Электронные площадки держатся за заработок. Разногласия участников госзакупок тормозят ее реформу.

Запланированный Белым домом более двух лет назад перевод системы госзакупок в электронный вид может снова затянуться — на этот раз не из-за противоречий между ведомствами, а из-за противодействия рынка. Организаторы торгов недовольны тем, что находящийся сейчас в Госдуме на рассмотрении законопроект лишает электронные торговые площадки половины дохода из-за перевода расчетов на специальные счета в аккредитованных банках.  В комитет Госдумы по экономической политике поступили поправки участников рынка госзакупок к законопроектам, переводящим эту систему в электронный вид с 2018 года, сообщили “Ъ” два участника обсуждения. Напомним, реформу госзаказа в Белом доме обсуждают больше двух лет (см. “Ъ” от 11 января) — в ФАС и Минэкономики считают, что она позволит сделать систему более прозрачной. Два соответствующих законопроекта были внесены в Госдуму в 2015 году и тогда же были приняты в первом чтении.  Цена вопроса высока: по данным Минэкономики, в 2016 году государство заключило контрактов на 5,3 трлн руб., а госкомпании закупили товаров и услуг у малого бизнеса на 1,5 трлн руб. После описанной в законопроектах реформы операторами закупок, по замыслу Белого дома, выступят аккредитованные торговые площадки (сейчас это Национальная электронная площадка (ранее ЭТП ММВБ), «Сбербанк-АСТ», «РТС-Тендер», Единая электронная торговая площадка, Российский аукционный дом и Агентство по госзаказу Республики Татарстан.Запланированный Белым домом более двух лет назад перевод системы госзакупок в электронный вид может снова затянуться — на этот раз не из-за противоречий между ведомствами, а из-за противодействия рынка. Организаторы торгов недовольны тем, что находящийся сейчас в Госдуме на рассмотрении законопроект лишает электронные торговые площадки половины дохода из-за перевода расчетов на специальные счета в аккредитованных банках.

В комитет Госдумы по экономической политике поступили поправки участников рынка госзакупок к законопроектам, переводящим эту систему в электронный вид с 2018 года, сообщили “Ъ” два участника обсуждения. Напомним, реформу госзаказа в Белом доме обсуждают больше двух лет (см. “Ъ” от 11 января) — в ФАС и Минэкономики считают, что она позволит сделать систему более прозрачной. Два соответствующих законопроекта были внесены в Госдуму в 2015 году и тогда же были приняты в первом чтении.

Цена вопроса высока: по данным Минэкономики, в 2016 году государство заключило контрактов на 5,3 трлн руб., а госкомпании закупили товаров и услуг у малого бизнеса на 1,5 трлн руб. После описанной в законопроектах реформы операторами закупок, по замыслу Белого дома, выступят аккредитованные торговые площадки (сейчас это Национальная электронная площадка (ранее ЭТП ММВБ), «Сбербанк-АСТ», «РТС-Тендер», Единая электронная торговая площадка, Российский аукционный дом и Агентство по госзаказу Республики Татарстан.

В поправках ко второму чтению законопроектов, согласованных в декабре Белым домом, предусмотрена смена финансовой модели работы площадок. Расчеты по закупкам будут переведены на спецсчета в аккредитованных правительством банках. Сейчас поставщики перечисляют площадкам обеспечительный взнос за участие в закупках — по проекту, он в большинстве случаев будет заменен банковской гарантией. Предполагается, что площадки смогут получать плату за проведение торгов по тарифам, которые установит правительство. Порог для обеспечения закупок Белый дом предлагает установить в 5 млн руб. от начальной цены контракта.

Представители площадок подготовили собственные поправки к проектам. Они предложили заменить банковскую гарантию внесением денежных средств. Представители площадок считают, что обеспечительные платежи надо вносить начиная с размера контракта в 1 млн руб., а правительство должно установить общие правила контроля за движением денежных средств — отказавшись от идеи специальных счетов. Как отмечает гендиректор Единой электронной торговой площадки Антон Емельянов, отмена обеспечения для закупок до 5 млн руб. приведет к манипуляциям со стороны недобросовестных поставщиков, которые смогут, к примеру, сильно снизить цену на торгах, получить аванс, а затем отказаться от исполнения контракта.

Глава площадки «ТЭК-торг» Дмитрий Сытин полагает, что введение спецсчетов лишит площадки более 80% дохода. По его данным, около 80% обеспечения, позволяющего зарабатывать площадкам, поступает с процедур до 5 млн руб. Если поправки Белого дома примут, площадки могут лишиться около половины дохода, считает Антон Емельянов. В целом, по его мнению, выигрыш от поправок неясен. Ранее глава профильного комитета Госдумы Сергей Жигарев пообещал прислушаться к мнению рынка.

Как напоминает гендиректор НП «Информационная культура» Иван Бегтин, сейчас банки не раскрывают объем средств, перечисленных работающих при них торговыми площадками — точный их объем почти невозможно посчитать. «В Госдуме будет «позиционная война» между ведомствами и участниками рынка: речь идет об управлении крупными и непрозрачными финансовыми потоками»,— отмечает он.

Автор: Софья Окунь

Источник: КОММЕРСАНТЪ

Комментирование будет доступно после регистрации на сайте.

Зарегистрироваться Войти