Список покупок для госов

Единый каталог товаров, приобретаемых госучреждениями, поможет легко выявлять коррупционные схемы. Идея хорошая, вопрос, как всегда, в реализации. Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/3131022Государство озаботилось тем, чтобы сделать госзакупки еще более прозрачными. Единый каталог товаров, приобретаемых госучреждениями, поможет легко выявлять коррупционные схемы. Идея хорошая, вопрос, как всегда, в реализации.

Сайт zakupki.gov.ru, где размещается информация обо всех закупках государства и госкомпаний, функционирует уже несколько лет. Его появление было первым шагом к тому, чтобы сделать эту сферу прозрачной. Следующий шаг — введение единого каталога закупаемых товаров. Минэкономики предполагает, что такой инструмент появится в России уже в начале 2017 года как часть Единой информационной системы государственного заказа. Министерство отвечает за формирование и ведение каталога, порядок его ведения и процедуры использования определяет правительство РФ. Когда каталог начнет функционировать, госпредприятиям придется либо закупать только те позиции, которые в нем есть (причем в заданном ценовом диапазоне), либо проходить сложную процедуру добавления новых позиций в общий список (предположительно через ФАС).

Это исключит возможность назвать обычный болт "крепежным ротационным механизмом" или пачку бумаги — "средством хранения информации", чтобы знающий аффилированный поставщик выиграл конкурс и получил контракт. Дмитрий Миндич, исполнительный директор проекта "ЭТП в России — кто есть кто" рейтингового агентства RAEX ("Эксперт РА"), объясняет: "Для повышения эффективности и прозрачности регулируемых государством закупок создание единого номенклатурного каталога крайне важно. Сейчас никто, кроме самого заказчика, не располагает достоверной информацией о реальных ценах за единицу товара, работ, услуг, закупаемых государственными и муниципальными заказчиками, а также госкомпаниями. Без такого каталога невозможно ни полноценно планировать закупки, ни автоматизировать их, ни формировать аналитическую отчетность. Кроме того, эта система необходима для того, чтобы начальные максимальные цены контрактов соотносились с реальными ценовыми предложениями на рынке. Таким образом, создание работающего справочника будет иметь заметный антикоррупционный эффект".

Такие каталоги уже есть в некоторых госорганах и учреждениях. Так, департамент экономики Москвы заявляет, что столица начала составлять свой список три года назад и сейчас оперирует базой в 50 тыс. позиций. Использование этого каталога помогло устранить случаи покупки люксовых товаров за бюджетные средства. В Татарстане составляют каталог продуктов питания и стройтоваров, в котором на данный момент около 7 тыс. позиций. Ясно, что такой инструмент нужен стране, но нет единого мнения по поводу того, кто должен его создавать. Участники рынка электронных закупок твердят, что с нуля такой проект поднимать дорого и долго. Да и не нужно. Во-первых, есть еще советские ГОСТы, которые можно взять за основу. Во-вторых, на электронных торговых площадках, которые функционируют больше десятка лет, уже есть свои каталоги поставляемой и закупаемой продукции. Можно совместить эти источники с теми каталогами, которые уже есть у некоторых госпредприятий, дополнить базу, очистить от повторов и неточностей, стандартизировать формат наименований и описаний.

Сейчас Минэкономики работает над документом, в котором будут описаны временные правила формирования и ведения каталога на основе уже имеющегося у московской администрации опыта. Также планируется привлечь экспертов ВШЭ для разработки шаблонов федерального каталога. Предполагается, что включение информации о товарах будет платным для поставщиков. Создавать каталог с нуля неэффективно. По разным оценкам, составление списка в 100-200 тыс. позиций обойдется государству в несколько десятков, а кто-то считает, что и сотен миллионов рублей. Такая работа займет не один год. Скорее всего, за основу будет взят какой-то из существующих каталогов. Но главный вопрос, который остается: кто же займется реализацией проекта? Это могут быть внешний подрядчик, коалиция компаний с опытом создания таких каталогов или государственная организация.

Известно, что госкорпорация "Ростех" претендует на ведение этого проекта, предлагая его расширить также за счет введения референтных цен и создания аналитической системы для изучения динамики расходования бюджетных средств. В свою очередь, электронные торговые площадки предлагают не изобретать паровой котел заново, а использовать их опыт в данной сфере. В начале октября игроки этого рынка даже подписали соглашение о намерениях, в котором объявили о готовности участвовать в разработке единого закупочного каталога и в методологии его создания. В числе подписавших: гендиректор ЕЭТП Антон Емельянов, гендиректор "Сбербанк-АСТ" Николай Андреев, гендиректор Агентства Татарстана Яков Геллер, гендиректор "РТС-тендера" Виктор Степанов, гендиректор ЭТС Евгений Эллинский и президент Санкт-Петербургской товарно- сырьевой биржи Алексей Рыбников. Планируют присоединиться к соглашению председатель совета директоров B2B-Center Александр Бойко и гендиректор "Фабрикант.ру" Сергей Габестро. Но Минэкономики категорически против привлечения ЭТП к этой работе. Представители министерства заявляют, что все данные для каталога у госорганизаций имеются и внешние эксперты со стороны ЭТП чиновникам ни к чему. Вместе с тем опыт ЭТП мог бы пригодиться. Хотя данные у государства имеются, но у площадок уже разработаны алгоритмы и программное обеспечение, которые можно брать и использовать для их коррекции, устранения дублей, стандартизации ввода и так далее.

Дмитрий Миндич объясняет: "Преимущество операторов ЭТП в том, что у них уже есть опыт создания и, что более важно, внедрения и использования на практике такого рода каталогов. Электронные площадки — это огромные хранилища хорошо структурированной маркетинговой информации не только о регулируемых закупках, но и о закупках частных компаний. И ведущие операторы умеют с этими данными работать. Не стоит также забывать, что операторы готовы создать единый номенклатурный каталог на свои средства и по собственной инициативе. Другое дело, что государство зачастую относится к таким инициативам прохладно". Очевидно, что если МЭР пойдет по пути создания единого закупочного каталога с нуля, то он точно не появится в начале следующего года. Стоимость проекта также вряд ли будет адекватной.

Автор: Светлана Рагимова

Источник: КОММЕРСАНТЪ.

Комментирование будет доступно после регистрации на сайте.

Зарегистрироваться Войти