Программа «выращивания» поставщиков

Программа «выращивания» поставщиковНи для кого не секрет, что в закупках поставщики и заказчики недовольны друг другом. И на это у бизнеса и государственных структур есть много поводов: цена контракта, размер аванса, приёмка и т.д.

Чтобы сгладить давние противоречия, был принят новый закон, который разрешил заказчикам по 223-ФЗ готовить поставщиков под себя.

В статье подробно разбираем, с какой целью был издан закон и каков механизм его действия.

Цели закона

Минэкономики РФ и подведомственная министерству Корпорация «МСП» разработали закон о «выращивании» поставщиков (ФЗ от 14.07.2022 № 285-ФЗ), который вступает в силу 12 ноября.

Закон наделяет госкорпорации и крупных заказчиков с госучастием правом вести программы развития поставщиков из сферы малого и среднего предпринимательства (МСП) для участия в закупках. Теперь госкомпании смогут готовить потенциальных поставщиков для участия в закупках по 223-ФЗ.

Закон был принят, чтобы:

  • обеспечить выполнение растущих требований заказчиков по качеству поставляемых товаров, работ и услуг (ТРУ)
  • развить поставщиков благодаря внедрению новых технологий и выходу на новые рынки
  • поддержать малый и средний бизнес за счёт повышения доступности закупок

На основании документа представители МСП смогут рассчитывать на получение финансовой, методической, юридической и информационной поддержки. Поставщикам будут помогать заказчики, организации поддержки предпринимателей и другие «заинтересованные органы».

Одной из мер поддержки может стать получение доступа к объединённой программе льготного кредитования Минэкономики, Центробанка РФ и корпорации МСП.

По задумке законодателей такой закон выгоден всем субъектам закупок:

  • поставщики получат новые компетенции и доступ к технологиям
  • заказчики получат предложения лучшего качества

Алгоритм «выращивания» поставщиков

Заказчики будут готовить себе поставщиков по алгоритму из следующих последовательных шагов:

  1. Госорганизация, ориентируясь на свои потребности, разрабатывает и утверждает программу развития поставщиков.
  2. Заказчик определяет перечень ТРУ, с которыми субъекты МСП могут претендовать на участие в данной программе.
  3. На основе закреплённых законом критериев и требований заказчика производится отбор поставщиков из числа МСП. Как предполагается, отбор участников госкомпании будут производить на созданной Минэкономикой цифровой платформе МСП.
  4. Заказчик разрабатывает и утверждает индивидуальные карты развития поставщиков, а также подписывает соглашение об оказании мер поддержки, где указывает их перечень, объём, порядок и сроки реализации.

Важно: закон запрещает расходовать на программы развития бюджетные средства, соответственно, заказчик сможет тратить на это только самостоятельно заработанные деньги.

  1. Реализуются меры, которые были предусмотрены индивидуальными картами развития.

Требования к участникам

Чтобы иметь возможность участвовать в программе, поставщик должен соответствовать следующим требованиям:

  • состоять в едином реестре субъектов МСП
  • не состоять в Реестре недобросовестных поставщиков (РНП)
  • не являться банкротом и не находиться в стадии ликвидации компании
  • не иметь задолженности по налогам в размере более 25% балансовой стоимости активов компании
  • руководитель и главный бухгалтер не должны иметь судимость за экономические преступления
  • не быть аффилированным с заказчиком, на участие в программе которого претендует
  • производить товары, выполнять работы или оказывать услуги на территории РФ

По закону заказчик вправе использовать индекс технологической готовности (ИТГ) для оценки поставщиков.

ИТГ – показатель, который отражает уровень готовности субъектов МСП к внедрению новых технологий, реконструкции, модернизации и техническому перевооружению производства.

Также госкомпании могут самостоятельно устанавливать требования к участникам программ в зависимости от специфики деятельности.

Для поставщиков, которые участвуют в программах развития, предусмотрен собственный аналог РНП. В этот реестр поставщик попадает за неисполнение обязательств перед заказчиком по программе развития и впоследствии лишается права претендовать на «выращивание». Ответственной за ведение реестра будет Корпорация МСП.

Содержание программы развития

Правительство РФ занимается подготовкой типовой формы программы развития поставщиков, а также разработкой правил отбора её участников. В данный момент они существуют в виде проектов.

Закон предоставляет лишь общие требования к программе, согласно которым она должна содержать:

  • описание формы, объёма и условий поддержки поставщиков
  • перечень мероприятий по поддержке участников программы развития
  • порядок отбора субъектов МСП для участия в программе и основания для отказа
  • основные и доптребования к участникам
  • порядок реализации мероприятий по индивидуальным картам развития поставщиков
  • ответственность участника и заказчика при нарушении условий соглашения
  • способы взаимодействия между поставщиками, заказчиком, Корпорацией МСП и другими участвующими в реализации программы организациями
  • правила заключения соглашения поставщика с заказчиком

Заказчик должен направить в Корпорацию МСП подготовленную программу «выращивания» в течение 10 дней со дня утверждения документа, после чего она будет опубликована на сайте.

Корпорация МСП будет вести реестр программ развития и отслеживать их реализацию. Отчёт будет публиковаться ежегодно до 31 мая.

Заказчикам также необходимо направлять в корпорацию МСП следующие данные:

  • информацию о проведении отбора поставщиков в течение 30 дней до начала приёма заявок
  • результаты реализации программы поддержки в течение 10 дней после окончания действия индивидуальной карты поставщика
  • сведения о поставщиках, которые нарушили условия программы, в течение 30 дней после окончания срока исполнения обязательств

Закон о «выращивании» также облегчает заключение офсетных контрактов (договоров со встречными инвестиционными обязательствами поставщика).

Такую сделку можно заключить после того, как заказчик утвердит программу развития поставщика. По задумке властей таким образом представители МСП гарантированно получат рынок сбыта.

Риски нововведений

Депутаты в ходе обсуждения законопроекта высказывали опасения по поводу нововведений, которые могут помешать развитию конкуренции в закупках:

  • заказчики смогут готовить под себя «ручных» поставщиков и отдавать им преимущество в торгах
  • новым компаниям будет сложнее участвовать в закупках, так как они в сравнении с «выращенными» поставщиками будут в меньшей степени готовы выполнять требования заказчика

Чтобы успокоить критиков, ко 2-му чтению законопроекта чиновники:

  • добавили запрет на аффилированность субъектов МСП с госкомпаниями
  • обещали доработать защиту от закупок у «своих» поставщиков через нормативные акты, которые будут регулировать отбор участников программы

Также в законе есть один дискуссионный пункт, который разрешает заказчикам отбирать для участия в своей программе поставщиков без отбора, если на конкурс заявится недостаточное количество участников. При этом заказчик вправе самостоятельно определять нижний порог числа претендентов для проведения отбора.

Ожидаемые итоги

Закон о «выращивании» поставщиков начали готовить еще до введения в 2022 году западных санкций. Однако кризисная ситуация не повлияла на амбициозные планы властей: ожидается, что благодаря новому закону к 2024 году объем закупок госкомпаний у субъектов МСП вырастет с нынешних 4,2 трлн рублей до 5 трлн рублей.

Теоретически новый закон существенно меняет сложившиеся ранее правила игры в закупках. Теперь заказчики смогут «выращивать» поставщиков под свои требования, благодаря чему должно уменьшиться количество конфликтных ситуаций.

Время покажет, как закон о «выращивании» заработает на практике. Мы будем за этим следить и рассказывать в новых статьях.

Источник: Закупки Контур

Комментирование будет доступно после регистрации на сайте.

Зарегистрироваться Войти