Вопрос: О поэтапном исполнении госконтракта на поставку ГСМ

Вопрос: О поэтапном исполнении госконтракта на поставку ГСМ Заключен контракт на поставку ГСМ на 2 квартал. Исполнение по контракту поэтапное. В конце каждого этапа осуществлялась электронная приемка, заказчик оплачивал и заносил сведения об оплате в реестр контрактов, при этом устанавливал признак закрытия по этапу. Когда все этапы контракта были исполнены с обоих сторон и сведения размещены в ЕИС, контракт перешел в состояние в реестре контрактов “Исполнение – завершено”. Но по контракту заказчик выбрал не весь объем топлива, т.е. каждый этап закрывался с меньшим количеством. Бухгалтерия подготовила соглашение на расторжение по данному контракту. Нужно ли заключать соглашение на расторжение контракта, если все этапы выполнены, и тем более в контракте указано максимальное значение цены контракта? Если нужно, то как тогда размещать в ЕИС исполнение по последнему этапу?

Ответ:

В приведенной ситуации необходимости расторгать контракт нет, поскольку его действие и так уже прекращено.

Обоснование:

Прежде отметим, что согласно п. 3 ст. 425 ГК РФ законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.

В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 42ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) контракт, заключаемый в соответствии с этим законом, должен содержать условие о сроках исполнения контракта, отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы.
В связи с этим следует учесть, что п. 8.4 ч. 1 ст. 3 Закона N 44-ФЗ определяет отдельный этап исполнения контракта как часть обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя, далее – контрагент), в отношении которого контрактом установлена обязанность заказчика обеспечить приемку (с оформлением в соответствии с данным Законом документа о приемке) и оплату поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги. По данному вопросу Минфин России неоднократно давал разъяснения, что при заключении контракта без определения точного количества товара, объема работ, услуг, поставляемых, выполняемых, оказываемых по нему (ч. 24 ст. 22 Закона N 44-ФЗ), поставка товара партиями по заявкам заказчика также может рассматриваться как этап (смотрите письмо Минфина России от 25.10.2021 N 24-06-06/86152, письмо Минфина России от 12.05.2022 N 24-06-06/43240).

В силу ч. 1 ст. 94 Закона N 44-ФЗ исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с контрагентом, в том числе приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом, оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта. Как видим, под “исполнением контракта” понимается исполнение его сторонами предусмотренных им обязательств, включая приемку и оплату поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг. Соответственно, контракт должен считаться исполненным только после исполнения последнего возникшего из него обязательства – или исполнения всех (последней части) обязательств контрагентом и принятия исполнения заказчиком, или (последней) оплаты заказчиком принятого им исполнения.

Из ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ следует, что контракт в любом случае должен содержать взаимосвязанные условия о цене и о количестве товара, объеме работ, услуг, приобретаемых по контракту (далее – объем исполнения), которые могут быть сформированы в 3 вариантах:
– ориентировочное значение цены контракта либо формула и максимальное значение цены контракта – в случаях, установленных Правительством РФ;
– цены(-а) единиц (-ы) товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта – если объем исполнения по контракту невозможно определить на момент его заключения (ч. 24 ст. 22 Закона N 44-ФЗ).
– цена контракта, устанавливаемая за весь объем исполнения в целом, – во всех прочих случаях.
В случае, если объем исполнения по контракту невозможно определить на момент его заключения, контракт должен содержать условия о том, что:
– объем исполнения определяется заявками заказчика и их фактическим исполнением (ч. 1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ);
– оплата исполнения осуществляется по цене единицы товара, работы, услуги исходя из фактического исполненного объема, но в размере, не превышающем максимального значения цены контракта (п. 1 ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).
Таким образом, установление в контракте условия о том, что объем исполнения по нему определяется заявками заказчика и их фактическим исполнением само по себе подразумевает, что обязательства контрагента прекращаются после исполнения всех заявок, поданных в определенный контрактом период, а заказчика – после осуществления последней оплаты.
Соответственно, в отношении контракта, заключенного без определения точного объема исполнения, не возникает проблемы, которая иногда возникает в отношении контракта с определенным объемом и твердой ценой, когда объем фактического исполнения оказывается меньше изначально предусмотренного контрактом, а потребности заказчика полностью покрываются этим объемом. С учетом жестких ограничений возможности изменения контракта, установленных ч. 2 ст. 34ст. 95 Закона N 44-ФЗ, можно найти не так много вариантов разрешения подобных ситуаций, один из наиболее очевидных – расторжение контракта по соглашению сторон после получения заказчиком исполнения в необходимом ему объеме на основании ч. 8 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, которая не требует для этого каких-либо специальных оснований – достаточно обоюдного согласия сторон на расторжение. Именно такой выход рекомендовали в свое время специалисты Минэкономразвития РФ для такого рода ситуаций (смотрите письма Минэкономразвития РФ от 13.01.2017 N Д28и-166, от 28.03.2016 N Д28и-898). Эти разъяснения не содержат оговорок, в отношении каких контрактов предлагается такой выход. Однако они давались в то время, когда возможность заключения контракта без определенного объема исполнения допускалась только в качестве исключения, соответственно, проблема с неполным исполнением могла возникнуть при исполнении любого контракта. В отношении же контрактов, заключенных без определения точного объема исполнения, такой проблемы, как и указывалось выше, не возникает в принципе, поскольку каждый из них должен считаться исполненным после исполнения контрагентом последней заявки, поданной заказчиком в определенный контрактом период, и оплаты заказчиком принятого исполнения.

Если же контракт уже исполнен, его уже нельзя расторгнуть. Это следует из норм Гражданского кодекса РФ, на которых в том числе основывается Закон N 44-ФЗ (ч. 1 ст. 2 этого Закона). Договор порождает обязательства (п. 2 ст. 307 ГК РФ), а в соответствии с п. 1 ст. 407 ГК РФ обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором, прежде всего – надлежащим исполнением (п. 1 ст. 408 ГК РФ). Соответственно, если обязательства по договору надлежащим образом исполнены – они прекращаются, а значит, прекращается и сам договор. Расторгнуть прекративший действие договор невозможно (смотрите, например, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 11.03.2013 N Ф02-209/13, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 22.06.2012 N Ф08-3213/12, постановление ФАС Московского округа от 14.02.2013 N Ф05-16497/12).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

Источник: ГАРАНТ

 

Комментирование будет доступно после регистрации на сайте.

Зарегистрироваться Войти