Личную заинтересованность могут исключить из мотивов злоупотребления в сфере госзакупок

Предлагается исключить из диспозиции ч. 1 ст. 200.4 Уголовного кодекса указание на иную личную заинтересованность как мотив преступления – соответствующий законопроект1 внесен в Госдуму Правительством РФ 14 апреля 2022 года.  Напомним, речь идет о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд работником контрактной службы, контрактным управляющим, членом комиссии по осуществлению закупок либо иным уполномоченным лицом, представляющим интересы заказчика в...Предлагается исключить из диспозиции ч. 1 ст. 200.4 Уголовного кодекса указание на иную личную заинтересованность как мотив преступления – соответствующий законопроект1 внесен в Госдуму Правительством РФ 14 апреля 2022 года.

Напомним, речь идет о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд работником контрактной службы, контрактным управляющим, членом комиссии по осуществлению закупок либо иным уполномоченным лицом, представляющим интересы заказчика в указанной сфере для обеспечения государственных или муниципальных нужд, которые не являются должностными лицами или лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой или иной организации, если такое деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и причинило крупный ущерб.

В пояснительной записке к проекту отмечается, что используемый в ч. 1 ст. 200.4 УК РФ термин "иная личная заинтересованность" носит оценочный характер. Его содержание разъясняется в п. 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. № 19, согласно которому "иная личная заинтересованность" представляет собой стремление должностного лица извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленное такими побуждениями, как карьеризм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, скрыть свою некомпетентность и т. д. Вместе с тем имеющиеся разъяснения не являются исчерпывающими и не позволяют сделать однозначный вывод о соотношении, например, побуждений "иная личная заинтересованность" и "ложно понятые интересы службы". Таким образом, диспозиция ст. 200.4 УК РФ в действующей редакции является слишком широкой, что создает риски привлечения к уголовной ответственности по ней практически за любое нарушение законодательства в сфере закупок, если оно повлекло причинение крупного ущерба.

Предполагается, что принятие поправок будет способствовать оптимизации закупочной деятельности, направленной на обеспечение государственных и муниципальных нужд, и позволит минимизировать риски необоснованного уголовного преследования за нарушение соответствующего законодательства.

_____________________________

1 С текстом законопроекта № 106973-8 "О внесении изменения в статью 200-4 Уголовного кодекса Российской Федерации" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.

Источник: Система ГАРАНТ

 

Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 200-4 Уголовного кодекса Российской Федерации  (в части исключения из диспозиции статьи указания на иную личную заинтересованность как мотив преступления)" №106973-8 

Вносится Правительством

Российской Федерации

 

Проект

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменения в статью 2004 Уголовного кодекса Российской Федерации

В абзаце первом части первой статьи 2004 Уголовного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, №  25,  ст.  2954;  2018,   №   18,   ст.   2569)   слова "из корыстной или иной личной заинтересованности" заменить словами "из корыстной заинтересованности".

Президент Российской Федерации

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 2004 Уголовного кодекса Российской Федерации"

Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 2004 Уголовного кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан во исполнение пункта 1.12 Плана первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления, одобренного на заседании Президиума Правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций 15 марта 2022 г.

Законопроектом предлагается исключить из диспозиции статьи 2004 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) указание на иную личную заинтересованность как мотив преступления.

В соответствии с частью первой статьи 2004 УК РФ уголовно наказуемым деянием является нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд работником контрактной службы, контрактным управляющим , членом комиссии по осуществлению закупок, лицом, осуществляющим приемку поставленных. товаров, выполненных. работ или оказанных услуг, либо иным уполномоченным лицом, представляющим интересы заказчика в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных. или муниципальных нужд, которые не являются должностными лицами или лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой или иной организации, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и причинило крупный ущерб.

Используемый в части первой статьи 2004 УК РФ термин "иная личная заинтересованность" носит оценочный характер, и его содержание разъясняется в пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2009 г. № 19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий", согласно которому "иная личная заинтересованность" представляет собой стремление должностного лица извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленное такими побуждениями, как карьеризм, семейственность, желание приукрасить  действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, скрыть свою некомпетентность и т.п. 

Однако имеющиеся разъяснения не являются исчерпывающими и не позволяют сделать однозначный вывод о соотношении, например, побуждений "иная личная заинтересованность" и "ложно понятые интересы службы".

Таким образом, диспозиция статьи 2004 УК РФ в действующей редакции является слишком широкой, что создает риски привлечения к уголовной ответственности по ней практически за любое нарушение законодательства в сфере закупок, если оно повлекло причинение крупного ущерба.

Принятие законопроекта будет способствовать оптимизации закупочной деятельности, направленной на обеспечение государственных и муниципальных нужд, и позволит минимизировать риски необоснованного уголовного преследования за нарушение соответствующего законодательства.

Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе и иных международных договоров Российской Федерации.

В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.

Принятие законопроекта не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.

Комментирование будет доступно после регистрации на сайте.

Зарегистрироваться Войти