По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Заказчик при проведении закупки вправе установить начальную (максимальную) цену контракта в размере ниже рассчитанного по формуле, данной в методических рекомендациях. Кроме того, с учетом запланированных планом финансово-хозяйственной деятельности выплат (расходов) заказчик вправе применить метод обоснования НМЦК, не предусмотренный ст. 22 Закона N 44-ФЗ.
Обоснование позиции:
В силу ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных этим Законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - НМЦК), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения одного или нескольких методов, перечисленных в этой части. В силу ч. 6 ст. 22 Закона N 44-ФЗ приоритетным является метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка, далее - СРЦ), который заключается в установлении НМЦК на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг (ч. 2 ст. 22 Закона N 44-ФЗ). Методические рекомендации по применению приведенных в ч. 1 ст. 22 Закона N 44-ФЗ методов утверждены на основании ч. 20 ст. 22 Закона N 44-ФЗ приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 (далее - Рекомендации). Особенности применения метода СРЦ изложены в разделе III Рекомендаций. При этом ни из Закона N 44-ФЗ, ни из положения Рекомендаций буквально не следует, что НМЦК должна быть равна полученному в результате расчетов в соответствии с этим документом итоговому результату.
По нашему мнению, исходя в том числе из значения слова "обоснование" (то есть - "подтверждение возможности применения"), произведенный расчет может служить обоснованием НМЦК в том случае, если его размер не будет превышать размер, рассчитанный в соответствии с Рекомендациями. В таком случае очевидно, что заказчик выбирает не завышенный, но вполне рыночный, пусть и не средний, уровень цен на закупаемые товары, работы, услуги (разумеется, следует принимать в расчет сопоставимость качественных характеристик). Такой подход согласуется с принципами ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок, на которых в том числе основывается контрактная система в сфере закупок (ст. 6, 12 Закона N 44-ФЗ).
Здесь также следует учитывать, что Рекомендации лишь разъясняют возможные способы определения и обоснования НМЦК с применением методов, предусмотренных законом (п. 1.2 Рекомендаций), и применяются с учетом особенностей рынков конкретных товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд (п. 1.3 Рекомендаций). Обязательной силы этот документ не имеет (смотрите письма Минэкономразвития России от 13.07.2015 N Д28и-2094, от 18.12.2015 N Д28и-3771, от 12.01.2016 N Д28и-60). Вероятно, именно поэтому государственные органы неоднократно давали по частным случаям разъяснения о возможности установления НМЦК не в соответствии с определенным методом СРЦ размером, рассчитанным по формуле, указанной в п. 3.21 Рекомендаций, а в меньшем размере*(1).
Таким образом, по нашему мнению, заказчик вправе при проведении закупки установить НМЦК и ниже размера, рассчитанного по формуле Рекомендаций. Разъяснений и правоприменительной практики, где бы рассматривался заданный вопрос, мы не обнаружили*(2).
В случае невозможности применения для определения НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным контрагентом, методов, указанных в ч. 1 ст. 22 Закона N 44-ФЗ, заказчик вправе применить иные методы. В этом случае в обоснование цены контракта заказчик обязан включить обоснование невозможности применения указанных методов (ч. 12 ст. 22 Закона N 44-ФЗ). Бюджетные учреждения не являются получателями бюджетных средств в том смысле, который в это вкладывает бюджетное законодательство (ст. 6 БК РФ), поэтому на них не распространяется правило о заключении и оплате контрактов в пределах доведенных на определенный период лимитов бюджетных обязательств п. 2 ст. 72 БК РФ*(3). Вместе с тем это не означает, что бюджетные учреждения не ограничены в своей финансово-хозяйственной деятельности: согласно требованиям п. 7, п. 2 ч. 8 ст. 16 Закона N 44-ФЗ должно быть обеспечено соответствие показателей плана-графика закупок и плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения (далее - план ФХД). Пунктом 10 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2019 N 1279, предусмотрено, что проекты планов-графиков заказчиков, являющихся федеральными бюджетными учреждениями, бюджетными учреждениями субъекта Российской Федерации или муниципальными бюджетными учреждениями, формируются на основании обоснований (расчетов) плановых показателей выплат, формируемых при составлении проектов планов финансово-хозяйственной деятельности таких заказчиков в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (смотрите письмо Минфина России от 31.03.2016 N 02-04-06/18225). План ФХД определяет направления использования бюджетным учреждением как средств субсидии на выполнение задания, так и средств, полученных в рамках приносящей доход деятельности (подп. 6 п. 3.3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ). Таким образом, заказчик не лишен права применить иной метод обоснования НМЦК с учетом запланированного объема поступлений и выплат денежных средств.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Обоснование НМЦК по Закону N 44-ФЗ и лимиты бюджетных обязательств;
- Вопрос: Установление заказчиком цены контракта ниже размера, определенного по формуле Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2021 г.);
- Вопрос: Заказчик заключил с единственным поставщиком договор на изготовление проектно-сметной документации (далее - ПСД) для дальнейшей закупки путем проведения конкурентной процедуры по установке системы оповещения на территории муниципального образования. Сметная стоимость ПСД составила 5 300 000 руб. В бюджете муниципального образования на данную закупку предусмотрено только 5 000 000 руб. Можно ли провести электронный аукцион с начальной максимальной ценой контракта (далее - НМЦК) в размере 5 000 000 руб., приложив ПСД на 5 300 000 руб.? Как правильно в данном случае обосновать НМЦК, какое основание указать? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2020 г.).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна
Источник: СИСТЕМА ГАРАНТ