Госзакупки не вынесли прозрачности. Кремль и Белый дом обсуждают, как реанимировать IT-систему их контроля.

Стартовавшая в 2017 году законодательная реформа по усилению казначейского контроля за бюджетными расходами едва не обрушила Единую информационную систему (ЕИС) закупок. Проблема вчера обсуждалась на совещаниях у президента и в Белом доме, а Федеральное казначейство официально принесло извинения заказчикам за сбои в ЕИС. По данным "Ъ", в правительстве сейчас решается вопрос о приостановлении применения предварительного контроля закупок для снижения нагрузки на систему. При этом полного контроля над ЕИС пока не добилось ни одно из претендовавших на него ведомств — ни казначейство, ни Минэкономики.Стартовавшая в 2017 году законодательная реформа по усилению казначейского контроля за бюджетными расходами едва не обрушила Единую информационную систему (ЕИС) закупок. Проблема вчера обсуждалась на совещаниях у президента и в Белом доме, а Федеральное казначейство официально принесло извинения заказчикам за сбои в ЕИС. По данным "Ъ", в правительстве сейчас решается вопрос о приостановлении применения предварительного контроля закупок для снижения нагрузки на систему. При этом полного контроля над ЕИС пока не добилось ни одно из претендовавших на него ведомств — ни казначейство, ни Минэкономики.

Единая информационная система контроля госзакупок оказалась не готова к вступившим в силу 1 января 2017 года поправкам к закону о контрактной системе (44-ФЗ). Они, в частности, предусматривают усиление контроля казначейства за планами закупок госзаказчиков, число которых резко возросло в связи с переводом под 44-ФЗ закупок унитарных предприятий, ранее работавших по правилам для госкомпаний. На этой неделе Федеральное казначейство (отвечает за эксплуатацию ЕИС) публично извинилось перед заказчиками за массовые случаи "невозможности" размещать данные о закупках, признав факт "технических трудностей" при работе с новой версией подсистемы закупок системы "электронный бюджет".

По статистике ЕИС, в конце января 2017 года число объявлений о контрактах в Москве и области упало в девять раз, а объем сократился больше чем в три раза (на конец января 2017 года — 74 извещения на 691 млн руб., годом раньше — 691 извещение на 2,3 млрд руб.). В Петербурге объем контрактов упал примерно в 20 раз — 60 млн руб. вместо 1,2 млрд годом ранее, число извещений — примерно вдесятеро (153 против 1,6 тыс.).

Проблемы вызваны перегруженностью сервиса взаимодействия ЕИС с внешними системами, сбоями при размещении в ЕИС трехлетних планов закупок регионов и годовых планов-графиков заказчиков. По словам источника "Ъ" в правительстве Москвы, "ситуация с ЕИС привела к коллапсу на несколько месяцев в госзакупках на уровне страны". "Мы лишились внутреннего контроля над своими заказчиками, над их закупками, не можем ни проверить объективности цены, ни соответствие их документации установленным формам",— говорит собеседник "Ъ".

30 января председатель правления общественной организации "Форум контрактных отношений" (ФКО) Михаил Бородовский в письме курирующему закупки первому вице-премьеру Игорю Шувалову сообщил, что разработчики ЕИС "не могут устранить проблемы", связанные с ее доработкой под новые законодательные изменения, а служба техподдержки (за нее отвечает Минэкономики) "перестала реагировать на обращения заказчиков". При этом жалобы заказчиков в оба курирующие ЕИС ведомства (Федеральное казначейство и Минэкономики) результатов не принесли. В качестве способов решения проблемы ФКО в том числе предлагал установить сроки вступления в силу поправок к законодательству с учетом времени на доработку ЕИС, разрешить региональным и муниципальным заказчикам в случае сбоев ЕИС размещать закупки на своих порталах, а также ввести мораторий на привлечение к ответственности заказчиков в период некорректной работы системы (КоАП предусматривает за нарушение сроков публикации в ЕИС данных штрафы от 3 тыс. до 500 тыс. руб.). Отметим, ранее с аналогичной просьбой о возможности автономных закупок на собственных закупочных порталах для городов федерального значения в Белый дом обращался мэр Москвы Сергей Собянин (см. "Ъ" от 25 января).

Михаил Бородовский в разговоре с "Ъ" отметил, что казначейству стоило бы настаивать на том, чтобы Госдума и правительство, принимая поправки в сфере закупок, рассчитывали момент их вступления в силу с учетом времени, необходимого для проведения конкурсных процедур и финансирования технических работ. Курирующий методическое обеспечение ЕИС замглавы Минэкономики Евгений Елин поддержал предложения ФКО. Как сообщили "Ъ" источники в профильных ведомствах, совещания по этому поводу уже прошли в Минфине и Минэкономики, по их итогам в правительство будут внесены предложения по сокращению избыточных процедур для снижения нагрузки на ЕИС — в том числе о приостановлении применения предварительного контроля закупок и его поэтапном вводе.

Омбудсмен по закупкам Сергей Габестро отмечает, что с принятием законопроектов по полному переходу на электронные торги, которые сейчас рассматривает Госдума, нагрузка на ЕИС снова резко возрастет. При этом в случае принятия законопроекта правительства по установлению обязательной регистрации участников в ЕИС число субъектов, работающих в этой системе (сейчас — свыше 300 тыс.), увеличится как минимум впятеро, а вероятнее — в десять и более раз. Сам господин Габестро предлагает использовать ЕИС как "аналитический модуль" для мониторинга и контроля действий заказчиков, а торги и сервисы сосредоточить на электронных торговых площадках.

На этом фоне правительство, по данным источников "Ъ", отказалось от идеи сосредоточить управление ЕИС в одном ведомстве — им хотели стать и казначейство, и Минэкономики. Последнему, впрочем, придется уступить казначейству полномочия по выработке функциональных требований к ЕИС. В Кремле и Белом доме получить официальных комментариев вчера не удалось.

Авторы: Анна Пушкарская, Софья Окунь

Источник: КОММЕРСАНТЪ.

Комментирование будет доступно после регистрации на сайте.

Зарегистрироваться Войти