По кабинетам растеклись коды. Аналитики прогнозируют рост доли отечественных решений на рынке офисного софта.

Российский рынок офисного программного обеспечения (ПО) к 2026 году может достичь 59 млрд руб., при этом доля отечественных разработчиков на нем увеличится с нынешних 7% до 40%. Этому будет способствовать политика импортозамещения и повышение рисков использования зарубежных решений, а также рост их стоимости из-за санкций, считают аналитики и участники рынка.  «Ъ» ознакомился с исследованием компании J`son & Partners Consulting, посвященным российскому рынку офисного ПО. Из него следует, что по итогам 2020 года этот сегмент софтверного рынка составил 38,8 млрд руб. При этом...Российский рынок офисного программного обеспечения (ПО) к 2026 году может достичь 59 млрд руб., при этом доля отечественных разработчиков на нем увеличится с нынешних 7% до 40%. Этому будет способствовать политика импортозамещения и повышение рисков использования зарубежных решений, а также рост их стоимости из-за санкций, считают аналитики и участники рынка.

«Ъ» ознакомился с исследованием компании J`son & Partners Consulting, посвященным российскому рынку офисного ПО. Из него следует, что по итогам 2020 года этот сегмент софтверного рынка составил 38,8 млрд руб. При этом к 2026 году структура рынка существенно изменится, прогнозируют аналитики: доля зарубежного ПО снизится в 2,6 раза с текущих 77,5%, а доля отечественного увеличится с 7% до 40%. Еще около 30% придется на свободное ПО с открытым кодом.

Согласно оценкам J`son & Partners Consulting, в 2020 году большая доля рынка офисного ПО, то есть решений, предназначенных в первую очередь для обработки электронных документов с возможностью совместной работы, пришлась на коммерческий сектор и составила 26,2 млрд руб. На втором месте по объемам затрат — госсектор (9,9 млрд руб.) и закупки физлиц (2,7 млрд руб.). С учетом уровня распространенности альтернативных решений (свободное ПО, условно-бесплатные сервисы, в том числе freemium, необновляемое и устаревшее ПО и т. д.) потенциальная емкость рынка может достигать, по оценкам экспертов, 309,5 млрд руб., оценивает J`son & Partners Consulting.

Аналитики прогнозируют, что в среднем российский рынок офисного ПО будет расти на 6–9% и к 2026 году составит 59 млрд руб.

Его основными драйверами станет импортозамещение, поддержка открытого ПО со стороны государства, усиление требований государственных и коммерческих организаций к контролю над хранением данных, а также повышение бизнес-рисков использования зарубежного ПО и рост его стоимости из-за санкций.

Последовательная реализация политики импортозамещения по-прежнему является основным драйвером перехода министерств, ведомств, госкомпаний и регионов на отечественные решения, включая офисное ПО, подтверждает исполнительный директор Ассоциации разработчиков программных продуктов (АРПП) «Отечественный софт» Ренат Лашин.

Запрет на закупку иностранного ПО в госорганах и госкорпорациях действует с 2016 года. Для участия в тендере программные продукты должны быть внесены в специальный реестр Минцифры. По данным АРПП, с 2015 года объем отечественного ПО при госзакупках увеличился с 20% до 70%. Такая динамика, по мнению аналитиков J`son & Partners Consulting, приведет к изменениям структуры рынка: к 2026 году доля зарубежных решений на нем снизится до 30%.

Минцифры сейчас также обсуждает сроки импортозамещения на объектах критической информационной инфраструктуры — КИИ (госорганы, банки, предприятия оборонной промышленности, объекты транспорта, здравоохранения и др.). В частности, в проекте указа президента, подготовленного министерством, предлагается единый срок перехода КИИ на отечественное оборудование и ПО — 1 января 2023 года. Организации должны будут реализовать это требование при наличии отечественных аналогов после окончания срока действия прав на используемый софт и по истечении сроков амортизации существующей техники.

Контролировать импортозамещение в части софта будет Минцифры, а в части оборудования — Минпромторг. В банковской сфере процесс должен согласовывать ЦБ (см. «Ъ» от 11 ноября). Однако в начале ноября эти предложения раскритиковало Государственно-правовое управление (ГПУ) президента, отметив, что в документе не оценена возможность исполнения этих требований в указанный срок. Кроме того, ГПУ полагает, что он может противоречить Конституции.

Источник: КОММЕРСАНТЪ

Комментирование будет доступно после регистрации на сайте.

Зарегистрироваться Войти