара, и как следствие, признавать содержащуюся в заявке информацию в части декларирования страны происхождения товара недостоверной. При этом у аукционной комиссии в соответствии с Законом № 44-ФЗ отсутствует обязанность как по самостоятельному выяснению действительной страны происхождения предлагаемого к поставке товара, так и по установлению недостоверности сведений».
В самом деле, разве есть основания исключать возможность того, что утюги с товарным знаком Яромир ЯР-002 могут собираться как в России, так и в Китае?
Вместе с тем тот факт, что участники закупки предлагают один и тот же товар, но указывают в своих заявках разные страны его происхождения, действительно может свидетельствовать о предоставлении участниками закупки недостоверной информации. При этом под сомнением находятся как заявки, в которых указана страна происхождения Китай, так и заявки с декларацией о российском происхождении товара. Некоторые контрольные органы полагают, что при наличии подобных признаков возможной недостоверности представленной информации заказчику целесообразно предпринять дополнительные усилия по ее проверке.
Приведем в качестве примера решение Омского УФАС России № 055/06/66-1186/2021 от 29.11.2021 (изв. № 0152300039921000061). В данном случае заказчику требовалась к поставке «газовая горелка FBR GAS P 70/2 CE TL + R. CE D1"¼ (или эквивалент)». Шесть участников закупки предложили к поставке указанную газовую горелку, продекларировав страну происхождения товара «Италия». И только один участник предложил к поставке тот же самый товар, заявив о его якобы российском происхождении. Признание этого участника победителем аукциона было обжаловано участником, занявшим следующее место: по его мнению, комиссии следовало отклонить заявку победителя в связи с предоставлением им недостоверной информации о стране происхождения товара.
Комиссия УФАС отметила в своем решении, что в составе ответа на запрос о разъяснении положений извещения о закупке заказчик разместил инструкцию по настройке горелок серий GAS P 70/2СЕ-GAS P 100/2СЕ- GAS P150/2СЕ производства итальянской компании FBR. Таким образом, заказчику было заведомо известно, что необходимые ему горелки изготавливаются в Италии. Учитывая этот факт, а также информацию об итальянском происхождении газовых горелок, указанную в заявках других участников закупки, комиссия заказчика не должна была оставлять без внимания и проверки заявленную победителем аукциона информацию о том, что страной происхождения горелок является Россия. В отсутствие доказательств того, что предлагаемый участником закупки товар произведен на территории Российской Федерации, антимонопольный орган признал сведения о его «российском» происхождении недостоверными. Действия комиссии заказчика по признанию спорной заявки соответствующей требованиям извещения о закупки были квалифицированы как незаконные.
В случае, изложенном в заданном вопросе, у заказчика нет доказательств недостоверности сведений о стране происхождения товара в заявках участников закупки (информация на сайтах сторонних продавцов бытовой техники не является официальной). В связи с этим отклонять такие заявки только лишь по причине указания в них разных стран происхождения товара нецелесообразно.
В сложившейся ситуации рекомендуем направить запрос производителю спорного товара. Если из ответа будет явствовать недостоверность информации о стране происхождения товара, указанной в заявке победителя аукциона, нужно будет отказаться от заключения контракта с ним на основании ч. 9 ст. 31 Закона № 44-ФЗ.
 
 

Р Е Ш Е Н И Е 
по делу № 072/06/44/64/2022 о признании жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд необоснованной

12 мая 2022 года                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         г. Тюмень

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия, антимонопольный орган) в составе:

рассмотрев посредством системы видеоконференции «True Conf» в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее также - Закон о контрактной системе, Закон № 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. приказом ФАС России № 727/14 от 19.11.2014) жалобу индивидуального предпринимателя А на действия заказчика МУ «Единый расчетный центр» при проведении электронного аукциона на приобретение насосов (реестровый номер закупки 0367300023522000048).

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - Тюменское УФАС России) 04.05.2022 поступила жалоба индивидуального предпринимателя А на действия заказчика МУ «Единый расчетный центр» при проведении электронного аукциона на приобретение насосов.

Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным  статьёй 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заявителя, заказчика. Информация о содержании жалобы, времени и месте ее рассмотрения размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).

Заявитель в жалобе указывает, что по итогам электронного аукциона заявка ИП А. признана победителем закупки, с которым как следствие, должен быть заключен муниципальный контракт по НМЦК сниженной на 15 % от ценового предложения ИП А. в силу подп. «а» пункта 1.3 приказа Министерства финансов РФ от 04.06.2018 № 126н (далее также – Приказ № 126н) что по мнению заявителя является неправомерным, поскольку в содержании заявок участников закупки содержатся недостоверные сведения в отношении страны происхождения товара, в частности, в составе заявок продекларирована страна происхождения насоса CDL 32-40 – Российская Федерация, при том обстоятельстве, что поставляемый товар производится исключительно в Китае, что подтверждается  копией декларации о соответствии Евразийского экономического союза (ЕАЭС № RU Д-CN.PA01.B.87303/21 от 21.09.2021).

Заказчиком представлены письменные возражения на жалобу заявителя, которые приобщены к материалам дела. Заказчик просит признать жалобу заявителя необоснованной, поскольку у заказчика отсутствует обязанность устанавливать как достоверность заявок участников закупки, так и основания сомневаться в добросовестности таких участников.

Исследовав материалы дела и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия приходит к следующим выводам.

Из материалов дела усматривается, что МУ «Единый расчетный центр» являясь муниципальным заказчиком, выступило организатором проведения электронного аукциона на приобретение насосов, с начальной (максимальной) ценой контракта 348 800,00 рублей.

Информация об электронном аукционе была размещена 21.04.2022 на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0367300023522000048.

Адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» определенной для проведения электронного аукциона http://roseltorg.ru.

Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе предусмотрено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Частью 4 статьи 14 Закона о контрактной системе предусмотрено, что федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства РФ устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством РФ установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что контракт заключается на условияхпредусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупкис которым заключается контракт.

Пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств.

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона № 0367300023522000048 от 29.04.2022 заявка с идентификационным номером 3, с предложением по цене контракта 238 928,00 рублей соответствует требованиям извещения о проведении аукциона и признана победителем.

Разделом 4 приложения № 4 к извещению о закупке (требования к содержанию, составу заявки) установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств в соответствии с приказом Министерства финансов РФ от 04.06.2018 № 126н.

Объект закупки отнесен заказчиком к коду ОКПД 2 - 28.13.14.110 «Насосы центробежные подачи жидкостей прочие».

Подпунктом «а» пункта 1.3 приказа № 126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусмотрено, что при проведении аукциона контракт заключается по цене сниженной на 15 процентов в отношении товаров, указанных в приложении № 1, сниженной на 20 процентов в отношении товаров, указанных в приложении № 2 и закупаемых при реализации национальных проектов (программ), от предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приложениях, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики).

Приложением № 1 к приказу № 126н предусмотрена общая группировка с кодом ОКПД 2 - 28.1 «Машины и оборудование общего назначения» в которую, входит ОКПД 2 - 28.13.14.110 «Насосы центробежные подачи жидкостей прочие», следовательно, заказчиком правомерно установлены в извещении о закупке условия допуска товаров происходящих из иностранных государств в соответствии с приказом Министерства финансов РФ от 04.06.2018 № 126н.

Пунктом 1.6 приказа № 126н предусмотрено, что подтверждением страны происхождения товаров, указанных в Приложениях, является указание (декларирование) участником закупки в заявке в соответствии с Федеральным законом наименования страны происхождения товара.

Согласно пункту 4 информационного письмо Министерства финансов РФ от 18.01.2019 № 24-01-07/2281 «О применении отдельных положений приказа Минфина России от 04.06.2018 № 126н» учитывая, что Приказом № 126н не установлены требования о представлении определенного документа в качестве декларации о стране происхождения товара, указание участником закупки в заявке наименования страны происхождения товара является декларированием страны происхождения товара.

Подпунктом «в» пункта 2 приказа Министерства финансов РФ от 04.06.2018 № 126н предусмотрено, что положения подпунктов 1.1 - 1.3 пункта 1 настоящего приказа не применяются при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок в электронной форме в случае, если все заявки участников закупки, признанные в порядке, предусмотренном Федеральным законом, соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), содержат предложение о поставке указанных в Приложениях товаровстраной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики).

Тюменским УФАС России направлен запрос оператору электронной площадки АО «Единая электронная торговая площадка» (исх.№ ДП/1257/22 от 05.05.2022) с требованием предоставить в электронном виде все заявки поступившие на участие закупке. На указанный запрос от оператора электронной площадки представлены все заявки участников закупки, которые приобщены к материалам дела.

На заседании Комиссии Тюменского УФАС России изучены все заявки, поступившие на участие в закупке.

- Заявка с идентификационным номером 1 содержала предложение о стране происхождения товара – Российская Федерация.

- Заявка с идентификационным номером 3 содержала предложение о стране происхождения товара – Китайская Народная Республика.

- Заявка с идентификационным номером 4 содержала предложение о стране происхождения товара – Итальянская Республика.

Поскольку из трех заявок допущенных к участию в закупке, две заявки содержали предложения по поставке товара иностранного происхождения, а одна заявка содержала предложение о поставке товара из Российской Федерации, следовательно, положения подпункта «в» пункта 2 приказа Министерства финансов РФ от 04.06.2018 № 126н применению не подлежат, поскольку не все заявки содержали предложения о поставке товаров страной происхождения которых является иностранное государство (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики).

Таким образом, действия заказчика направившего для подписания победителю закупки проекта контракта со снижением цены контракта на 15 % от предложенной победителем закупки, не противоречат требованиям приказа Министерства финансов РФ от 04.06.2018 № 126н и положениям Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае, выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.

В заседании Комиссии представитель заказчика пояснил, что у аукционной комиссии отсутствуют какие-либо основания подвергать сомнению страну предлагаемого к поставке товара, и как следствие, признание информации содержащейся в заявке в части декларирования страны происхождения товара недостоверной. При этом, у аукционной комиссии в соответствии с Законом о контрактной системе отсутствует обязанность как по самостоятельному выяснению действительной страны происхождения предлагаемого к поставке товара, так и установлению недостоверности сведений.

Комиссия Тюменского УФАС России полагает необходимым признать жалобу индивидуального предпринимателя А необоснованной.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктами 3.34, 3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы (утв. приказом ФАС России № 727/14 от 19.11.2014),

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу индивидуального предпринимателя А на действия заказчика МУ «Единый расчетный центр» при проведении электронного аукциона на приобретение насосов (реестровый номер закупки 0367300023522000048) необоснованной.

В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Комментирование будет доступно после регистрации на сайте.

Зарегистрироваться Войти