Как изменилась жизнь поставщика после введения санкций

С введения санкций прошло пять месяцев, но поставщики еще привыкают к работе в новых условиях. Бизнес адаптируется к кризису с переменным успехом. Мы провели исследование и выяснили, с какими проблемами столкнулись участники торгов и как менялись их настроения.  Как и кого исследовали Источником информации стали пользователи Контур.Закупок. Мы спрашивали у поставщиков, с какими проблемами столкнулся их бизнес в период санкций. Если респонденты отвечали, что трудностей не заметили и работают, как...С введения санкций прошло пять месяцев, но поставщики еще привыкают к работе в новых условиях. Бизнес адаптируется к кризису с переменным успехом. Мы провели исследование и выяснили, с какими проблемами столкнулись участники торгов и как менялись их настроения.

Как и кого исследовали

Источником информации стали пользователи Контур.Закупок. Мы спрашивали у поставщиков, с какими проблемами столкнулся их бизнес в период санкций. Если респонденты отвечали, что трудностей не заметили и работают, как раньше — просили рассказать, в какой сфере действует компания.

Опрос прошел в три этапа: в марте, апреле и июне. В нем участвовали 3 427 поставщиков. Ответы раскрывают ситуацию на рынке торгов и очерчивают основные тренды.

Что узнали

Пик пессимизма поставщиков пришелся на март. Тогда 80% участников торгов почувствовали последствия санкций. Из них 26,6% столкнулись с серьезными проблемами в работе: ростом цен, сложной логистикой, нехваткой оборотных средств. Еще 52,9% выбрали вариант ответа «что-то поменялось, но работаем». Не почувствовали никаких изменений 20,5%.

Адаптироваться к ситуации бизнес начал уже в апреле: доля поставщиков, испытывающих проблемы из-за санкций, снизилась до 72%. Из них 18,2% имели серьезные трудности, а 53,8% что-то изменили в работе. Чувствовали себя «как раньше» уже 27,9% опрошенных.

Июнь закрепил положительную тенденцию: проблемы остались у 62% поставщиков. Серьезные сложности сохранились у 14,1%, что-то поменялось у 48%. Доля работающих без трудностей игроков выросла до 37,9% — эта группа постепенно вытесняет другие.

График изменения настроения поставщиков

Так менялись настроения поставщиков с марта по июнь

Проблемы поставщиков

Посмотрим, с какими именно проблемами столкнулись участники торгов во время кризиса. Начнем с тех, кто испытывает серьезные сложности.

Серьезные проблемы

Делятся на три группы:

1. Связаны с ценами и деньгами:

  • Поставщики стали чаще демпинговать — участвовать в таких закупках невыгодно.
  • С выросшими ценами на продукцию выполнить старые контракты невозможно.
  • Поставщикам приходится поднимать цены на товары — теперь их заявки не выигрывают.
  • Сложно рассчитать будущую прибыль от закупки — непонятно, сколько завтра будет стоить товар.
  • Невозможно участвовать в нескольких закупках одновременно — оборотных средств не хватает, а кредиты подорожали.

2. Проблемы вокруг товаров:

  • Организовать доставку товара теперь сложнее из-за проблем с логистикой.
  • У производителей дефицит продукции.
  • Непонятно, как расплачиваться за товар с иностранными продавцами — перевести деньги за границу сложно.
  • Бизнесу, построенному на импорте, больше нечего продавать — многие иностранные поставщики перестали поставлять товары в Россию.

3. Действия заказчиков и поставщиков

  • Заказчики размещают меньше тендеров — теперь поставщики конкурируют даже в закупках, которые раньше никого не интересовали.
  • Компании, закрывающие бизнес в России, отменяют закупки и разрывают контракты.
  • Из-за кризиса заказчики банкротятся и не платят по контрактам.
  • Сложно продвигать бизнес — закрылись иностранные площадки для рекламы.
  • Недобросовестные поставщики игнорируют технические задания, но заявляются на торги. На аукционе такие игроки провоцируют других поставщиков снижать цену, а на втором этапе заказчики отклоняют их заявки. В итоге побеждает участник, снизивший цену из-за недобросовестных конкурентов.

Есть проблемы, но продолжают работать

Половина поставщиков (48%) рассказали, что столкнулись с проблемами, но продолжают работать. Их бизнес оказался устойчивее на фоне кризиса: обычно у таких предпринимателей «просело» одно направление работы.

На конкретном примере отличие выглядит так. Если поставщики с серьезными проблемами не смогли привезти товар из-за рубежа или найти замену, то компании из категории «что-то поменялось» организовали альтернативные пути доставки или нашли аналоги товара в России.

Поставщики из этой группы поделились такими проблемами:

  • В торгах увеличилось количество закрытых процедур. Это неприятное следствие благого намерения властей: заказчикам под санкциями разрешили проводить закрытые закупки, чтобы защитить их поставщиков от потенциальных санкций.
  • Крупные компании заходят в новые для себя ниши и откусывают куски рынка, которые раньше закрывали мелкие игроки.

Все как раньше

Самая быстрорастущая группа поставщиков — те, у кого все как раньше. С марта по июнь их доля увеличилась почти вдвое — с 20,5% до 38%. В этой группе много представителей сферы услуг. Также хорошо чувствуют себя производители товаров повседневного спроса.

Выводы

  1. Ситуация на рынке торгов постепенно улучшается. Доля испытывающих проблемы поставщиков с мартовских 80% снизилась до 62% в июне. 
  2. У бизнеса возникают проблемы с высокими ценами на товары, логистикой и в работе с заказчиками.
  3. Прийти в себя поставщикам помогает гибкость: новые схемы поставок и замена иностранных товаров российскими аналогами.

Источник: Контур Закупки

Комментирование будет доступно после регистрации на сайте.

Зарегистрироваться Войти