Будущее госзакупок: пять сценариев

Будущее госзакупок: пять сценариевГосзакупки в России постоянно эволюционируют: законодатели детализируют 44 и 223-ФЗ, правительство выпускает постановления, ФАС накапливает практику, Минфин публикует разъясняющие письма.  Пришло время поговорить о том, что ждет контрактную систему в ближайшем будущем.

Контекст для рассуждения — новые геополитические и экономические условия, в которых страна живет с весны 2022. За короткий срок против компаний из РФ ввели семь пакетов санкций, к которым присоединились 37 государств. Ограничения ударили по ресурсным заказчикам: банкам, нефтяникам, энергетикам, авиаперевозчикам, компаниям военно-промышленного комплекса и аграриям. Санкции ломают отлаженную логистику, разрывают производственные цепочки и в конечном счете — влияют на госзакупки.

Мы изучили, что о будущем госзакупок говорят эксперты, которые исследуют контрактную систему в России и через экспертизу для законодателей — влияют на ее развитие. И свели прогнозы к пяти сценариям.

Публичность vs закрытость

Основы контрактной системы — прозрачность и открытость процедур — в условиях санкций становятся бременем для участников закупок. Поставщики, опасаясь включения в западные «черные списки», не хотят афишировать связи с подсанкционными компаниями. А заказчики не желают раскрывать контрагентов, опасаясь потерять стабильных партнеров.

Системе сложнее выполнять базовые функции — бороться с коррупцией и развивать конкуренцию. Так, с 2017 по 2021 год доля несостоявшихся закупок увеличилась вдвое — с 33 % до 60 %. Как правило, по итогам таких закупок контракты заключаются с единственными поставщиками.

Весной госкомпаниям под санкциями разрешили не публиковать информацию о закупках и поставщиках в Единой информационной системе (ЕИС). Как итог, из опубликованного Минфином мониторинга за первое полугодие 2022 следует, что объем закупок госкомпаний обвалился вдвое. В действительности же информация о половине сделок оказалась закрытой даже для государства.

Гибкий контракт

Колебание курса рубля, изменение технологических требований, возникновение срочных потребностей в товарах и услугах — эти факторы ставят под сомнение еще один краеугольный камень контрактной системы — твердый контракт.

Ситуация в экономике быстро меняется, и поставщикам труднее выполнять заключенные контракты, а заказчикам — вовремя их оплачивать. Однако 44-ФЗ  жестко регламентирует ситуации, когда условия контракта разрешено менять в допсоглашении. Гибкий контракт — один из способов выхода из ситуации.

Власти уже начали движение в эту сторону, инициировав изменения в 44-ФЗ. Так, часть 65.1 статьи 112 разрешила менять существенные условия контракта, если его мешают выполнить причины, не зависящие от сторон контракта. Часть 9.1 статьи 34 наделила кабмин правом устанавливать случаи и правила списания штрафов и пеней, если поставщик не выполнил контракт из-за введения санкций.

Кроме того, недавно правительство упростило пересмотр цен строительных госконтрактов. Власти сняли верхний предел увеличения цены контракта и разрешили удлинять срок его исполнения.

«Супермолл» для госзаказчиков

В нынешнем виде контрактная система не помогает решать государственную задачу по импортозамещению. В госзаказе действуют десятки тысяч заказчиков, каждый из которых сосредоточен на закрытии собственных потребностей. С позиции государства — действия таких заказчиков хаотичны.

Решение эксперты видят в создании нового федерального органа власти, ответственного за госзакупки. Структура должна формировать консолидированный спрос со стороны государства и синхронизировать интересы заказчиков и поставщиков.

Новый госорган мог бы определять рамочные параметры контрактов на закупку товаров, работ и услуг для закрытия потребностей государства. А затем собирать предложения поставщиков в одном месте — электронном магазине. В таком «супермолле» заказчики будут покупать товары в один клик, не тратя время и ресурсы на утомительные процедуры.

Новый участник госзакупок

Институт госзакупок формируется вокруг интересов трех субъектов: заказчиков, поставщиков и контролирующих органов. Эксперты предлагают добавить в этот список еще одного игрока — инвестора.

Если научиться оперативно выявлять ниши с высоким спросом и низким предложением, инвесторы придут туда с ресурсами. Инвестиционные деньги позволят насытить такие ниши новыми поставщиками, которые закроют неудовлетворенные потребности госзаказа.

«Зеленый» поворот

Экологичные закупки — мировая практика, которую в России уже начали прививать коммерческие заказчики. Например, горно-металлургический комплекс «Металлоинвест» оценивает контрагентов по критериям устойчивого развития. При аккредитации на ЭТП поставщики раскрывают информацию о том, как защищают  окружающую среду.

Государство тоже включилось в «зеленую» повестку. Так, в июне вице-премьер РФ Виктория Абрамченко заявила, что с 2025 года Россия начнет поэтапно отказываться от одноразовых пластиковых товаров и упаковки.

Единой политики внедрения «зеленых» госзакупок в России пока нет, но отдельные шаги в этом направлении власти уже делают. Например, госзаказчиков обязали с 1 января 2023 года указывать минимальную долю вторсырья при описании объекта закупки (Постановление Правительства РФ от 08.07.2022 № 1224). Изменения коснутся тендеров на закупку изделий из бумаги, тротуарной плитки, гидроизоляционных материалов и ряда других товаров.

Мы рассказали о пяти возможных сценариях развития контрактной системы в России. Некоторые из них противоречат друг другу — например, тенденция на закрытость процедур из-за угрозы санкций и запрос на формирование публичного «супермолла» для заказчиков, работающего по принципу электронного магазина.

Как будут эволюционировать госзакупки в России — покажут ближайшие годы. Надеемся, что новая конфигурация системы позволит поставщикам честно конкурировать и зарабатывать больше.

Источник: КонтурЗакупки

Комментирование будет доступно после регистрации на сайте.

Зарегистрироваться Войти