Главе ФАС нечего возразить депутату Николаю Иванову.

16 ноября руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев отчитывался о проделанной работе в рамках Правительственного часа в Государственной Думе. Отчитывался, по сути, за 2 года работы (2015-2016 гг.). Во всем отчете главы ведомства-мегарегулятора, контролирующего выполнение 25 федеральных законов, прозвучало всего 2 цифры (ФАС выявила около 1 тыс. случаев картельных сговоров, а доля неконкурентных закупок госкомпаний составляет 95%), и ни одного примера дела или расследования. При этом, звучала масса голословных обвинений в адрес чиновников, злостных монополистов и госкомпаний. Зато, когда депутат Николай Иванов (КПРФ) в своем выступлении привел массу конкретных цифр и фактов о деструктивной деятельности ФАС, Артемьев не смог ничего возразить. Ничего кроме стандартного перехода на личности — дескать, цифры Вам предоставил бывший сотрудник ФАС, уволенный за некомпетентность и развал работы. При этом, к деятельности ФАС действительно накопилось немало вопросов.16 ноября руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев отчитывался о проделанной работе в рамках Правительственного часа в Государственной Думе. Отчитывался, по сути, за 2 года работы (2015-2016 гг.). Во всем отчете главы ведомства-мегарегулятора, контролирующего выполнение 25 федеральных законов, прозвучало всего 2 цифры (ФАС выявила около 1 тыс. случаев картельных сговоров, а доля неконкурентных закупок госкомпаний составляет 95%), и ни одного примера дела или расследования. При этом, звучала масса голословных обвинений в адрес чиновников, злостных монополистов и госкомпаний. Зато, когда депутат Николай Иванов (КПРФ) в своем выступлении привел массу конкретных цифр и фактов о деструктивной деятельности ФАС, Артемьев не смог ничего возразить. Ничего кроме стандартного перехода на личности — дескать, цифры Вам предоставил бывший сотрудник ФАС, уволенный за некомпетентность и развал работы. При этом, к деятельности ФАС действительно накопилось немало вопросов.

За прошедшие 2 года были приняты т.н. «четвертый антимонопольный пакет» и другие акты в целях уменьшения избыточного административного давления на бизнес, особенно малый и средний, помочь ФАС сконцентрироваться на крупных расследованиях и развитии конкуренции.

Эти усилия внесли позитивный вклад. Однако анализ показывает, что принципиально ситуация не изменилась. Огромный поток дел, а ФАС возбуждает ежегодно более 60 тыс. дел по всем составам, по закону «О защите конкуренции» — чуть менее 10 тыс., причем по самым боевым составам (злоупотребление доминированием и картели) – больше всех в мире, вместе взятых. Но по большей части это – имитация бурной деятельности, не оказывающей никакого влияния на конкуренцию. Но по приоритетным для себя направлениям ФАС оказывает негативное влияние на конкуренцию и развитие экономики страны в целом. С невысокой оценкой деятельности ФАС согласны и международные эксперты. В рейтинге глобальной конкурентоспособности Давосского экономического форума по эффективности антимонопольной политики Россия занимает 83 место из 144 стран. Причем суммарное место России – 43-е, образно говоря, ФАС тянет всю команду вниз, сыграв в 2 раза хуже, чем страна в целом. Примечательно, что Игорь Юрьевич предпочитает докладывать нам и Президенту другой рейтинг. Вместо всеми признанного Давосского – рейтинг малоизвестного английского юридического журнала (Global competition review), согласно которому ФАС делит 17-31 место из 35 стран.

Также был принят закон об иммунитетах для малого бизнеса от антимонопольного преследования (264-ФЗ от 03.07.2016). Иммунитеты не распространяются на естественные монополии и картели. И что же мы видим? Как грибы после дождя стали расти обвинения (дела, проверки и штрафы) ФАС против малого бизнеса и даже ТСЖ и гаражных кооперативов по этим составам. Вот только некоторые примеры из последних дел ФАС. «Монополисты по электроэнергии»: ООО «Симбирскмука», гаражный кооператив «Магитральный-12», дачное товарищество «Бриз», Индивидуальный предприниматель Елецкий, ОАО «Серпуховской кондерсаторный завод», завод слуховых аппаратов «Ритм», ООО «Юридический центр советник права», НИИ ВИАСМ, садовое товарищество «Заря». А вот – «монополисты» по теплоснабжению: молочная ферма «Красный комбинат», Научно-исследовательский машиностроительный институт, индивидуальный предприниматель Чернышова, ТСЖ «Тихая площадь», ОАО «Нижегородский телевизионный завод», Пятигорская грязелечебница. Не менее впечатляющий список «монополистов» по водоснабжению и водоотведению: ТСЖ «Ульяновский проспект», свиноводческое хозяйство «Заречье», санаторий «Красный холм», ЖСК «Дубравушка», Ростовский крупяной завод. Это было бы смешно, если бы наши граждане не сталкивались с таким подарком от настоящих коммунальных монополистов, как рост тарифов ЖКУ, существенно опережающий официально заявленные ФАС показатели.

Удручающее состояние в части борьбы с картелями. По данным Счетной палаты за 2014 г. только 16% наложенных штрафов уплачено в бюджет (за другие года ситуация не лучше). На строительном рынке в 2014 г. наложено картельных штрафов на 87 млн. руб. — эквивалент стоимости одной не самой дорогой квартиры в Москве – ФАС достаточно открыть газеты или прислушаться к экспертам, чтобы понять, сколько злоупотреблений, сколько сговоров с недобросовестными чиновниками в этой сфере происходит. При этом, свыше 2/3 картельных дел возбуждены против малого бизнеса. Незаконным признал суд дело ФАС против 10 рыболовецких компаний. ФАС их обвинила в картеле за то, что они координировали вылов пелагических рыб в водах Марокко. В этом году ФАС возбудила дела против 90 (!) швейных предприятий за сговор по поставке обмундирования для МВД и 70-ти сахарных заводов. Это все малый бизнес, многие расположены в депрессивных регионах, бизнес низкорентабельный, остатки легкой промышленности с трудом выжили в годы реформ и испытывают жесткую конкуренцию со стороны Китая, для них выплата штрафа ФАС равносильна разорению, значит люди окажутся на улице. Игорь Юрьевич, откройте хотя бы «Экономикс» Макконелла и Брю, картелей более 20 участников не существует — такому большому числу компаний очень сложно договориться. Но самое главное, эксперты открыто называют многие дела ФАС заказными, нацеленными на передел рынка. 2 года назад ФАС выпустил книгу о борьбе с картелями «От спичек до соли». Не самые значимые рынки, отметим, но после завершения дела ФАС о соляном картеле в суде регулятор оперативно согласовал сыну генпрокурора покупку соляных активов. Бизнесмен Теймураз Боллоев и его «БТК групп» уже становится крупнейшим игроком рынка пошива одежды для МВД, и удивительное дело, ФАС ее в картеле не обвиняет. Вероятно, скоро мы узнаем, и того, кто монополизирует рынок сахара после картельного дела ФАС.

2 года назад мы уже обращали внимание на политику двойных стандартов ФАС, которая бьет почти исключительно по своим, в то время как в США 90% антимонопольных штрафов наложено на иностранные компании, т.е. конкурентов американского бизнеса. Игорь Юрьевич услышал критику, были возбуждены дела против Google и Apple, в ряде регионов – дела против Ашана и «Danone». Пожалуй, все, доля дел против иностранных компаний по-прежнему не превышает 0,1%. При этом дело против Apple направлено на снижение цен на айфоны в России, то есть в помощь американской корпорации захватить еще большую долю рынка. А вот когда Президент обратил внимание главы ФАС на то, что Apple отключила крымским пользователям доступ к приложениям, Игорь Юрьевич сказал, что дело возбуждать не будет, мол, пусть крымчане переедут на Кубань и там подключают что хотят. К сожалению, те же двойные стандарты мы наблюдаем в другой важнейшей сфере, которой ФАС поручено заниматься более года назад – регулирование тарифов естественных монополий. С начала года ФАС отпустила тарифы крупнейших аэропортов – московских — что уже сказалось на стоимости авиабилетов. Теперь предлагается отпустить тарифы «Газпрома» и тарифы РЖД по экспортным поставкам. И одновременно – ввести регулирование тарифов на вывоз ТБО, хотя в этом секторе занят почти исключительно малый бизнес. Либерализация тарифов на газ в условиях, когда на рынке явно доминирует одна компания, может иметь самые негативные последствия для потребителей. Даже либеральный экономист Милтон Фридмен писал, что хуже госмонополии может быть только нерегулируемая частная монополия. С «Газпромом» стоит обратить внимание, что в 2013 г. компания отделалась легким испугом после дела ФАС о координации при поставке труб большого диаметра. В начале 2016 г. ФАС возбудилась по поводу рекламы с использованием термина «национальное достояние», и опять ничего не смогла сделать. Это при том, что малый бизнес постоянно получает штрафы и другие санкции от ФАС за коммерческую практику, допустимую в развитых странах, или за вполне безобидные рекламные слоганы.

Крайне неудовлетворительная ситуация с контролем госзакупок, который осуществляет ФАС. По расчетам «Деловой России», ¾ из около 25 тысяч ежегодно возбуждаемых ФАС дел по 44-ФЗ («О контрактной системе….») возбуждено против мелких закупок. В Калужской области до суда дошло дело о «нарушении» музеем в закупке на 9 тыс. руб. – только на одно заседание бюджет потратил больше. Неоднократные предложения экспертов отказаться от контроля за закупками менее 500 тыс. или хотя бы менее 100 тыс. руб., ФАС отвергала. Нас уже не интересует, чему и как школа учит, нас интересует, по какой процедуре она купила парты и скрепки и вовремя ли внесла эту информацию на сайт. Чтобы (формально) выполнить майские Указы Президента, многие регионы сокращают численность учителей и врачей. Но и оставшимся приходится тратить время на выполнение избыточных, противоречивых, а зачастую вредных требований ФАС. Так, детсад №82 С-Петербурга только в Верховном суде смог добиться справедливости и отменить незаконное решение ФАС: служба предписала закупать морковку и капусту для супа не вместе, а отдельно. Какой вывод был сделан после решения Верховного суда? ФАС возбудила аналогичное дело против детсада в Омске.

А вопиющие нарушения ФАС не хочет либо не может увидеть. В июне 2016 г. самой обсуждаемой новостью, стала то, что ФАС не выявила нарушений при проведении госзаказа на организацию детского отдыха в Карелии, который повлек за собой гибель 15 детей.  При этом, победитель аукциона — ООО «Парк-отель «Сямозеро», в котором произошла трагедия, несколько лет получал многомиллионные контракты от московских властей, постоянно снижая цену на 1%, а аффилированная с ним и зарегистрированная по тому же адресу структура – снижала ровно на 0,5%. 3 года Московское управление ФАС под руководством Петросяна Рачика Ашотовича проверяло Департамент соцзащиты населения города Москвы, которым руководит Петросян Владимир Аршакович, но не видело этих вопиющих нарушений. Какие выводы сделаны из этой ситуации? Петросян пошел на повышение – теперь он заместитель Игоря Артемьева. И уже его преемник на посту главу Московского УФАС – Армен Ханян – не «заметил», что в закупках на миллиарды рублей на уборку московских школ фирма-победитель, созданная за неделю до торгов однодневка с уставным капиталом 25 тыс. рублей, действовавшая с аффилированными структурами, по иной, чем отдых в Карелии, схеме, но также хорошо известной ФАС – схеме демпинга.

Игорь Артемьев не раз в своих выступлениях гордился тем, что ФАС создала уникальную систему госзаказа, не существующую нигде в мире. Но гордиться абсолютно нечем: его система госзакупок усложняет жизнь в первую очередь добросовестным заказчикам и поставщикам, коррупционеры же и различного рода посредники чувствуют себя превосходно. Те же аукционы хороши для закупки стандартных товаров, и в развитых странах используются менее чем в 5% всех закупок. Артемьев хочет довести долю аукционов до 70%, если не до 100%. Но американцы (равно как европейцы или китайцы) не дураки, и правильно делают, что не следуют примеру нашего ФАС. Ни в повседневной жизни, ни в бизнесе мы не покупаем, руководствуясь одной лишь ценой. Из-за политики ФАС по внедрению аукционов при госзакупках сложных товаров, работ, услуг уже происходят массовые случаи демпинга, вытеснение конечных и в первую очередь отечественных производителей из госзаказа, мошенничеству с бюджетными средствами, поставке контрафактной и некачественной продукции. А значит, и отравления школьников и воспитанников детсадов, и даже гибель детей, как в Карелии.

Для поддержки импортозамещения, конечных производителей или малого бизнеса Правительство вынуждено придумывать исключения из системы 44-ФЗ. То есть система изначально заточена на их уничтожение. По состоянию на сегодня 15 поручений Президента, выданных ФАС и Минэкономразвития в части контрактной системы, не выполнено. А ведь они касаются таких важнейших вопросов, как борьба с демпингом, создания единого и прозрачного порядка обращения к главе государства по выбору единственного поставщика, снижение требований по обеспечению и банковской гарантии для малого бизнеса, который уже являлся добросовестным исполнителем госзаказа, запрет органам власти выставлять на закупку то, что входит в их непосредственные обязанности, перед закупкой научных работ и НИОКР обсуждать их целесообразность, и т.д. Более того, ФАС написала, что считает усиление антидемпинговых мер нецелесообразным. То есть всем здравомыслящим людям очевидно, что мер, предусмотренных статьей 37 44-ФЗ явно недостаточно, что демпинг однодневок и других сомнительных структур, зачастую в сговоре с чиновниками, приобрел угрожающий характер. Президенту это очевидно, а ФАС в целом – нет.

Принципы, зарекомендовавшие себя весьма сомнительным образом в госзакупках по 44-ФЗ, ФАС сейчас активно инкорпорирует в гособоронзаказ. Требования ФАС «дробить лоты» причем так, чтобы закупать отдельно проектирование, закупку и наладку промышленного оборудования, уже привели к угрозе срыва инвестпрограммы на одном из предприятий холдинга «Алмаз-Антей». Требования выбирать победителя только по цене – к закупке некачественного китайского оборудования. Такая политика ФАС угрожает национальной безопасности России.

В СССР доля машин и оборудования в экспорте составляла 20%, экономисты говорили, что это мало и свидетельствует о сырьевой зависимости. В России до обвала мировых цен на нефть было 4%, по прошлому году едва поднялось до 7%, причем даже эти скромные показатели обеспечены в основном оборонкой. Казалось бы, немногочисленных экспортеров машин и ИТ-продукции надо всемерно поддерживать, и Президент немало заявляет об этом. На деле эти предприятия получают проблемы от ФАС. Завод «Катод» (г. Новосибирск) вышел на американский рынок приборов ночного видения, попал в санкционный список США, и тут же получил проверку в форме обыска от ФАС. Предприятие «Монокристалл» (г. Ставрополь) стало поставщиком стекол для айфонов), и тут же получило 3 дела от ФАС. Только по одному из дел, где «Монокристалл» был назван «монополистом» по водоснабжению предприятие получило вместо обычного для водоканалов штрафа в 100-300 тыс. руб. штраф в 145 млн. руб., т.е. в 2 раза больше, чем на все строительные картели России вместе взятые. «Аргус-Спектр» (г. Санкт-Петербург) стало поставщиком систем противопожарной безопасности в Европу, и тут же получило проверку с обыском и 83 дела от ФАС, часть из них продолжается до сих пор. Главное дело компания выиграла у ФАС во всех судебных инстанциях, включая Верховный суд, и после того, как информация была доведена до Президента инициатор этих дел – заместитель руководителя ФАС Александр Кинёв был отправлен представлять «Яблоко» в Центризбиркоме. Вяземский машиностроительный завод (Смоленская область) наладил выпуск промышленных стиральных машин дешевле и качественнее иностранных аналогов, и тут же получил на себя и своих дилеров от ФАС за «монополизацию». Ведь раз его продукция дешевле, то она, по мнению ФАС, представляет собой отдельный от иностранцев рынок, и доля завода составляет свыше 65%. В этом случае информация тоже дошла до Президента на Петербургском экономическом форуме в июне 2016 г., но все поручения разобраться ФАС проигнорировала.

В августе 2016 г. ФАС проводила массовые проверки предприятий радиоэлектроники, замруководителя ФАС Максим Овчинников (согласно открытым источникам – единственный оставшийся в статусе госслужащего информатор Навального) направил в Администрацию Президента перечень предприятий, которые ничего сами не производят, а только переклеивают лейблы на импортируемую из Китая продукцию. Надо учитывать один нюанс: за год реформ в России практически полностью разрушена компонентая база для радиоэлектроники. Поэтому есть предприятия, которые на базе компонентов из КНР делают свои устройства, а есть действительно переклеивающие лейблы с готового китайского устройства. Не сообщая, какие конкретно предприятия туда попали (перечень ДСП), пресс-служба ФАС активно распространяла в СМИ информацию о самом факте отправки. Но нам известно, что предприятия первой группы сейчас сталкиваются с новыми проверками и делами ФАС (Ижевский радиозавод) – наверное потому, что живое производство представляет интерес для рейдеров, а в фирмах второй группы, известных на рынке «переклейщиках» («Т-хелпер»), проверки ФАС завершились благополучно, нарушений не найдено.

Даже такие известные лидеры отечественной ИТ-индустрии, как Зеленоградский завод «Ангстрем», «Лаборатория Касперского», «Доктор Web» получали дела и штрафы от ФАС, причем два последних – по жалобе их иностранных конкурентов. Вывод такой – пока наши контрольные органы будут вести себя подобным образом, что им и Президент не указ, а организаторы заказных оставаться безнаказанными, и в лучшем случае уходить на почетную пенсию, все потуги по развитию несырьевого экспорта будут бессмысленны, производство и технологии будут уходить из страны.

Рынок алкоголя явно представляет интерес для руководства службы, поскольку ФАС не ограничивается возбуждением дел, а постоянно выступает с законодательными инициативами: то вернуть пиво в ларьки, то ввести «народную» водку за 100 рублей, то водку 36 градусов с пониженным акцизом. 25.06.2013 прямо в здании ФАС прошло совещание с представителями посольства США и иностранных пивных компаний (отечественные пивовары не присутствовали). Поводом послужило недовольство принятым законом об ограничении продажи пива в больших пластиковых емкостях (ПЭТ-тара). Кто был за границей, вспомнит, что пиво в пластиковых бутылках там не продается, такую упаковку захватившие при попустительстве ФАС 80% нашего пивного рынка иностранные компании позволяют себе использовать, помимо России, только в Украине и некоторых балканских странах. Дела ФАС на алкогольном рынке также вызывают вопросы. Против региональных властей Краснодарского края и Архангельской области ФАС возбудила дела за запрет продажи алкоэнергетиков. Дела дошли до Верховного суда, где были признаны незаконными. Только после этого решения десятки регионов последовали примеру Кубани и Архангельска. Сколько молодых жизней можно было спасти, если б не сомнительные дела ФАС?! Против властей Амурской области и г. Ханты-Мансийска ФАС возбуждала дела за ограничение продажи алкоголя во время наводнения и школьных выпускных соответственно. Оба решения суды также признали незаконными. Теперь также многие муниципалитеты следуют примеру Ханты-Мансийска.

И опять поражение в судах побуждает ФАС не изменить подходы, а добиваться своих сомнительных целей в обход законных решений судов. Весной 2016 г. служба направила в Правительство доклад с инициативами лишить регионы полномочий бороться со злоупотреблением алкоголем, в т.ч. по алкоэнергетикам. По оценкам демографов, реализация предложений доклада ФАС вернет Россию в 1990-е гг., сверхсмертность увеличится на 200-300 тыс. человек ежегодно. При этом, отечественные виноделы и производители качественного крафтового пива – малый бизнес, начинающий теснить иностранцев – не только не получает поддержки от ФАС, но и становится фигурантом дел («Любовное настроение», г. Смоленск).

ФАС готовит проект Указа Президента и Национальный план развития конкуренции, где хочет, чтобы все министерства, губернаторы, мэры и даже общественные организации развивали это направление, отчитывались перед ФАС и учили конкурентное право. Полагаем, что это попытка переложить ответственность за собственные ошибки и просчеты на других. У ФАС и ее руководителя за 13 лет были все возможности для прогресса в этой области, однако они этим не воспользовались. За последние годы ни одно действительно крупное слияние не было заблокировано, не было практики принудительного разделения монополистов. Согласовывая правительственные законопроекты, ФАС не остановила монополизацию целых рынков и повышение административных барьеров (монополии адвокатов и нотариусов, зачистка рынка управляющих компаний, ограничения для выхода новых лекарств и многое другое). Карательные полномочия ФАС использовала для преследования малого бизнеса, несырьевых экспортеров, для передела рынка в интересах аффилированных с чиновниками игроков и т.д. Законодательные инициативы ФАС, особенно в части госзакупок и алкоголя, наносили прямой ущерб экономике и социальной сфере нашей страны.

Понятно, почему господин Артемьев боится и не может ответить на эти вопросы. Сказать действительно нечего.

Источник: РЕФОРМА ФАС.

Комментирование будет доступно после регистрации на сайте.

Зарегистрироваться Войти