О выборе КТРУ при закупке охранных услуг

О выборе КТРУ при закупке охранных услугВ КТРУ имеется 19 позиций, предусматривающих оказание услуг частной охраны (80.10.12.000-00000001 — 80.10.12.000-00000019). При этом с 1 июля 2022 г. код ОКПД2 80.10.12.000, на основе которого сформированы вышеуказанные позиции, исключен из классификатора ОКПД2. Правильно ли мы понимаем, что больше не нужно применять эти позиции при закупке охранных услуг?

Действительно, приказом Росстандарта от 26.05.2022 № 387-ст код ОКПД2 80.10.12.000 был исключен из классификатора с 1 июля 2022 г. (Изменение 67/2022 ОКПД2). Вместо указанного кода появились следующие уточненные коды ОКПД2 80.10.12.100 «Услуги ведомственной охраны» и 80.10.12.200 «Услуги частных охранных организаций». Очевидно, что услугам, на которые распространяется частная охранная деятельность, соответствует код ОКПД2 80.10.12.200.

Так как же быть с позициями КТРУ 80.10.12.000-00000001 — 80.10.12.000-00000019, сформированными на основе кода ОКПД2 80.10.12.000, который исключен из классификатора? Может быть, действительно можно не применять их со ссылкой на п. 7 Правил использования КТРУ?

Указанный пункт гласит, что в случае закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в КТРУ отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание таких товаров, работ и услуг в соответствии с требованиями ст. 33 Закона № 44-ФЗ. В качестве кода КТРУ товара, работы, услуги, на которые в КТРУ отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно классификатору ОКПД2.

Правоприменительная практика после 1 июля 2022 г. складывается неоднозначно. Некоторые контрольные органы не находят нарушений в использовании заказчиками нововведенного кода ОКПД2 80.10.12.200 и описании объекта закупки без использования позиций КТРУ, базирующихся на упраздненном коде 80.10.12.000: см., например, решение Свердловского УФАС России от 06.12.2022 по жалобе № 066/06/106-3992/2022 (изв. № 0862300042022000113).

Однако подавляющее большинство контрольных органов не поддерживает отказ заказчиков от использования позиций КТРУ. Приведем в качестве примера правовой оценки извлечение из решения Омского УФАС России от 22.11.2022 № 055/06/33-967/2022 по закупке № 0352200046322000154, где заказчик использовал код ОКПД2 80.10.12.900 «Услуги охранных служб прочих»: «в КТРУ имеются позиции, фактически отвечающие потребности заказчика (например, позиция 80.10.12.000-00000001), однако в нарушение требований ч. 6 ст. 23, п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона № 44-ФЗ и Правил использования КТРУ извещение о закупке не содержит наименования товара, работы, услуг в соответствии с позицией КТРУ, а описание объекта закупки содержит дополнительные требования к оказываемым услугам без приведения обоснования необходимости предъявления таких требований».

К аналогичным выводам пришла комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России в решении от 29.07.2022 № 089/06/51-634/2022 по закупке № 0190300003722000434, где заказчик использовал код ОКПД2 84.24.19.000 «Услуги, связанные с обеспечением общественного порядка и безопасности, прочие», сочтя его наиболее подходящим с учетом специфики закупки. Контрольный орган отметил, что в КТРУ наличествует целый ряд позиций с кодом ОКПД2 80.10.12.000 «Услуги охраны», которые имеют все необходимые заказчику характеристики в соответствии с указанной в описании объекта закупки потребностью, с учетом всех специфических задач, для решения которых приобретается услуга, и которые обязательны к применению с 1 марта 2019 г.

Таким образом, подавляющее большинство контрольных органов не относятся к позициям КТРУ 80.10.12.000-00000001 — 80.10.12.000-00000019 как к недействующим только на том основании, что они сформированы на основе более не действующего кода ОКПД2. В связи с изложенным представляется целесообразным осуществлять закупки охранных услуг с использованием вышеуказанных позиций КТРУ. 

Источник: ПРОГОСЗАКАЗ.РФ

 

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
по жалобе № 066/06/106-3992/2022

 г. Екатеринбург

06.12.2022 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия) в составе:

*,

*,

*,

посредством использования интернет-видеоконференции, которая обеспечивает возможность участия сторон, в 16-30, при участии представителей:

— заказчика в лице Муниципального казенного учреждения «Служба городского хозяйства», — *,

— уполномоченного учреждения в лице Муниципального казенного учреждения «Центр закупок», — *,

— в отсутствие представителя заявителя в лице ООО Частная охранная организация «КРИПТОН», уведомленного надлежащим образом о месте и времени заседания Комиссии,

рассмотрев жалобу ООО Частная охранная организация «КРИПТОН» (вх. № 13310-ЭП/22 от 01.12.2022 г.) о нарушении заказчиком в лице Муниципального казенного учреждения «Служба городского хозяйства», уполномоченным учреждением в лице Муниципального казенного учреждения «Центр закупок», его комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на оказание охранных услуг (физическая охрана) (извещение № 0862300042022000113), Федерального Закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99, 106 Закона о контрактной системе,

 У С Т А Н О В И Л А:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО Частная охранная организация «КРИПТОН» (вх. № 13310-ЭП/22 от 01.12.2022 г.) о нарушении заказчиком в лице Муниципального казенного учреждения «Служба городского хозяйства», уполномоченным учреждением в лице Муниципального казенного учреждения «Центр закупок», его комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на оказание охранных услуг (физическая охрана) (извещение № 0862300042022000113), Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям ст.105 Закона о контрактной системе.

В своей жалобе заявитель указал, что извещение электронного аукциона составлено с нарушениями положений Закона о контрактной системе.

Представитель заказчика, уполномоченного учреждения с доводами жалобы не согласились, просили признать жалобу необоснованной.

Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.

23.11.2022 г. на официальном сайте опубликовано извещение о проведении электронного аукциона № 0862300042022000113 на оказание охранных услуг (физическая охрана).

Начальная (максимальная) цена контракта составила 1 781 052, 32 рублей. 

Изучив имеющиеся доказательства, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.

На основании п. 1, 5 ч. 2 ст. 42 Закона о контактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:

1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;

5) проект контракта.

Согласно п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться (ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе).

Таким образом, описание объекта закупки устанавливается заказчиком самостоятельно, исходя из его потребностей, а также в соответствии с обязательными требованиями к описанию объекта закупки, предусмотренными ст. 33 Закона о контрактной системе.

Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика (ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе).

Извещением электронного аукциона установлено, что наименованием объекта закупки является: «Оказание охранных услуг (физическая охрана)»

Для целей проведения указанной закупочной процедуры заказчиком применен код ОКПД 2 80.10.12.200 «Услуги частных охранных организаций Эта группировка включает: - защиту жизни и здоровья граждан; - охрану объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке); - консультирование и подготовку рекомендаций клиентам по вопросам правомерной».

Согласно доводам жалобы, описании объекта закупки не соответствует предмету контракта. По мнению заявителя, охрана персонала – это телохранительство, а не охрана вещей; обеспечение порядка – уборка помещений, это услуги клининга. Также заявитель в своей жалобе ссылается, что охрана общественного порядка является исключительной прерогативой полиции.

Правовую основу частной охранной деятельности, в том числе, составляет Закон РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон РФ № 2487-1).

Статьей 1 Закона РФ № 2487-1 установлено, что настоящим Законом частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам имеющими специальное разрешение (лицензию), полученную в соответствии с настоящим Законом, организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.

Согласно ст. 3 Закона РФ № 2487-1 в целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг:

1) защита жизни и здоровья граждан;

2) охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;

3) охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;

4) консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;

5) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;

6) обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;

7) охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 настоящего Закона.

Организации, осуществляющие частную охранную деятельность, оказывают содействие правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, в том числе в местах оказания охранных услуг и на прилегающих к ним территориях, а частные детективы оказывают содействие правоохранительным органам в предупреждении и раскрытии преступлений, предупреждении и пресечении административных правонарушений в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Физическим и юридическим лицам, не имеющим правового статуса частного детектива, частного охранника или частной охранной организации, запрещается оказывать услуги, предусмотренные настоящей статьей.

В соответствии с п. 14 Описания объекта закупки, являющегося приложением к извещению обязанности охраны – обеспечивать предупреждение, пресечение преступных посягательств и правонарушений на объекте Заказчика;

обеспечивать охрану работающего персонала в здании;

обеспечивать сохранность имущества заказчика, сданного под охрану в установленном договаривающимися сторонами порядке.

обеспечение безопасности объекта, принятого под охрану;

обеспечение порядка в помещениях охраняемого объекта;

пресечение проникновения на охраняемую территорию посторонних лиц в нерабочее время и выходные дни, а в случае проникновения ─ принятие меры к их задержанию.

информирование представителей Заказчика обо всех случаях несанкционированного проникновения на охраняемый объект, возникновения обстоятельств непреодолимой силы, независимо от их последствий и принятие мер к устранению данных событий;

осуществление профилактики возникновения чрезвычайных ситуаций (террористический акт, пожар и пр.) и оказание помощи при организации эвакуации сотрудников и посетителей (совместно с оперативными службами) в случае их возникновения;

соблюдение мер пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологических и иных правил и норм, установленных законодательством Российской Федерации.

Задачи охраны:

- защита жизни и здоровья граждан;

- обеспечение порядка при проведении мероприятий;

- обеспечение внутри объектового и пропускного режимов на объекте.

Условия оказания услуг, связанных с обеспечением общественного порядка и безопасности:

Наличие у охранников удостоверений частного охранника, экипировки, специальной формы одежды, наличие у охранников средств связи, специальные средства (резиновая дубинка, газовый баллончик, электрошокер, наручники);

Осуществление контрольно-пропускного режима на охраняемом объекте.

Обеспечить охрану объекта от проникновения посторонних лиц.

Недопущение вноса и оставления посторонних предметов.

Обеспечить охрану помещений, в которых хранятся товарно-материальные ценности, переданные установленным порядком под охрану.

Обеспечить контроль исправности входных дверей, запорных устройств, решеток, сохранности пломб опечатанных помещений, сданных под охрану.

Обеспечить принятие мер адекватного реагирования на действия лиц, нарушающих установленный порядок посещения объекта либо правил внутреннего распорядка, а также носящих признаки противоправных деяний, своевременное информирование о таких фактах Заказчика и в случае необходимости – правоохранительных органов.

Обеспечить своевременное реагирование на срабатывание средств охранно-пожарной сигнализации, на проявление на объекте признаков возгораний, аварий техногенного характера или стихийного бедствия и принятие необходимых мер адекватного реагирования (вызов специальных служб, сообщение Заказчику и принятие мер с помощью подручных средств и т.д.).

Обеспечить принятие мер, в пределах своей компетенции и утвержденных инструкций по предупреждению попыток осуществления террористических актов, обнаружение подозрительных предметов.

Обеспечить принятие мер к ликвидации очагов возгорания, аварий систем водо- и теплоснабжений, по спасению людей в чрезвычайных ситуациях согласно инструкции. Обеспечить обход охраняемого объекта в ночное время суток каждые 2 (два) часа.

Предупреждать заказчика обо всех установленных им обстоятельствах, представляющих опасность для Заказчика, предлагать Заказчику и самостоятельно принимать меры к устранению этих обстоятельств.

По требованию Заказчика предоставлять письменный отчет о результатах проделанной работы. Интересующие вопросы Заказчика должны быть оформлены в письменном виде. А также к отчету может прилагаться уточненный расчёт расходов ЧОО.

Охранники должны быть обеспечены соответствующими средствами охраны согласно своей категории, физически и технически подготовленными к исполнению своих обязанностей, иметь форменную одежду.

При возникновении чрезвычайных обстоятельств обеспечить силовую поддержку охраны объекта через группу немедленного реагирования посредством вызова группы тревожной кнопкой.

Согласно п. 1.1 Проекта контракта, являющегося приложением к извещению по настоящему Контракту Исполнитель обязуется оказывать охранные услуги: охранные услуги (физическая охрана) в круглосуточном режиме, объекта Заказчика (далее - услуги) в срок, предусмотренный настоящим Контрактом, согласно Спецификации (приложение № 2 к проекту муниципального контракта) и Описанию объекта закупки (приложение № 1 к проекту муниципального контракта), а Заказчик обязуется принять и оплатить   оказанные   услуги   на   условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.

На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что установленные заказчиком условия исполнения обязательств по муниципальному контакту в Описании объекта закупки не противоречат нормам Закона РФ № 2487-1, Закона о контрактной системе.

При этом Комиссия отмечает, что описание объекта закупки формируется заказчиком исходя из своей потребности

Вместе с тем, заявитель жалобы не указывает, каким образом указанные условия исполнения обязательств по муниципальному контакту в Описании объекта закупки, нарушают его права и законные интересы. Также заявителем жалобы не представлены документы, подтверждающие невозможность принять участие в электронном аукционе на определенных заказчиком условиях.

Из вышеуказанных норм следует, что заказчик вправе включить в описание объекта закупки те условия исполнения контракта, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций, при этом необоснованно не ограничить количество участников закупки. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.

Вышеуказанная позиция также отражена в Письме Минфин России от 24.01.2022 № 24-03-08/4090 «О направлении информации о применении каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Комиссия констатирует, что ст. 105 - 106 Закона о контрактной системе предусмотрено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.

Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке гл. 6 Закона о контрактной системе.

Учитывая данные обстоятельства, возражения заказчика, Комиссия нарушений Закона о контрактной системе в действиях заказчика не усматривает.

На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. № 727/14, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,

Р Е Ш И Л А:

  1. Жалобу ООО Частная охранная организация «КРИПТОН» признать необоснованной.
  2. В действиях заказчика в лице Муниципального казенного учреждения «Служба городского хозяйства», уполномоченного учреждения в лице Муниципального казенного учреждения «Центр закупок», его комиссии нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
  3. Заказчику в лице Муниципального казенного учреждения «Служба городского хозяйства», уполномоченному учреждению в лице Муниципального казенного учреждения «Центр закупок», его комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ   АНТИМОНОПОЛЬНАЯ   СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ


Федеральной антимонопольной службы по Омской области
Решение № 055/06/33-967/2022
о признании жалобы обоснованной

 г. Омск

22.11.2022 г.

Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее – Комиссия) в составе:

«…» – заместителя начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;

«…»  – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;

«…»  – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью Частная охранная организация «КРИПТОН» (далее – ООО ЧОО «КРИПТОН», общество, заявитель) на действия бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Русско-Полянская центральная районная больница» (далее – заказчик)при осуществлении электронного аукциона «Оказание услуг частной охраны (Выставление поста охраны) (Реестровый номер 2022.077284)» (извещение № 0352200046322000154) (далее – электронный аукцион, аукцион),

в отсутствие представителей заявителя и заказчика, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения жалобы;

У С Т А Н О В И Л А:

1.    В Омское УФАС России поступила (вх. № 11248-ЭП/22 от 15.11.2022) жалоба заявителя на положения извещения об осуществлении закупки, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон о контрактной системе).

2. Из материалов электронного аукциона следует, что 07.11.2022 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт ЕИС) заказчиком было размещено извещение № 0352200046322000154 об осуществлении закупки с начальной (максимальной) ценой контракта 432000 руб.

15.11.2022 размещен протокол подачи ценовых предложений, согласно которому подано 4 ценовых предложения.

Согласно протоколу подведения итогов определения исполнителя от 16.11.2022 заявки всех участников признаны соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки. Победителем признан участник закупки с идентификационным номером заявки 112983820 с ценой контракта 313200 руб.

3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и пояснений, в результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.

В жалобе дословно было указано: «"В соответствии с документацией о закупке предметом закупки является «охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью 3 статьи 11 Закона РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»», диспозитивно применяются Спецификация и Техническое задание.

Согласно Техническому заданию, Наименование услуги: «Услуги частной охраны (Выставление поста охраны)», а характеристика услуги: «Охрана имущества, а также обеспечение внутриобъектового режима на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности», перечень охраняемых объектов и режим охраны: «Омская область, р.п. Русская Поляна, ул.

Кирова, 65; Ежедневно, круглосуточно, с 00:00 до 24:00, обход территории каждые 2 часа», что соответствует предмету контракта.

Однако, в нарушение предмета контракта далее, по тексту Технического задания, на Исполнителя возлагаются иные обязанности, не предусмотренные предметом контракта, а именно:

- не допускать и нарушения общественного порядка на объекте;

- поддерживать системы и средства в исправном состоянии;

- обеспечение защиты жизни и здоровья работников Заказчика и обслуживаемых Заказчиком граждан, проживающих на охраняемом объекте, от преступных и противоправных посягательств,

- помощь в поиске отсутствующих (в пределах охраняемой территории);

- наличие разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему;

- контроль работы автотранспорта.

Согласно части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ), извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом № 44-ФЗ, должно содержать ряд документов, в числе которых описание объекта закупки подготовленное в соответствии с требованиями установленными статьёй 33 Закона № 44-ФЗ.

Согласно статье 33 Закона № 44-ФЗ, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Заказчик, в описании объекта закупки, указал следующие противоречащие или незаконные требования к предмету закупки.

Согласно п. 6 и 18 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 №3-ФЗ "О полиции", охрана общественного порядка является исключительной прерогативой полиции. Иные общественные объединения и граждане привлекаются для охраны общественного порядка по инициативе (указанию) полиции, например, дружинники. Таким образом, возложение Заказчиком на частного охранника Исполнителя обязанности по охране общественного порядка – не законно.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Исполнитель не является собственником систем и средств сигнализации, пожаротушения на объектах Заказчика, таким образом, возложение на Исполнителя обязанности по поддержанию систем и средств в исправном состоянии – незаконно, так как является прямой обязанностью Заказчика. Исполнитель не является обслуживающей организацией, и обслуживание – поддержка в исправном состоянии – не соответствует предмету закупки. В соответствии со ст. 1.1 Закона РФ от 11.03.1992 № 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" объекты охраны - недвижимые вещи (включая здания, строения, сооружения), движимые вещи (включая транспортные средства, грузы, денежные средства, ценные бумаги), в том числе при их транспортировке.

Требование Заказчика об «Обеспечение защиты жизни и здоровья» — это услуга телохранителя, прямо не предусмотренная применимым в целях оспариваемой закупки

Законом «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», то есть такое требование Заказчика так же – не законно. Незаконным является и требование о поиске людей, так как в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 02.04.2014 № 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка" граждане только оказывают помощь органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в мероприятиях по поиску лиц, пропавших без вести, но не проводят такие поиски самостоятельно. Для оказания охранных услуг, исходя из аукционной документации и статуса Заказчика, не требуется вооружённая охрана. Таким образом, незаконным является и наличии в тексте Технического задания документации электронного аукциона требования о наличии разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему. В формулировках аукционной документации фразы «контроль работы автотранспорта» и «перечень документов, которые должны находиться у охранников на посту, определяется в письменном виде по согласованию с руководством охраняемого

объекта для каждого поста охраны объекта с учетом его особенностей» усматривается нарушение принципа равного доступа к информации, указанного в п. 2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".».

Заказчиком возражений на доводы жалобы представлено не было.

В силу частей 1 и 2 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) и состоит из данного закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 такого закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать данному закону.

В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона (далее - нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).

Согласно статье 6 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Контрактная система направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (часть 1 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе).

В силу части 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В соответствии с частями 5 и 6 статьи 23 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

При применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующее единое требование к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (пункт 1 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе).

В силу части 5 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) (аналогичное требование предусмотрено пунктом 12 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе).

Согласно части 6 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.

Правила, которыми должен руководствоваться заказчик при описании объекта закупки, установлены в статье 33 Федерального закона о контрактной системе.

Согласно пунктам 1 и 2 части 1 указанной статьи:

- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Пунктом 5 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 такого закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.

В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено таким законом, должно содержать в виде электронного документа описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 такого закона.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Правила формирования и ведения на официальном сайте ЕИС каталога товаров, работ, услуг) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Правила использования каталога товаров, работ, услуг).

В соответствии с пунктами 2, 4, 5 и 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг каталог используется заказчиками в целях:

а) обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в:

извещении об осуществлении закупки;

приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя);

документации о закупке (в случае если Федеральным законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке);

контракте;

реестре контрактов, заключенных заказчиками;

б) описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке (в случае если Федеральным законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке)

Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» - «г» и «е» - «з» пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. № 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

а) наименование товара, работы, услуги;

б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:

а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25(1) - 25(7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. № 616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства», при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление № 878), при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;

б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.

В случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»

В целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг:

1) защита жизни и здоровья граждан;

2) охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;

3) охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;

4) консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;

5) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;

6) обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;

7) охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 настоящего Закона.

Из содержания извещения об осуществлении закупки следует, что объектом закупки являются услуги охранных служб, при этом в электронном документе «Описание объекта закупки», размещенном в составе извещения об осуществлении закупки, указано наименование «Услуги частной охраны (Выставление поста охраны)», также приведены характеристики услуг.

Комиссия отмечает, что в каталоге товаров, работ, услуг присутствуют позиции, фактически отвечающие потребности заказчика (например, позиция 80.10.12.000-00000001), однако в нарушение требований части 6 статьи 23, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 5 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе, Правил использования каталога товаров, работ, услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145, извещение об осуществлении закупки не содержит наименования товара, работы, услуг в соответствии с позицией КТРУ, а также описание объекта закупки содержит дополнительные требования к оказываемым услугам без приведения обоснования необходимости предъявления таких требований, в частности:

- поддерживать системы и средства в исправном состоянии.

- обеспечение защиты жизни и здоровья работников Заказчика и обслуживаемых Заказчиком граждан, проживающих на охраняемом объекте, от преступных и противоправных посягательств, в том числе: - помощь в поиске отсутствующих (в пределах охраняемой территории).

Комиссия также отмечает, что в нарушение части 2 статьи 8, части 6 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе заказчиком в описании объекта закупки установлено: «наличие у Исполнителя лицензий, документов о сертификации, свидетельств, действующих на протяжении всего периода оказания Услуг необходимых для их оказания, в том числе: разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему», тогда как техническим заданием фактически установлено, что у сотрудников охраны не должно быть оружия.

При таких обстоятельствах Комиссия признает доводы жалобы заявителя обоснованными.

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, зарегистрированного в Минюсте России 27.02.2015 № 36262), Комиссия

Р Е Ш И Л А:

1. Признать обоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью Частная охранная организация «КРИПТОН» на действия бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Русско-Полянская центральная районная больница» при осуществлении электронного аукциона «Оказание услуг частной охраны (Выставление поста охраны) (Реестровый номер 2022.077284)» (извещение № 0352200046322000154).

 2.    Признать в действиях бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Русско-Полянская центральная районная больница» нарушение части 2 статьи 8, части 6 статьи 23, части 6 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 5 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе, Правил использования каталога товаров, работ, услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145.

3.    В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать бюджетному учреждению здравоохранения Омской области «Русско-Полянская центральная районная больница», оператору электронной площадки ООО «РТС-тендер» предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

 4.    По выявленным нарушениям законодательства в сфере закупок передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

УПРАВЛЕНИЕ
Федеральной антимонопольной службы
по Ямало-Ненецкому автономному округу

Решение № 089/06/51-634/2022
по жалобе ООО ЧОО «Север-Безопасность»
(извещение № 0190300003722000434)

 

 г. Салехард

29.07.2022 г.                                                                                                  

Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, (далее – Комиссия, Управление) в составе:

Председателя Комиссии:

<…….>,

Членов Комиссии:

<…….>;

<…….>,

При участии:

<…….> – представитель заказчика, по доверенности;

<…….> – представитель заявителя, по доверенности,

рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи жалобу ООО ЧОО «Север-Безопасность» (ИНН: 8604054980) на действия заказчика - МКУ «Дирекция муниципального заказа» при осуществлении закупки способом электронного аукциона на оказание услуг по обеспечению общественного порядка и безопасности на территории Детского парка, начальная (максимальная) цена контракта – 1 816 735,55 рублей (извещение № 0190300003722000434) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент),

УСТАНОВИЛА:

В Управление поступила жалоба Заявителя (вхд. № 4494 от 25.07.2022) на действия аукционной комиссии.

Заявитель считает, что в действиях заказчика имеется нарушение норм Закона о контрактной системе.

Уполномоченный орган, Заказчик с доводами Заявителя не согласились, представили возражения и сообщили, что при проведении закупки комиссия действовала в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В соответствии с извещением о проведении аукциона при осуществлении закупки:

1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС);

2) дата и время начала срока подачи заявок - 08.07.2022 14:34 (МСК+2);

3) дата и время окончания подачи заявок – 19.07.2022 09:00 (МСК+2);

4) дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги 19.07.2022;

5) дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) 21.07.2022.

Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Из жалобы Заявителя следует,

1) на ЭТП размещен проект контракта для подписания победителем закупки, форма которого не соответствует типовому контракту на оказание охранных услуг и информационной карты типового контракта на оказание охранных услуг (утвержден приказом Федеральной службы войск национальной гвардии РФ от 01.06.2020 № 149);

2) в нарушение описания объекта закупки (ст. 33 Закона о контрактной системе) извещение об осуществлении закупки, документы приложения к извещению, проект контракта не содержали информацию об объеме услуг;

3) выбранное заказчиком значение ОКПД2 - 84.24.19.000 не относятся к предмету закупки, так как вся группа 84.2, 84.24 (Услуги государства обществу в целом) не относится к деятельности частных охранных организаций;

4) согласно техническому заданию заказчика общий период охраны: 01.08.2022-31.12.2022. Внутри указанного периода выделяются только «летний», «зимний» периоды. Обязанность осуществлять охрану объекта в периоды сентябрь-ноябрь в тексте проекта контракта и требуемое количество сотрудников охраны не предусмотрено.

Указанное в п.17 технического задания усиление постов охраны до 6 сотрудников охраны во время проведения массовых мероприятий, по заявлению заказчика, без увеличения стоимости услуг по муниципальному контракту, указывает на нарушение при формировании НМЦК;

5) в адрес Заказчика, посредством электронной почты dmz-2018@yandex.ru, 21.07.2022 года был направлен запрос о согласовании режима охраны объекта. Ответа на указанный запрос не получено, в проекте контракта, информация об объеме требуемых услуг отсутствует, что указывает на несогласованность существенных условий контракта и влечет невозможность его исполнения (статья 432 Гражданского кодекса РФ);

6) 25.07.2022 (посредством электронной почты) заказчику был направлен проект протокола разногласий, для его согласования и размещения на ЭТП. Указанное письмо также было проигнорировано заказчиком. Что указывает на недобросовестное поведение заказчика при согласовании условий контракта;

7) начальная (максимальная) цена контракта сформирована с нарушением требований статьи 22 Закона о контрактной системе и положений Приказа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 15.02.2021 № 45 «Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок охранных услуг». Цена стоимости единицы услуги сформирована, как среднее значение на основании представленных коммерческих предложений потенциальных участников закупки.

Проанализировав материалы дела, доводы на жалобу, проведя, в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку соблюдения Заказчиком требований Закона о контрактной системе при осуществлении вышеуказанной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.

Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В силу ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Правила формирования, Правила использования КТРУ).

В соответствии с пунктом 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

а) наименование товара, работы, услуги;

б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции)

Согласно п. 5 Правил использования КТРУ для обеспечения государственных и муниципальных нужд предусмотрено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системы, которые не предусмотрены в позиции каталога.

Согласно п. 6 Правил использования КТРУ в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной п. 5 Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При этом участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). В случае внесения в соответствии с настоящим Федеральным законом изменений в извещение об осуществлении закупки, документацию о закупке участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения таких извещения, документации после внесения в них таких изменений.

1. Рассмотрев доводы 1 – 6 жалобы Комиссия управления установила, что заявителем обжалуются положения извещения об осуществлении закупки. В извещении об осуществлении закупки указан срок окончания подачи заявок на участие в закупке 19.07.2022.

Таким образом, Комиссия управления установила, что заявителем жалоба подана после окончания срока подачи заявок на участие в закупке, что противоречит требованиям пункта 1 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе.

Кроме того, в доводе 7 жалобы участник закупки сообщает, что начальная (максимальная) цена контракта сформирована с нарушением требований статьи 22 Закона о контрактной системе и положений Приказа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 15.02.2021 № 45.

В соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги с осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

Таким образом, соблюдение заказчиком порядка формирования начальной (максимальной) цены контракта не относится к полномочиям ФАС России.

На основании изложенного Комиссия управления оставляет доводы жалобы заявителя без рассмотрения.

2. В результате проведения внеплановой проверки Комиссией Ямало-Ненецкого УФАС России установлено следующее.

Как следует из описания объекта закупки (Приложение № 1 к извещению) потребностью Заказчика является оказание услуг по обеспечению общественного порядка и безопасности на территории Детского парка.

Проанализировав описание объекта закупки, установлено:

- цели оказания услуг: обеспечение целостности и сохранности имущества парка, защита и охрана объекта от противоправных действий. Виды оказываемых услуг: круглосуточная охрана.

- общие требования к оказанию услуг: (п.6.1) Наличие лицензии на осуществление частной охранной деятельности. Требование установлено в соответствии с пунктом 32 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», ст.11 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

- обязанности Исполнителя (п.7): 1. Организовать и обеспечить охрану всего имущества на территории Детского парка находящегося в ведении Заказчика. 2. Обеспечить патрулирование территории Детского парка с интервалом не более 1 (одного) часа. Во время обхода должно быть проверено состояние всего имущества, переданного под охрану.

При этом, Заказчиком использован код ОКПД2 84.24.19.000 «Услуги, связанные с обеспечением общественного порядка и безопасности, прочие».

На заседании Комиссии представитель Заказчика сообщил, что заказчик самостоятельно определил указанный код ОКПД путем соотнесения объекта закупки к соответствующим кодам и наименованиям позиций ОКПД и КТРУ, как наиболее подходящим с учетом специфики закупки, области применения закупаемого товара.

Изучив содержание Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст) (ред. от 04.02.2022), Комиссия установила, что группировка кода ОКПД2 84.24.19 включает:

- услуги, связанные с общими административными услугами, услугами по регулированию и дополнительными услугами по поддержанию общественного порядка и обеспечению безопасности, и разработке, связанной с этим общей политики;

- услуги, связанные с обеспечением домашних хозяйств запасами для потребления в чрезвычайных обстоятельствах в случае бедствий в мирное время;

- услуги по распространению информации по вышеназванным вопросам.

Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что в КТРУ имеется ряд позиций с кодом ОКПД2 80.10.12.000 «Услуги охраны», (например, код позиции КТРУ 80.10.12.000-00000011 - 80.10.12.000-00000013), на оказание услуг частной охраны (патрулирование), единица измерения: человеко-час, на обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий. Обязательное применение позиции кода КТРУ с 01.03.2019.

При этом группировка кода ОКПД2 80.10.12 в себя включает:

- услуги, состоящие в предоставлении наемного персонала для обеспечения безопасности населения или отдельных лиц, производственной и коммерческой собственности путем охраны от огня, воров, вандализма или несанкционированного прохода: услуги по патрулированию и наблюдению; услуги охраны для обеспечения безопасности; услуги телохранителей; услуги сторожевых собак; услуги по наблюдению за местами парковок; услуги по контролю за несанкционированным проходом на охраняемую территорию.

Указанные позиции КТРУ имеют характеристики необходимые Заказчику в соответствии с указанной в описании объекта закупки потребностью, для реализации функций и полномочий, в связи со спецификой работы заказчика и задач, для решения которых приобретается услуга. При этом в данной позиции каталога установлены обязательные для применения характеристики.

На основании изложенного Комиссия управления установила, что Заказчиком в единой информационной системе не размещена информация, предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч.6 ст. 23 Закона о контрактной системе, что нарушает требования п.5 ч.1 ст. 42 Закона о контрактной системе. А неиспользование кода КТРУ 80.10.12.000 «Услуги охраны», обязательного к применению противоречит требованиям п.4,5,6 Правил использования КТРУ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145.

Комиссия пришла к выводу о том, что в действиях Заказчика имеются нарушения требований ч. 6 ст. 23 и п.5 ч.1 ст. 42 Закона о контрактной системе. Соответственно имеются основания для выдачи предписания о приведении извещения в соответствие с действующим законодательством, однако, при проведении дальнейшей процедуры закупки, Заказчику необходимо использование кода КТРУ80.10.12.000 «Услуги охраны», что невозможно без аннулирования определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО ЧОО «Север-Безопасность» (ИНН: 8604054980) на действия заказчика - МКУ «Дирекция муниципального заказа» при осуществлении закупки способом электронного аукциона на оказание услуг по обеспечению общественного порядка и безопасности на территории Детского парка, начальная (максимальная) цена контракта – 1 816 735,55 рублей (извещение № 0190300003722000434), необоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика нарушение пп. 4, 5, 6 Правил использования КТРУ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», и ч.6 ст.23, п.5 ч.1 ст. 42 Закона о контрактной системе.

3. Выдать предписание об аннулировании определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

5. Обязать Заказчика обеспечить уведомление должностного лица действовавшего от имени заказчика при формировании с использованием единой информационной системы, подписавшего усиленной электронной подписью в соответствии со ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, о необходимости представить в срок до 12.08.2022 в адрес Ямало-Ненецкого УФАС России, следующие надлежащим образом заверенные копии документов:

- паспортные данные должностного лица (страницы с 2 по 6);

- информацию о фактическом месте проживании;

- адрес электронной почты (контактная информация);

- приказ о назначения на должность;

- должностную инструкцию;

- справку о доходах в форме 2-НДФЛ;

- объяснения должностного лица;

- иную информацию и документы, которые могут иметь значение для рассмотрения дела.

Составление протоколов об административном правонарушении по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ по вышеуказанному факту в отношении должностного лица –назначается на 15.08.2022 в 16 час. 00 мин., по адресу: ЯНАО, г. Салехард, ул. Губкина, 13, каб. 23 (зал заседаний).

В случае невозможности обеспечить явку на составление протокола об административном правонарушении должностным лицам необходимо уведомить об этом Ямало-Ненецкое УФАС России факс (34922) 3-47-08; e-mail: to89@fas.gov.ru).

                Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

Комментирование будет доступно после регистрации на сайте.

Зарегистрироваться Войти