Расторгаем контракт без РНП

Расторжение по вине заказчика Если говорить о недобросовестности со стороны заказчика, то причина для расторжения только одна: в ходе исполнения контракта он не оплатил поставку два раза и более — факт нарушения должен быть неоднократным. В этом случае поставщик...Расторжение по вине заказчика

Если говорить о недобросовестности со стороны заказчика, то причина для расторжения только одна: в ходе исполнения контракта он не оплатил поставку два раза и более — факт нарушения должен быть неоднократным. В этом случае поставщик может инициировать разрыв контракта.

Расторжение из-за проблем у поставщика

Рост цен

Изменение курса валют, рост цен и удорожание товаров не относят к обстоятельствам непреодолимой силы: это экономические риски, которые принимают на себя поставщики. Законы не позволяют разрывать контракты на этом основании.

Если заказчик отказывается расторгать контракт по обоюдному согласию (ч. 65.1 ст.112 44-ФЗ), то у участников есть несколько вариантов:

  • Исполнять контракт в убыток.
  • Не исполнять контракт и ждать, что заказчик расторгнет его в одностороннем порядке. При таком подходе будут копиться штрафы и пени.
  • Самим расторгнуть контракт в одностороннем порядке и надеяться, что заказчик не пойдет в суд. Практика показывает, что заказчики делают это редко — риск попасть в РНП небольшой.

Внешние санкции и ограничения

Причины, из-за которых контракт исполнить невозможно, могут быть разными. Например:

  • Контрагенты ушли с рынка, поставляемый товар больше не отгружается в РФ из-за международных санкций.
  • Закрыли авиасообщение между странами-поставщиками и Россией; международные морские линии приостановили отгрузку в порты РФ.
  • Невозможно оплатить товар иностранному контрагенту из-за мер против банковской системы.

Главное для участника — доказать прямое влияние внешних ограничений на причины, по которым нельзя выполнить условия контракта. Тогда шансы получить заключение Торгово-промышленной палаты (ТПП) о форс-мажоре гораздо выше.

Действовать в таких ситуациях можно так:

  • Обратитесь в региональную ТПП с просьбой засвидетельствовать обстоятельство непреодолимой силы.Только доказанный факт форс-мажора поможет исключить вину за невыполнение обязательств по контракту.
  • Сообщите заказчику о том, что контракт исполнить невозможно по не зависящим от вас причинам, и приложите необходимые документы, которые подтвердят эти обстоятельства. Если заказчика не известить, он может наложить штрафы и пени.
  • Приостановите исполнение контракта и обсудите с заказчиком его расторжение по соглашению сторон.

При этом Торгово-промышленная палата в письме № ПР/0181 от 22 марта 2022 отмечает, что внешние санкции и экономические риски пока не относят к обстоятельствам непреодолимой силы. Правительство рассматривает несколько законопроектов, в которых предложено расширить понятие форс-мажора. Один из проектов могут принять в ближайшее время.

Пока закон не приняли, ТПП России рекомендовала региональным торгово-промышленным палатам приостановить рассмотрение заявлений о фактах форс-мажора. Это касается внутрироссийских договоров, которые связаны с санкциями на иностранные комплектующие и оборудование.

Даже если вы не будете обращаться в ТПП, соберите максимально подробные доказательства и направьте заказчику. Покажите, что вы не стремились уклоняться от исполнения, приложили усилия, но на возникшие обстоятельства повлиять не можете.

За отказ от подписания контрактов, исполнить которые стало невозможно из-за санкций, ФАС не включает участников в РПН (ПП РФ № 417 от 21 марта 2022). Логика судов, рассматривающих дела по расторжению, должна быть схожей. К сожалению, практики по этому вопросу пока нет.

Напомним, что с 1 июля 2022 правила ужесточат и оснований для внесения в РНП будет больше. В реестр будут включать, если:

  • участник примет необоснованное решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
  • Участник не исполнил или ненадлежаще исполнил свои обязательства по контракту.

Примеры из практики ФАС

Дефицит белой бумаги для офисной техники

Участник отказался от контракта на поставку белой бумаги. Ульяновское УФАС не включило его в РНП: до заключения контракта поставщик не мог предвидеть, что международная политическая обстановка изменится и к России применят санкции. Именно ограничения повлекли невозможность поставки товара, который требовал заказчик.

Решение от 25 марта 2022 по делу № РНП-73-38

Поставка медицинских перчаток

Участник уклонился от подписания контракта на поставку медицинских перчаток. Свой отказ поставщик мотивировал введением внешних санкций против России: в частности, он указал на прекращение авиаперелетов и скачок курса валют. Участник также предоставил письма, которые подтверждали невозможность поставки.

Самарское УФАС не внесло сведения о поставщике в РНП: умысла уклоняться от заключения контракта у него не было.

Решение от 8 апреля 2022 года №63-160.

 КонтурЗакупки

 

Письмо Торгово-промышленной палаты РФ от 22 марта 2022 г. № ПР/0181

О приостановлении рассмотрения
торгово-промышленными палатами заявлений о выдаче заключений о свидетельствовании обстоятельств непреодолимой силы по договорам, заключенным в рамках внутрироссийской экономической деятельности, в связи с санкционными ограничениями в отношении иностранных комплектующих и оборудования

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  21 апреля 2022
 
Европейским союзом, США и рядом других стран введены экономические санкции против Российской Федерации, которые оказывают существенное влияние на возможность исполнения российскими юридическими лицами целого комплекса взятых на себя обязательств по внутрироссийским сделкам.

Следует отметить, что значительная часть технического оборудования, электроники, машин и иных сложных товаров, поставляемых отечественными производителями на российский рынок, производится с привлечением комплектующих, произведенных за пределами Российской Федерации, на поставку которых вышеуказанными странами введены запреты и ограничения. При этом иностранные поставщики отказывают в поставке подпадающего под санкции товара, а указанные комплектующие не производятся в России и, как правило, носят уникальный характер.

Возникшая ситуация приводит к тому, что многие отечественные компании вынуждены приостанавливать поставку своей промежуточной или конечной продукции контрагентам в рамках существующих производственных (технологических) цепочек, поскольку вышеуказанные комплектующие, необходимые для производства продукции, становятся для них недоступными.

К сожалению, пунктом 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации такие обстоятельства, как нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника и отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, к обстоятельствам непреодолимой силы не отнесены. В связи с этим требованием законодательства возникает сложность в признании описанных выше случаев обстоятельствами непреодолимой силы.

Информирую, что Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Чернышенко Д.Н. дано поручение соответствующим министерствам (Минэкономразвития России, Минюст России, Минпромторг России) проработать вопрос о признании санкций ряда недружественных зарубежных государств в качестве обстоятельств непреодолимой силы.

Торгово-промышленная палата Российской Федерации в инициативном порядке разработала свой проект изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации в части расширения понятия "обстоятельство непреодолимой силы", который позволяет признавать действия лиц, не участвующих в договоре, но находящихся под санкциями США, Евросоюза или иных государств, без участия которых договор, тем не менее, не может быть исполнен, обстоятельствами непреодолимой силы.

Законопроект направлен в адрес первого Заместителя Председателя Правительства России Белоусова А.Р., Заместителя Председателя Правительства России - руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации Григоренко И.Ю., а также в адрес Минэкономразвития России и Минпромторга России во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Чернышенко Д.Н.

Профильный комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству с учетом позиции ТПП России также подготовил свой проект федерального закона, направленный на решение данной проблемы.

Все перечисленные законопроекты находятся на обсуждении в Правительстве Российской Федерации, Центральном Банке Российской Федерации и в Государственной Думе Российской Федерации. Предполагается, что один из упомянутых законопроектов должен быть принят в течение 10 дней.

Сообщаю, что сразу же после принятия Федеральным Собранием Российской Федерации соответствующего закона ТПП России подготовит и направит в торгово-промышленные палаты методические рекомендации по его применению в части договоров, заключенных в рамках внутрироссийской экономической деятельности.

В этой связи предлагаю до принятия данного закона приостановить рассмотрение торгово-промышленными палатами заявлений о выдаче заключений о свидетельствовании обстоятельств непреодолимой силы по договорам, заключенным в рамках внутрироссийской экономической деятельности, в связи с вышеуказанными санкционными ограничениями в отношении иностранных комплектующих и оборудования.

Прием соответствующих заявлений, а также выдачу заключений об обстоятельствах непреодолимой силы по внутрироссийским контрактам по иным основаниям предлагаю продолжить.

 

Президент                                                                                                                                                                                                                                                                                                      С.Н. Катырин

 

Постановление Правительства РФ от 21 марта 2022 г. N 417
"О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель Правительства
Российской Федерации

М. Мишустин

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 21 марта 2022 г. N 417

Изменения,
которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

1. В пунктах 14 328 и 32 1 Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2014 г. N 1352 "Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 51, ст. 7438; 2016, N 51, ст. 7405; 2019, N 38, ст. 5316; 2020, N 49, ст. 7898), слова "15 рабочих" заменить словами "7 рабочих".

2. В Правилах ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 28, ст. 5508; N 50, ст. 8544; 2022, N 6, ст. 872):

а) абзац третий подпункта "в" пункта 15 дополнить словами ", в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика";

б) в пункте 16:

в подпункте "б" предложение второе исключить;

дополнить подпунктом "в" следующего содержания:

"в) при формировании в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта реестровой записи указывает:

дату поступления обращения в орган контроля;

информацию о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в связи с отказом такого поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика санкций и (или) мер ограничительного характера (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта по причине введения в отношении заказчика санкций и (или) мер ограничительного характера).".

 

РЕШЕНИЕ 
по делу № РНП-73-38
 от 15.05.2017

На основании статьи 104 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ (далее – Закон о контрактной системе) Комиссия Ульяновского УФАС России (далее - Комиссия) в составе:

 

председателя Комиссии:

 заместителя руководителя управления - начальника отдела <…>;

 членов Комиссии:

 начальника отдела <…>;
специалиста-эксперта <…>,

 

в присутствии:                       - от ГКУЗ «Ульяновская областная клиническая психиатрическая больница им. В.А. Копосова»:
                                             - <…> (доверенность № 31 от 15.05.2017 г.)
                                             - от ООО «Спецтранснефть»:
                                             - <…> (доверенность б/н от 11.05.2017 г.),

на основании обращения Государственного казенного учреждения здравоохранения «Ульяновская областная клиническая психиатрическая больница имени В.А. Копосова» (далее – ГКУЗ «Ульяновская областная клиническая психиатрическая больница имени В.А. Копосова», заказчик) о включении сведений об участнике закупки обществе с ограниченной ответственностью «Спецтранснефть» (далее – ООО «Спецтранснефть») в реестр недобросовестных поставщиков в связи с уклонением от заключения контракта на поставку масла, тосола, тормозной жидкости и смазки (0168200002417001202),

УСТАНОВИЛА:

Дата размещения в Единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) извещения о проведении запроса котировок 28.03.2017 г.

Начальная (максимальная) цена контракта – 119 466,00 руб.

В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 05.04.2017 г. на участие в запросе котировок было подано семь заявок.

Решением единой комиссии заявки всех участников закупки были признаны соответствующими требованиям, установленным извещением.

Победителем запроса котировок был признан ООО «Спецтранснефть» с предложением о цене контракта 84 812, 00  руб.  

Вх. № 2785 от 28.04.2017 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области поступило обращение ГКУЗ «Ульяновская областная клиническая психиатрическая больница имени В.А. Копосова» о включении сведений в отношении ООО «Спецтранснефть» в реестр недобросовестных поставщиков.

На заседание Комиссии 15.05.2017 г. представитель ГКУЗ «Ульяновская областная клиническая психиатрическая больница имени В.А. Копосова» поддержала доводы, изложенные в обращении, а также пояснила, что проект контракта был подписан ООО «Спецтранснефть» в последний регламентированный день подписания контракта посредством электронной цифровой подписи и направлен на электронную почту заказчика.

На заседание Комиссии 15.05.2017 г. представитель ООО «Спецтранснефть» представил письменные пояснения, содержащие указание, в том числе, на следующее.

В протоколе уклонения победителя закупки от 28.04.2017 г. заказчик ссылается на передачу проекта контракта по электронной почте.

Вместе с тем, ООО «Спецтранснефть» не передавало в адрес заказчика сведения об электронной почте.

Кроме того, заказчиком был нарушен срок направления проекта контракта и экземпляра протокола в адрес ООО «Спецтранснефть». 

При этом ООО «Спецтранснефть» в регламентированные Законом о контрактной системе сроки направил в адрес заказчика проект контракта, подписанный электронной подписью и 03.05.2017 г. была осуществлена попытка поставки продукции.

Представитель ООО «Спецтранснефть» указал, что общество является опытным поставщиком и не уклонялось от заключения контракта.

На основании вышеизложенного представитель ООО «Спецтранснефть» просит Комиссию Ульяновского УФАС России сведения в отношении общества в реестр недобросовестных поставщиков не включать.

Рассмотрев имеющиеся материалы, Комиссия решила сведения в отношении ООО «Спецтранснефть» в реестр недобросовестных поставщиков не включать. При этом Комиссия исходила из следующего.

Согласно части 13 статьи 78 Закона о контрактной системе контракт по результатам проведения запроса котировок может быть заключен не ранее чем через семь дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок и не позднее чем через двадцать дней с даты подписания указанного протокола.

В извещении о проведении запроса котировок № 0168200002417001202 указано, что контракт заключается не ранее чем через семь дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок и не позднее чем через двадцать дней с даты подписания указанного протокола.

В течение десяти дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок победитель запроса котировок обязан подписать контракт и представить все экземпляры контракта заказчику. При этом победитель запроса котировок одновременно с контрактом обязан представить заказчику выписку из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованную в нотариальном порядке копию такой выписки (для юридического лица), которые получены не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок, надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица).

В соответствии с частью 8 статьи 78 Закона о контрактной системе результаты рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок оформляются протоколом. Указанный протокол составляется в двух экземплярах, один из которых остается у заказчика, другой в течение двух рабочих дней с даты подписания указанного протокола передается победителю запроса котировок с приложением проекта контракта, который составляется путем включения в него условий исполнения контракта, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок, и цены, предложенной победителем запроса котировок заявке на участие в запросе котировок.

В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 05.04.2017 г. победителем запроса котировок было признано ООО «Спецтранснефть».

Согласно части 8 статьи 78 Закона о контрактной системе протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок и проект контракта должны были быть направлены победителю запроса котировок не позднее 07.04.2017 г.

Вместе с тем, согласно сведениям и пояснениям представителя заказчика проект контракта в нарушении части 8 статьи 78 Закона о контрактной системе был направлен ООО «Спецтранснефть» на адрес электронной почты лишь 10.04.2017 г.

Кроме того, согласно представленным сведениям, 26.04.2017 г., то есть уже за пределами установленных извещением сроков подписания контракта, заказчиком были направлены на почтовый адрес ООО «Спецтранснефть» проект контракта и протокол рассмотрения и оценки заявок от 05.04.2017 г.

Учитывая, что протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок был подписан и размещен на официальном сайте 05.04.2017 г., сроком подписания контракта ООО «Спецтранснефть» является дата не позднее 25.04.2017 г.  

28.04.2017 г. ООО «Спецтранснефть» был признан уклонившимся от заключения контракта в связи с не представлением заказчику подписанного проекта контракта на бумажном носителе в регламентированный срок.  

В соответствии с частью 11 статьи 78 Закона о контрактной системе в случае, если победитель запроса котировок не представил заказчику подписанный контракт и выписку из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованную в нотариальном порядке копию такой выписки (для юридического лица), которые получены не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок, надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица) в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок, такой победитель признается уклонившимся от заключения контракта.

Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

При этом, в указанной ситуации, Комиссия Ульяновского УФАС России не имеет оснований квалифицировать действия ООО «Спецтранснефть» как уклонение от заключения контракта на поставку масла, тосола, тормозной жидкости и смазки, поскольку заказчиком были нарушены регламентированные сроки, предусмотренные при заключении контракта по результатам запроса котировок, установленные статьей 78 Закона о контрактной системе.

Кроме того, положение законодательства о контрактной системе, регламентирующее проведение закупок путем запроса котировок, не предусматривает электронный документооборот, соответственно, направление проекта контракта в адрес победителя по электронной почте не является надлежащим исполнением положений Закона о контрактной системе, так же как и подписание данного контракта сторонами посредством электронной цифровой подписи. 

При этом в ходе анализа представленных сведений, Комиссией Ульяновского УФАС России был сделан вывод о намерении ООО «Спецтранснефть» заключить государственный контракт на поставку масла, тосола, тормозной жидкости и смазки.  

Согласно товарной накладной № CR-12 от 03.05.2017 г. ООО «Спецтранснефть» была осуществлена попытка поставки продукции в полном объеме.

Таким образом, учитывая, что включение сведений об ООО «Спецтранснефть» в реестр не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, соответственно, сведения в отношении ООО «Спецтранснефть» не могут быть включены в реестр недобросовестных поставщиков. 

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 11 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1062 от 25.11.2013 г., статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия 

РЕШИЛА: 

Сведения об обществе с ограниченной ответственностью «Спецтранснефть» (адрес: 153003, г. Иваново, ул. Наговицыной-Икрянистовой, д. 6, оф. 602; ИНН 3702618516) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.

 

Комментирование будет доступно после регистрации на сайте.

Зарегистрироваться Войти