В качестве документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованию о наличии лицензии, в извещении названы выписка из реестра лицензий или копия такой выписки. Участник закупки представил в составе заявки копию бумажной лицензии, выданную 4 сентября 2014 г. При этом в общедоступной информации, содержащейся в реестре лицензий, запись о ней есть. Нужно ли отклонять данную заявку?
При применении конкурентных способов закупок заказчики должны устанавливать требование о соответствии участником закупки требованиям, которые предъявляются действующим законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ).
Согласно подп. «н» п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона № 44-ФЗ для участия в конкурентной закупке заявка должна содержать, среди прочего, документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ.
На основании п. 1 ч. 12 ст. 48 Закона № 44-ФЗ заявка подлежит отклонению в случае непредставления участником закупки информации и документов, предусмотренных извещением о закупке.
С 1 января 2021 г. вступил в силу Федеральный закон от 27.12.2019 № 478-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внедрения реестровой модели предоставления государственных услуг по лицензированию отдельных видов деятельности» (далее — Закон № 478-ФЗ), который предусматривает отказ от предоставления лицензий в бумажном виде в пользу внесения записи о предоставлении лицензии в реестр лицензий. При этом доступ к реестру лицензий является открытым и общедоступным.
В силу ч. 2 и 3 ст. 13 Закона № 478-ФЗ записи в реестрах лицензий, внесенные до дня вступления в силу указанного закона, подлежат приведению в соответствие с законодательными актами РФ, измененными данным законом, до 1 января 2022 г., а лицензии, выданные до дня вступления в силу Закона № 478-ФЗ, подтверждают наличие у лицензиата лицензии на день его вступления в силу.
Таким образом, с 1 января 2022 г. сведения обо всех (в т. ч. выданных ранее) лицензиях должны быть включены в реестр лицензий. Соответственно, после указанной даты подтверждением наличия у участника лицензии является только выписка из реестра лицензий.
Если в извещении было установлено требование о предоставлении участником именно выписки из реестра лицензий, то при ее отсутствии в составе направленных оператором электронной площадки документов, такая заявка подлежит отклонению на основании п. 1 ч. 12 ст. 48 Закона № 44-ФЗ, даже если в ней представлена копия лицензии.
В качестве примера приведем решение Челябинского УФАС России от 23.11.2022 № 074/06/106-2652/2022 (изв. № 0169300000122001033).
В данном случае участник закупки счел неправомерным отклонение его заявки по мотиву предоставления им копии лицензии, подтверждающей наличие у него возможности осуществлять виды деятельности, предусмотренные извещением о закупке, вместо выписки из реестра лицензий (или копии такой выписки), которая требовалась по условиям извещения о закупке. Однако антимонопольный орган признал жалобу необоснованной.
Аналогично решение Ульяновского УФАС России от 21.04.2022 по делу № 073/06/105-198/2022 (изв. № 0168500000622001005).
Эксперт электронной информационной системы ПРОГОСЗАКАЗ.РФ
Евгения Васильева
Источник: ПРОГОСЗАКАЗ.РФ
Р Е Ш Е Н И Е № 074/06/106-2652/2022
по делу № 542-ж/2022
г. Челябинск, пр. Ленина, 59
Резолютивная часть решения оглашена 20 сентября 2022 года
В полном объеме решение изготовлено 23 сентября 2022 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Кокшаровой И.О. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Фадеевой Н.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «ЦИТ «ОЗОН» (далее – ООО «ЦИТ «ОЗОН», Заявитель) на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона 22-97373Э Поставка, установка и настройка средств криптографической защиты информации (извещение № 0169300000122001033), в присутствии посредством видеоконференцсвязи:
- представителей Администрации Ленинского района г. Челябинска (далее – Администрация, Заказчик): заместителя Главы Ленинского района г. Челябинска Тишиной И.Ю., действующей на основании распоряжения Администрации от 02.09.2020 № 82-к;
- представителей Управления муниципальных закупок Администрации города Челябинска (далее – уполномоченный орган); Зинохиной Е.С., действующей на основании доверенности № 29 от 22.12.2021; Блиновой О.В., действующей на основании доверенности № 28 от 17.12.2021; Рассказовой Е.М., действующей на основании доверенности № 00БП-000003 от 29.04.2022;
- представителя ООО «ОЗОН»: Томилиной Л.М., действующей на основании доверенности № 23 от 01.09.2022,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 08.09.2022 поступила жалоба ООО «ОЗОН» на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона 22-97373Э Поставка, установка и настройка средств криптографической защиты информации (извещение № 0169300000122001033) (далее – аукцион, закупка).
Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона опубликовано уполномоченным органом на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) 31.08.2022 в 13:04.
Начальная (максимальная) цена контракта на поставку, установку и настройку средств криптографической защиты информации составляет 86 427,50 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе – 08.09.2022 09:00.
Согласно протоколу подведения итогов № 0169300000122001033 от 12.09.2022 в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе была подана только одна заявка на участие в нем, в отношении которой аукционной комиссией принято решение о несоответствии заявки требованиям извещения об осуществлении закупки, на основании пункта 1 и пункта 4 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе аукцион признан несостоявшимся.
На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен.
По мнению Заявителя, аукционная комиссия неправомерно установила несоответствие Заявителя требованиям извещения о закупке, поскольку ООО «ЦИТ ОЗОН» в составе заявки на участие в аукционе предоставил копии лицензий, подтверждающие возможность осуществлять виды деятельности, предусмотренные извещением о проведении закупки, что, по его мнению, является надлежащим подтверждением соответствия участника закупки единым требованиям, предъявляемым к участникам закупки в соответствии с действующим законодательством.
Представители заказчика представили письменные возражения по доводам жалобы, указали следующее.
Во исполнение пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки. Одним из таких требований, в случаях, предусмотренных законом, является предоставление лицензии на занятие отдельным видом деятельности. Деятельность, осуществляемая по контракту, подлежит лицензированию в рамках закона.
В силу действия Федерального закона от 27.12.2019 № 478-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внедрения реестровой модели предоставления государственных услуг по лицензированию отдельных видов деятельности» (Закон № 478-ФЗ) с 01.01.2021 лицензия подтверждается не документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, а записью в реестре лицензий.
В соответствии с частью 8 статьи 21 Закона № 99-ФЗ сведения о конкретной лицензии также могут быть предоставлены лицензиату в виде выписки из реестра лицензий.
Таким образом, по мнению Заказчика, в извещение о закупке законно включено требование о предоставлении выписки (копии выписки) из реестра лицензий, выданными ФСТЭК России и ФСБ России.
В этой связи заявка участника, в составе которой отсутствовали выписки из реестра лицензий ФСБ России и ФСТЭК России, признана несоответствующей извещению о проведении закупки.
Доводы жалобы Заявителя Заказчик считает необоснованными.
Уполномоченный орган представил на доводы жалобы Заявителя письменные возражения, в которых указал, что заказчиком надлежащим образом установлены требования к составу заявки о предоставлении выписок (копий выписок) из реестров лицензий ФСТЭК России и ФСБ России, действия заказчика не противоречат требованиям действующего законодательства, а аукционной комиссией принято законное и обоснованное решение об отклонении заявки Заявителя в соответствии с требованиями извещения об осуществлении закупки и Закона о контрактной системе.
Доводы жалобы Заявителя Уполномоченный орган считает необоснованными.
Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Пунктом 2.1 Приложения № 1 к «Требованиям к содержанию, составу заявки на участие в закупке и Инструкции по ее заполнению» (далее – Требования, Инструкция) извещения о проведении закупки указано следующее: «Соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (пункт 1 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе) и исчерпывающий перечень информации и электронных документов, которые должны быть представлены участниками такого электронного аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе:Необходимо наличие выписки (копии выписки) из:
1) реестра лицензий ФСБ России со статусом лицензии - «Действующая» на разработку, производство, распространение шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнение работ, оказание услуг в области шифрования информации, техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)– в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. N 313 «Об утверждении положения о лицензировании деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)».
Виды услуг, оказываемых в составе лицензируемого вида деятельности:
- Передача шифровальных (криптографических) средств, за исключением шифровальных (криптографических) средств защиты фискальных данных, разработанных для применения в составе контрольно-кассовой техники, сертифицированных Федеральной службой безопасности Российской Федерации;
- Монтаж, установка (инсталляция), наладка шифровальных (криптографических) средств, за исключением шифровальных (криптографических) средств защиты фискальных данных, разработанных для применения в составе контрольно-кассовой техники, сертифицированных Федеральной службой безопасности Российской Федерации;
2) реестра лицензий ФСТЭК России со статусом лицензии - «Действующая» на деятельность по технической защите конфиденциальной информации, вид услуг:
- установка, монтаж, наладка, испытания, ремонт средств защиты информации (технических средств защиты информации, защищенных технических средств обработки информации, технических средств контроля эффективности мер защиты информации, программных (программно-технических) средств защиты информации, защищенных программных (программно-технических) средств обработки информации, программных (программно-технических) средств контроля эффективности защиты информации)».
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 99-ФЗ), с учетом изменений, внесенных Федеральным законом № 478-ФЗ, с 01.01.2021 лицензия – это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий.
Из содержания статьи 13 Закона № 478-ФЗ, с учетом разъяснений Минэкономразвития (Письмо № Д24и-12191 от 23.04.2021) после 01.01.2021 подтверждением наличия лицензий, выданных до 01.01.2021, также является запись в реестре лицензий.
В соответствии с частью 2 статьи 21 Закона № 99-ФЗ в реестре лицензий должны быть указаны, в том числе, следующие сведения: регистрационный номер лицензии, наименовании лицензирующего органа; фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, адрес его места нахождения, иные реквизиты или фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, наименование и реквизиты документа, удостоверяющего его личность, адрес его места жительства, иные реквизиты; идентификационный номер налогоплательщика; лицензируемый вид деятельности с указанием выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности; дата вынесения решения лицензирующего органа о предоставлении лицензии и при наличии реквизиты такого решения; даты внесения в реестр лицензий сведений о лицензиате; основание и дата прекращения действия лицензии; основания и даты проведения оценок соблюдения лицензиатом лицензионных требований, а также реквизиты актов, составленных по результатам таких оценок.
Согласно части 8 статьи 21 Закона № 99-ФЗ сведения о конкретной лицензии по выбору заявителя предоставляются ему также в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в виде выписки из реестра лицензий, либо в виде копии акта лицензирующего органа о принятом решении, либо в виде справки об отсутствии запрашиваемых сведений, которая выдается в случае отсутствия в реестре лицензий сведений о лицензиях или при невозможности определения конкретного лицензиата.
При этом, частью 9 статьи 21 Закона № 99-ФЗ предусмотрено, что выписка из реестра лицензий содержит все сведения, предусмотренные пунктами 1 - 8 части 2 данной статьи, а также сведения о дате формирования выписки.
Согласно статье 13 Закона № 478-ФЗ, записи в реестрах лицензий, внесенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат приведению в соответствие с законодательными актами Российской Федерации, измененными настоящим Федеральным законом, до 1 января 2022 года. Лицензии, выданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подтверждают наличие у лицензиата лицензии на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
Из совокупности указанных норм следует, что документом, подтверждающим наличие у участника закупки лицензии на осуществление указанных видов деятельности, в том числе, выданной лицензиату до 01.01.2021, начиная с 01.01.2022 является выписка из реестра лицензий.
В составе единственной заявки участника предоставлены копии действующих лицензий:
- регистрационный номер 3539 от 08.11.2018, выданная Федеральной службой по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России);
- регистрационный номер 368 от 14.02.2018, выданная Управлением Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Челябинской области (УФСБ России по Челябинской области).
Выписки из реестра лицензий, предусмотренные пунктом 2.1 Приложения к Требованиям, указанным в извещении о проведении закупки, в составе заявки участником не представлены.
С учетом изложенного, действия аукционной комиссии по признанию участника несоответствующим требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона о представлении выписки из реестров лицензий ФСБ и ФСТЭК России, не противоречит пункту 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
Доводы жалобы Заявителя являются необоснованными.
В ходе проведения внеплановой проверки в рамках статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией установлено следующее.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи, указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе, требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
При этом, в соответствии с подпунктом «н» пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе в составе заявки участника закупки должны находить отражение документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Согласно системному толкованию указанных положений Закона участник закупки должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии со спецификой и содержанием объекта закупки.
При этом, законодатель разделяет понятия «единые требования» к участнику закупки, подразумевающее совокупность правил, условий, обязательных для выполнения, составляющих правоспособность юридического лица или индивидуального предпринимателя, и понятие «документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона».
Согласно части 2 статьи 49 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
В соответствии со статьей 3 Закона № 99-ФЗ:
- лицензия – это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности);
- лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Закона № 99-ФЗ лицензированию подлежит деятельность по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнение работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
Положение о лицензировании данного вида деятельности утверждено Постановлением Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 № 313, в соответствии с которым лицензирующим органом в данном случае является ФСБ России.
Согласно пункту 5 статьи 12 Закона № 99-ФЗ лицензированию подлежит также деятельность по технической защите конфиденциальной информации, Положение о лицензировании которой утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2012 г. № 79; лицензирующим органом является ФСТЭК России.
В этой связи, согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в извещении о проведении закупки на поставку, установку и настройку средств криптографической защиты информации должны быть предусмотрены единые требования о наличии лицензий (специального разрешения на осуществление определенного вида деятельности), указанных в статье 12 Закона № 99-ФЗ, выданные ФСБ России и ФСТЭК России.
При этом, с учетом положений части 8 статьи 21 Закона № 99-ФЗ, с изменениями, внесенными Законом № 478-ФЗ, документом, подтверждающим наличие лицензии - специального разрешения на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), является выписка из реестра лицензий.
Вместе с тем, Заказчиком в пункте 2.1 извещения о проведении закупки установлены единые требования о наличии выписки из реестра лицензий, а не лицензии, как специального разрешения на осуществление определенного вида деятельности, что не соответствует пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
С учетом допущенных Заказчиком нарушений, принимая во внимание, что отклонение Заявителя может привести к неблагоприятным последствиям, предусмотренным частью 13 статьи 44 Закона о контрактной системе, а именно к списанию денежных средств, заблокированных на специальном счете участника в размере обеспечения каждой третьей заявки на участие в закупках, в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации, несмотря на то, что аукцион признан несостоявшимся, Комиссия считает целесообразным выдать предписание об отмене аукциона.
В связи с допущенными нарушениями в действиях виновных должностных лиц содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного главой 7 КоАП РФ.
Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
- Признать жалобу ООО «ОЗОН» на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона 22-97373Э Поставка, установка и настройка средств криптографической защиты информации (извещение № 0169300000122001033) необоснованной.
- По итогам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
- Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
- Передать материалы жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
РЕШЕНИЕ
Дело № 073/06/105-198/2022
21.04.2022
г. Ульяновск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок,рассмотрев дело № 073/06/105-198/2022 по жалобам ЗАО «Трест Спецавтоматика» и ООО «Фаворит» (далее - заявители) на действия комиссии при проведении электронного аукциона № 0168500000622001005 (наименование объекта закупки – «Капитальный ремонт систем пожарной сигнализации, дымоудаления, противопожарного водоснабжения общего имущества многоквартирных домов в рамках исполнения решений судов, возложенных на администрацию города Ульяновска»; заказчик – Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска, далее – заказчик, уполномоченный орган – Агентство государственных закупок Ульяновской области, далее – уполномоченный орган; начальная (максимальная) цена контракта – 3 557 041,00 руб., дата подведения итогов – 14.04.2022 г.) по признакам нарушения Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ (далее - Закон о контрактной системе) в порядке, предусмотренном Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. № 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Вх. № 2428 от 15.04.2022 г. в Ульяновское УФАС России поступила жалоба ЗАО «Трест Спецавтоматика» на действия комиссии при проведении электронного аукциона № 0168500000622001005.
Содержание жалобы составило указание, в том числе, на следующее.
При рассмотрении вторых частей заявок (протокол № 0168500000622001005-2) комиссия отклонила заявку № 34 (ЗАО «Трест Спецавтоматика») по причине непредставления информации и документов, предусмотренных извещением, несоответствия таких информации и документов.
ЗАО «Трест Спецавтоматика» в составе заявки представило сканированную копию лицензии МЧС, заверенную надлежащим образом. При этом часть 3 статьи 13 Закона № 478-ФЗ предусматривает, что лицензии, выданные до 01.01.2021 г., сохраняют свою юридическую силу (подтверждают наличие у лицензиата лицензии на день вступления в силу указанного закона). Таким образом, если лицензия была получена участником закупки до 01.01.2021 г. и в неё не вносились изменения после 01.01.2021 г., то участник закупки для подтверждения наличия у него лицензии может предоставить копии ранее полученной лицензии. Все лицензии, выданные до 2021 г., подтверждают наличие у лицензиата лицензии. По мнению заявителя, ссылка на отсутствие выписки из реестра лицензий, при наличии самой лицензии, не может являться основанием для отклонения заявки участника, как не соответствующей установленным требованиям и отдельно получать выписку из реестра лицензий, если есть лицензия в бумажном виде, участнику закупок не требуется.
Вх. № 2483 от 15.04.2022 в Ульяновское УФАС России поступила жалоба ООО «Фаворит» на действия комиссии при проведении электронного аукциона № 0168500000622001005.
По мнению заявителя, заказчик неправомерно отклонил заявку № 223, так как часть 3 статьи 13 Закона № 478-ФЗ, предусматривает, что лицензии, выданные до 01.01.2021 г., сохраняют свою юридическую силу. При этом как выданная ранее лицензия, так и выписка из реестра лицензий, согласно действующему законодательству, являются равнозначными. Наличие у лица, деятельность которого подлежит лицензированию, лицензии, начиная с 01.01.2021 г. может быть подтверждено как выданной ранее лицензией (копией лицензии) в виде документа на бумажном носителе, так и выпиской из реестра лицензий, которая содержит все необходимые сведения.
Возможность предоставить наравне с копией ранее выданной лицензии также и выписку из реестра лицензий, в частности для лиц, получивших лицензию уже после вступления в силу изменений в Закон о лицензировании, в документации об электронном аукционе не предусмотрена. Что является явным нарушением и ограничением конкуренции.
Вх. № 2566 от 19.04.2022 г. и № 2576 от 20.04.2022 г. в Ульяновское УФАС России от уполномоченного органа и заказчика, соответственно, поступили возражения на жалобу, содержащие указание, в том числе, на следующее.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 14.04.2022 г. № 0168500000622001005-2 комиссия на основании пункта 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе признала заявки ЗАО «Трест Спецавтоматика» и ООО «Фаворит» несоответствующими требованиям к содержанию, составу заявки на участие в рассматриваемой закупке (Обоснование: не предоставлены документы, участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренные извещением об осуществлении закупки, (участник закупки не предоставил выписку из реестра лицензий, полученную в порядке, предусмотренном статьёй 21 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).
При этом статьей 13 Федерального закона от 27.12.2019 № 478-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внедрения реестровой модели предоставления государственных услуг по лицензированию отдельных видов деятельности» (далее - Федеральный закон № 478-ФЗ) установлено следующее: «Записи в реестрах лицензий, внесенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат приведению в соответствие с законодательными актами Российской Федерации, измененными настоящим Федеральным законом, до 1 января 2022 года. Лицензии, выданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подтверждают наличие у лицензиата лицензии на день вступления в силу настоящего Федерального закона».
Таким образом, согласно части 3 статьи 13 Федерального закона № 478-ФЗ, лицензии, выданные до 01.01.2021, подтверждают наличие у лицензиата лицензии на дату - 01.01.2021 г. Следовательно, после 01.01.2021 г. подтверждением наличия лицензий, выданных до 01.01.2021 г., является запись в реестре лицензий. Аналогичная позиция изложена в письме Минэкономразвития России от 23.04.2021 № Д24и-12191, из содержания которого следует, что 01.01.2021 г. бумажная лицензия не подтверждает наличие у лицензиата лицензии, подтверждением наличия лицензии является запись в реестре лицензий. Учитывая, что заявителями в составе своей заявки не предоставлено информации из реестра лицензий, заявка ЗАО «Трест Спецавтоматика» и ООО «Фаворит» была обоснованно отклонена.
На заседании Комиссии 20.04.2022 г., проводимом в дистанционном режиме, представитель уполномоченного органа с доводами жалобы не согласился, поддержал представленные письменные возражения, в рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 15 час. 15 мин. 21.04.2022 г. для документального анализа материалов по делу.
УСТАНОВИЛА:
В единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) 29.03.2022 г. было опубликовано извещение о проведении электронного аукциона № 0168500000622001005, наименование объекта закупки – «Капитальный ремонт систем пожарной сигнализации, дымоудаления, противопожарного водоснабжения общего имущества многоквартирных домов в рамках исполнения решений судов, возложенных на администрацию города Ульяновска» (начальная (максимальная) цена контракта – 3 557 041,00 руб.).
01.04.2022 были опубликованы разъяснения положений извещения.
Согласно протоколу подачи ценовых предложений от 13.04.2022 г. на участие в указанной закупке поступило 4 заявки, цена была снижена на 7%.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 14.04.2022 г. заявки 2 участников признаны несоответствующими требованиям документации и законодательства.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия приняла решение признать жалобы ЗАО «Трест Спецавтоматика» и ООО «Фаворит» необоснованными. При этом Комиссия исходила из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами «м» - «п» пункта 1, подпунктами «а» - «в» пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом «д» пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.
Согласно подпункту «в» пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки, включающее в себя документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона № 0168500000622001005 объектом закупки является капитальный ремонт систем пожарной сигнализации, дымоудаления, противопожарного водоснабжения общего имущества многоквартирных домов в рамках исполнения решений судов, возложенных на администрацию города Ульяновска.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании) лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий.
Согласно пункту 15 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании лицензированию подлежит деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Частью 2 статьи 21 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности предусмотрено, что лицензирующие органы формируют и ведут в электронном виде реестры лицензий на конкретные виды деятельности, лицензирование которых они осуществляют, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно части 7 статьи 21 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности информация по вопросам лицензирования (в том числе сведения, содержащиеся в реестрах лицензий) является открытой, за исключением случаев, если в интересах сохранения государственной или служебной тайны свободный доступ к таким сведениям в соответствии с законодательством Российской Федерации ограничен. Доступ к общедоступной информации, содержащейся в реестрах лицензий, обеспечивается лицензирующим органом, ведущим соответствующий реестр лицензий, посредством ее размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в том числе в форме открытых данных.
В соответствии с частью 8 статьи 21 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности сведения о конкретной лицензии также по выбору заявителя передаются ему непосредственно, направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, лицензирующим органом или многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг, если соответствующая услуга предоставляется через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации, в виде выписки из реестра лицензий, либо копии акта лицензирующего органа о принятом решении, либо справки об отсутствии запрашиваемых сведений, которая выдается в случае отсутствия в реестре лицензий сведений о лицензиях или при невозможности определения конкретного лицензиата в срок, не превышающий трех рабочих дней с момента получения заявления о предоставлении таких сведений. Форма и способ получения сведений о конкретной лицензии указываются заявителем в заявлении о предоставлении таких сведений.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 № 2343 утверждены Правила формирования и ведения реестра лицензий (далее - Правила) и Типовая форма выписки из реестра лицензий.
Пунктом 22 указанных Правил установлено, что по заявлению заинтересованного лица сведения о конкретной лицензии предоставляются из реестра лицензий в порядке, предусмотренном в части 8 статьи 21 Закона о лицензировании, в форме выписки из реестра лицензий, либо копии акта лицензирующего органа о принятом решении, либо справки об отсутствии запрашиваемых сведений, которая выдается в случае отсутствия в реестре лицензий сведений о лицензиях или при невозможности определения конкретного лицензиата.
В пункте 23 Правил указано, что сведения, указанные в пункте 22 настоящих Правил, предоставляются посредством использования федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)». Дополнительно указанные сведения могут предоставляться посредством использования региональных порталов государственных и муниципальных услуг, а также иными способами, предусмотренными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими вопросы лицензирования отдельных видов деятельности.
Частью 2 статьи 13 Федерального закона от 27.12.2019 г. № 478-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внедрения реестровой модели предоставления государственных услуг по лицензированию отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 478-ФЗ) определено, что записи в реестрах лицензий, внесенные до дня вступления в силу Закона № 478-ФЗ, подлежат приведению в соответствие с законодательными актами Российской Федерации, измененным Федеральным законом № 478-ФЗ, до 1 января 2022 года.
Согласно части 3 статьи 13 Закона № 478-ФЗ лицензии, выданные до дня вступления в силу Закона № 478-ФЗ, подтверждают наличие у лицензиата лицензии на день вступления в силу Закона № 478-ФЗ.
В соответствии с Законом № 478-ФЗ лицензии, выданные до дня вступления в силу Закона № 478-ФЗ, подтверждают наличие у лицензиата лицензии на день вступления в силу Закона N 478-ФЗ. Закон № 478-ФЗ вступил в силу с 1 января 2021 года. Таким образом, после 1 января 2021 г. подтверждением наличия лицензий, выданных до 1 января 2021 г., является запись в реестре лицензий.
Аналогичная позиция изложена в письме Минэкономразвития России от 23.04.2021 № Д24и-12191.
Приложением к извещению № 0168500000622001005 является, в том числе, файл «Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке», содержащий требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкцию по ее заполнению.
Пунктом 3 файла «Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке» предусмотрено, что заявка на участие в закупке должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе (требуется лицензия на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Виды работ, выполняемые в составе лицензируемого вида деятельности:
- Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем (элементов автоматических систем) притиводымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- Монтаж, техническое обслуживание и ремонт фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов;
- Монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проёмов в противопожарных преградах.
В подтверждение наличия вышеуказанных лицензий участник закупки представляет выписку из реестра лицензий, полученную в порядке, предусмотренном статьёй 21 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Требование установлено в соответствии со статьями 3, 9, 12, 21 Федерального закона от 04.05.2011 г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).
Пунктом 4 части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе установлено, что не позднее одного часа с момента завершения процедуры подачи ценовых предложений оператор электронной площадки направляет заказчику протокол, предусмотренный пунктом 2 части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе, заявки на участие в закупке, а также предусмотренные пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе, информацию и документы участников закупки, подавших такие заявки.
Согласно подпункту «а» пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Закона о контрактной системе) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с Закона о контрактной системе (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона № 0168500000622001005 от 14.04.2022 г. заявки 2 участников признаны несоответствующими требованиям документации и законодательства и отклонены, в частности, заявки № 34 (ЗАО «Трест Спецавтоматика») и № 223 (ООО «Фаворит»), в связи с непредставлением информации и документов, предусмотренных п. 1, пп. «в» п. 2, п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе; Несоответствие информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки (за исключением информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона о контрактной системе) требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, а именно: п. 1 ч. 12 ст. 48 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ Требования извещения к содержанию, составу заявки на участие в закупке: пункт 3 Обоснование: не предоставлены документы, участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренные извещением об осуществлении закупки, (участник закупки не предоставил выписку из реестра лицензий, полученную в порядке, предусмотренном статьёй 21 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).; Положение закона: п. 1 ч. 12 ст. 48 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ Требования извещения к содержанию, составу заявки на участие в закупке: пункт 3 Обоснование: не предоставлены документы, участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренные извещением об осуществлении закупки, (участник закупки не предоставил выписку из реестра лицензий, полученную в порядке, предусмотренном статьёй 21 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).
В ходе документального анализа заявок и требований извещения Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено, что в составе заявки № 34 (ЗАО «Трест Спецавтоматика») представлена лицензия № 3-Б/01106 от 03.04.2013 г. на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений; в составе заявки № 223 (ООО «Фаворит») - лицензия № 73-Б/00237 от 28.11.2017 г. на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Однако, выписка/копия выписки из реестра лицензий безопасности со статусом лицензии «действующая» - на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, в составе заявок № 34 и № 223 в нарушение требований извещения об электронном аукционе отсутствовала.
Учитывая, что в соответствии с положениями извещения № 0168500000622001005 требовалось предоставление в составе заявки выписки из реестра лицензий, в действиях комиссии, рассмотревшей заявки на участие в указанном аукционе, и признавшей заявки № 34 (ЗАО «Трест Спецавтоматика») и № 223 (ООО «Фаворит») несоответствующими требованиям, отсутствуют нарушения положений Закона о контрактной системе, и жалобы ЗАО «Трест Спецавтоматика» и ООО «Фаворит» являются необоснованными.
Относительно доводов ООО «Фаворит» о несоответствии положений извещения № 0168500000622001005 требованиям законодательства Ульяновское УФАС России поясняет следующее.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения извещения об осуществлении закупки может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона № 0168500000622001005 срок окончания подачи заявок был установлен 13.04.2022 г. 09:00 (МСК+1). Следовательно, ООО «Фаворит» вправе было обжаловать положения извещения до 09:00 13.04.2022 г.
Вместе с тем, жалоба ООО «Фаворит», в том числе, на положения документации, подана в Ульяновское УФАС России по истечении установленного в извещении о проведении электронного аукциона срока, а именно 15.04.2022 г.
Таким образом, учитывая положение пункта 1 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе, жалоба ООО «Фаворит» на положения извещения об осуществлении закупки № 0168500000622001005 не подлежит рассмотрению Ульяновским УФАС России.
Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
- Признать жалобу ЗАО «Трест Спецавтоматика» необоснованной.
- Признать жалобу ООО «Фаворит» необоснованной.