РСПП против бесцельной конкуренции. Крупный бизнес отвергает идеи ФАС.

РСПП против бесцельной конкуренции/ Крупный бизнес отвергает идеи ФАС/Как стало известно "Ъ", представители крупного бизнеса из РСПП направили в ФАС критический отзыв на проекты ее стратегических документов — президентского указа об основных направлениях государственной антимонопольной политики и национального плана развития конкуренции на 2017-2018 годы. Напомним, в документах, которые разрабатывает ФАС, говорится о том, что антимонопольному ведомству необходимо более плотно работать с силовыми ведомствами и следить за тем, как развивают конкуренцию власти регионов. Согласование, которым в Белом доме занимается министр по делам "Открытого правительства" Михаил Абызов, проходит с трудом — в Минэкономики считают, что ФАС просит себе лишние полномочия (см. "Ъ" от 2 ноября). Впрочем, принципиальной жесткости против предложений ФАС в правительстве нет, возражения сводятся к тому, что для исполнения плана достаточно нынешней схемы работы. Претензии РСПП шире — там считают лишним сам план.

Как говорится в отправленном в ФАС в конце сентября письме РСПП за подписью его главы Александра Шохина, бизнес "не поддерживает" идеи ФАС — это достаточно жесткая формулировка, означающая несогласие РСПП с самой концепцией службы. В РСПП возражают и против новых полномочий ФАС — например, ее ведущей роли в координации мероприятий плана, а также участия в ней Генпрокуратуры. Это выходит за рамки законов о работе и ФАС, и Генпрокуратуры, отмечают в РСПП.

Крупный бизнес открыто сомневается и в необходимости принимать сам план развития конкуренции — в РСПП ссылаются на то, что важнее развивать конкуренцию в отдельных отраслях, где это необходимо для экономического роста. Развитие конкуренции само по себе не конечная цель органов власти, а средство стимулирования экономического роста, и в некоторых отраслях развитие конкуренции может "входить в противоречие с иными государственными задачами", говорится в документе. В качестве "охранной грамоты" в РСПП цитируют послание Владимира Путина Федеральному собранию 2015 года с требованием роста числа успешных компаний в разных отраслях. Представители бизнеса полагают, что для этого было бы эффективней принять отраслевые программы поддержки — в строительстве, автомобилестроении, машиностроении, легкой промышленности. РСПП указывает, что предложения ФАС не отличаются конкретикой, а порой и противоречат уже принимаемым мерам. Так, в указе говорится о недопустимости дискриминации — в РСПП просят разъяснить, относится ли это к санкциям против европейских стран и к преференциям для отечественных товаров при госзакупках: и то и это равно является дискриминацией, и вопрос о том, готова ли ФАС бороться с любым видом дискриминации, в том числе с преференциями, вряд ли является чисто теоретическим.

Достаточно резкие возражения крупного бизнеса вызвали и несколько давних законотворческих инициатив ФАС, предложенных в стратегических документах. Там, напомним, заявлено сразу несколько идей: и обязанность крупных частных компаний (с выручкой больше 7 млрд руб.) закупать товары и услуги у малого бизнеса, и внедрение антимонопольного комплаенса (внутреннего контроля соблюдения антимонопольного законодательства), и закрытый перечень электронных закупок для госкомпаний. Об этих мерах в письме РСПП говорится как об ограничивающих конституционные права на свободу предпринимательства и позволяющих чиновникам вмешиваться в работу компаний. Для контроля закупочной деятельности достаточно и существующих полномочий ФАС, Генпрокуратуры и Следственного комитета, добавляют в бизнес-объединении.

РСПП также возразил против ранее предложенной ФАС процедуры "оценки воздействия законопроектов на конкуренцию". В РСПП считают, что существующей процедуры ОРВ достаточно. К этой идее руководство ФАС прислушалось: по сведениям "Ъ", из последних редакций документа норма была исключена. Отметим также, что в последних редакциях программных документов ФАС смягчены нормы о промышленной политике и импортозамещении.

Возражение РСПП против пакета ФАС интересно не столько подробностями претензий, сколько тем, что концепции "разворота" государственной политики в этой сфере в сторону силового и принудительного развития конкуренции представлена формальная оппозиция. Главная идея ФАС, заложенная в пакет, противостоит существующему негласному консенсусу в правительстве, согласно которому развитие конкуренции должно производиться через стимулирование развития деловой среды. Концепция "антиконкурентной кампании", для которой ФАС требуется президентский указ, имеет множество оппонентов в Белом доме. Но официальные возражения против нее осложнены тем, что служба в очередной раз предлагает в определенной степени политизировать "борьбу за конкуренцию" — а правительство крайне осторожно относится к предложениям участвовать в кампаниях с политическим акцентом, считая эти вопросы прерогативой исключительно президента и его администрации. ФАС при этом рассматривается как орган правительства — и, что важно, исключительно его "экономической", а не силовой части. С последней "экономическая" часть Белого дома стандартно общается по особому протоколу, что план ФАС практически игнорирует. "Ъ" будет следить за развитием событий.

Авторы: Софья Окунь, Дмитрий Бутрин

Источник: КОММЕРСАНТ.

 

Комментирование будет доступно после регистрации на сайте.

Зарегистрироваться Войти