Списываем неустойку: пошаговая инструкция для заказчика

Пошаговая инструкция по списанию пени за просрочку исполнения обязательств по контракту 44-ФЗ в 2022 году:  Шаг 1. Создайте комиссию по поступлению и выбытию активов, которая примет решение списать пени или штрафы. Порядок ее работы и принятия решений определяют сами...Пошаговая инструкция по списанию пени за просрочку исполнения обязательств по контракту 44-ФЗ в 2022 году:

Шаг 1. Создайте комиссию по поступлению и выбытию активов, которая примет решение списать пени или штрафы. Порядок ее работы и принятия решений определяют сами заказчики. Обязательных требований в контрактном законодательстве нет.

Шаг 2. Подготовьте акт сверки расчетов. 

Шаг 3. Соберите комиссию по поступлению и выбытию активов и при наличии оснований решите списать неустойку. Сделайте это в течение 10 дней после сверки расчетов с поставщиком.

Шаг 4. Подготовьте решение приказом или распоряжением. Соблюдайте требования к содержанию, укажите:

- название, в т. ч. фирменное, место нахождения (для юрлица), ФИО (при наличии), место жительства (для физлица), ИНН (для иностранного лица, по зарубежному законодательству — аналог ИНН), КПП;

- информацию о начисленной и неуплаченной сумме штрафов или пеней, которые включены в реестр контрактов;

- обязательные реквизиты первичных учетных документов по ч. 2 ст. 9 Федерального закона № 402-ФЗ от 06.12.2011;

- дату принятия решения списать начисленные и неуплаченные штрафы или пени;

- подписи членов комиссии.

Шаг 5. Спишите штрафы или пени в течение 5 рабочих дней после принятия решения.

Шаг 6. Оповестите администратора доходов бюджета об освобождении поставщика от уплаты штрафов или пеней, если сами не наделены полномочиями такого администратора. Это придется сделать в течение 3 рабочих дней.

Шаг 7. Составьте уведомление о списании штрафов и пеней. Форма уведомления утверждена постановлением № 783, а данные для заполнения есть в реестре контрактов. Уведомите поставщика в течение 20 дней со дня принятия решения.


Отражаем в бухгалтерском учете

Когда неустойку уменьшают, суммы недополученных доходов признаются выпадающими доходами учреждения. Заказчик формирует такие проводки:

- дебет счета 0 40110 174 «Выпадающие доходы»;

- кредит счета 0 20941 66х «Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)» — списана часть неустойки.

Поставщик тоже отражает списанную неустойку в бухучете:

1. Дт 91.2 Кт 76 — задолженности в виде неустойки признали по решению суда.

2. Дт 76 Кт 91.1 — списанные заказчиком штрафы и пени отразили в прочих доходах.

А если заказчик так и не выставил претензию, хотя поставщик и ожидал взыскание, то сформируйте такие бухгалтерские записи (п. 5 ПБУ 8/2010):

1. Дт 96 Кт 91.2 — оценочное обязательство;

2. Дт 99 Кт 09 — отложенный налоговый актив.

Источник: КонсультантПлюс

Письмо Минфина № 24-03-08/53032 от 19.06.2020 г.
"о рассмотрении обращения"

Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее – Департамент), рассмотрев обращение по вопросу о применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) в части исполнения контракта в период пандемии, в рамках компетенции сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 сентября 2018 г. № 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.

Также Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности совершенных и (или) совершаемых действий участниками контрактной системы в сфере закупок.

Вместе с тем Департамент считает необходимым отметить, что в целях обеспечения устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции принят Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (далее – Закон № 98-ФЗ).

Указанным Федеральным законом в том числе внесены изменения в часть 42.1 статьи 112 Закона № 44-ФЗ, устанавливающие право Правительства Российской Федерации утвердить порядок списания суммы штрафных санкций в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения в 2020 году в связи с распространением новой коронавирусной инфекции обязательств, предусмотренных заключенным контрактом. Положения части 42.1 статьи 112 Закона № 44-ФЗ (в редакции Закона № 98-ФЗ) распространяются в том числе на контракты, заключенные до 1 апреля 2020 г.

В реализацию указанного положения Закона № 44-ФЗ Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2020 г. № 591 были внесены изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 4 июля 2018 г. № 783 (далее – Постановление № 783).

Так, в соответствии с подпунктом «в» пункта 3 Правил осуществления заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2020 году обязательств, предусмотренных контрактом, утвержденных Постановлением № 783 (далее – Правила), списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется заказчиком в случае, если неуплаченные неустойки (штрафы, пени) начислены вследствие неисполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту в связи с возникновением не зависящих от него обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.

Пунктом 5 Правил установлено, что в случае, предусмотренном подпунктом «в» пункта 3 Правил, основанием для принятия решения о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней) является исполнение (при наличии) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту в 2020 году, подтвержденное актом приемки или иным документом, и обоснование обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, представленное поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчику в письменной форме с приложением подтверждающих документов (при их наличии).

Указанная норма Закона № 44-ФЗ является нормой прямого действия и подлежит применению независимо от установленных условий контракта.

Таким образом, списание начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения в 2020 году в связи с распространением новой коронавирусной инфекции обязательств, предусмотренных контрактом, происходит в соответствии с Постановлением № 783.

При этом неприменение указанного положения Закона № 44-ФЗ может быть истолковано как неосновательное обогащение лица, понесшего убытки.



Заместитель директора
Департамента бюджетной политики
в сфере контрактной системы
Д. А. Готовцев

 

Комментирование будет доступно после регистрации на сайте.

Зарегистрироваться Войти