СУД: при рассмотрении жалобы в рамках 223-ФЗ ФАС не вправе выходить за ее пределы и самостоятельно устанавливать иные нарушения

Появилась первая судебная практика применения   новой части 13 статьи 3 Закона № 223-ФЗ о закупках по спорам между заказчиками и антимонопольными органами.Уважаемые Коллеги!

Появилась первая судебная практика применения   новой части 13 статьи 3 Закона № 223-ФЗ о закупках по спорам между заказчиками и антимонопольными органами.

Указанная норма закона прямо запрещает антимонопольному органу при рассмотрении жалобы на действия (бездействие) заказчика в рамках 223-ФЗ выходить за пределы доводов самой жалобы и самостоятельно устанавливать иные нарушения закона, не указанные в жалобе.

Появление этой нормы закона было обусловлено правовой позицией Верховного Суда РФ об отсутствии у  ФАС России полномочий по неограниченному оперативному вмешательству в закупки заказчиков в рамках Закона № 223-ФЗ о закупках в отличие от закупок, осуществляемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд (определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 11.04.2017 № 304-КГ16-17592 по делу № А27-24989/2015, от 02.10.2017 № 309-КГ17-7502 по делу № А50-9299/2016, от 13.10.2017 г. № 305-КГ17-8138 по делу № А40-93344/2016).).

Данная правовая позиция фактически ограничивает произвольное вмешательство в закупки заказчиков по 223-ФЗ со стороны антимонопольного органа:

- ФАС России вправе проверять закупки заказчиков в рамках 223-ФЗ только в части тех доводов (оснований) жалобы, которые прямо предусмотрены в законе, и, соответственно, не вправе самостоятельно проводить проверку и выходить за пределы указанных доводов (оснований) жалобы.

ФАС России очень сильно не нравится «castratio»  своих полномочий по контролю закупок в рамках 223-ФЗ.

В связи с этим в январе 2018 года Центральным аппаратом ФАС России, по мнению автора, была предпринята очередная попытка отрицания  объективной действительностисуществующего текста  Закона № 223-ФЗ и его толкования Верховным Судом РФ – путём собственного толкования норм 223-ФЗ. Эта попытка выразилась в направлении ФАС России в территориальные органы от 23.01.2018 № ИА/3655/18.

По мнению автора, в  этом письме ФАС России, используя приёмы казуистики, пытается отрицать очевидный факт «castratio» своих полномочий в рамках 223-ФЗ и утверждать, что  вопреки букве одного закона – 223-ФЗ  антимонопольный орган обладает такими полномочиями в рамках другого закона – 135-ФЗ.

Подробно об этом см. материал нашего портала: Новый порядок обжалования закупок по 223-ФЗ в 2018 году

И вот 27 марта 2018 года вступили в законную силу первые судебные акты по вопросам применения части 13 статьи 3 Закона № 223-ФЗ о закупках.

В этот день 21 арбитражный апелляционный суд отказал в удовлетворении апелляционных жалоб Управления ФАС России по Республике Крым и городу Севастополю на решения арбитражного суда Республики Крым от 24.01.2018 по делу № А 83-9742/2017 и от 24.01.2018 г. по делу № А83-9782/2017.

Признавая незаконными решения и предписания антимонопольного органа, суд в  числе оснований отмены этих актов указал, что Крымский  УФАС вне доводов жалобы  провел проверку по иным вопросам и установил нарушения, указанные в резолютивной части  оспариваемых решений.

При этом согласно ч. 13 ст. 3 Закона № 223-ФЗ о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Таким образом, по мнению суда, в резолютивной части решения антимонопольного органа не могут быть установлены нарушения, не указанные в принятой к рассмотрению жалобе в рамках 223-ФЗ (т.е. указывая такие нарушения в решении, антимонопольный орган в нарушение закона выходит за пределы доводов жалобы).

Складывающаяся судебная практика по данному вопросу представляет большой практический интерес для заказчиков и антимонопольных органов, в связи с чем сбор и обобщение такой практики будут продолжены и в дальнейшем.  Новые решения судов будут выкладываться в  разделе «Изменения в правоприменительной практике» нашего портала.

 

Скачать:

- Решение арбитражного суда Республики Крым от 24.01.2018 по делу № А 83-9742/2017;

(оставлено в силе судом апелляционной инстанции)

- Решение арбитражного суда Республики Крым от 24.01.2018 г. по делу № А83-9782/2017.

 (оставлено в силе судом апелляционной инстанции).

 

 

изменения в порядке обжалования закупок в 2018 годуАвтор: 

Дон Виктор Викторович, юрист-практик, эксперт в сфере закупок 

тел.: +7 911 46 09 401 (c 09.00 до 18.00 (время мск - 1)), e-mail: dir@baltictender.ru 

©Информационный портал закупок

Комментирование будет доступно после регистрации на сайте.

Зарегистрироваться Войти