Уважаемые Коллеги!
Появилась первая судебная практика применения новой части 13 статьи 3 Закона № 223-ФЗ о закупках по спорам между заказчиками и антимонопольными органами.
Указанная норма закона прямо запрещает антимонопольному органу при рассмотрении жалобы на действия (бездействие) заказчика в рамках 223-ФЗ выходить за пределы доводов самой жалобы и самостоятельно устанавливать иные нарушения закона, не указанные в жалобе.
Появление этой нормы закона было обусловлено правовой позицией Верховного Суда РФ об отсутствии у ФАС России полномочий по неограниченному оперативному вмешательству в закупки заказчиков в рамках Закона № 223-ФЗ о закупках в отличие от закупок, осуществляемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд (определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 11.04.2017 № 304-КГ16-17592 по делу № А27-24989/2015, от 02.10.2017 № 309-КГ17-7502 по делу № А50-9299/2016, от 13.10.2017 г. № 305-КГ17-8138 по делу № А40-93344/2016).).
Данная правовая позиция фактически ограничивает произвольное вмешательство в закупки заказчиков по 223-ФЗ со стороны антимонопольного органа:
- ФАС России вправе проверять закупки заказчиков в рамках 223-ФЗ только в части тех доводов (оснований) жалобы, которые прямо предусмотрены в законе, и, соответственно, не вправе самостоятельно проводить проверку и выходить за пределы указанных доводов (оснований) жалобы.
ФАС России очень сильно не нравится «castratio» своих полномочий по контролю закупок в рамках 223-ФЗ.
В связи с этим в январе 2018 года Центральным аппаратом ФАС России, по мнению автора, была предпринята очередная попытка отрицания объективной действительности – существующего текста Закона № 223-ФЗ и его толкования Верховным Судом РФ – путём собственного толкования норм 223-ФЗ. Эта попытка выразилась в направлении ФАС России в территориальные органы от 23.01.2018 № ИА/3655/18.
По мнению автора, в этом письме ФАС России, используя приёмы казуистики, пытается отрицать очевидный факт «castratio» своих полномочий в рамках 223-ФЗ и утверждать, что вопреки букве одного закона – 223-ФЗ антимонопольный орган обладает такими полномочиями в рамках другого закона – 135-ФЗ.
Подробно об этом см. материал нашего портала: Новый порядок обжалования закупок по 223-ФЗ в 2018 году
И вот 27 марта 2018 года вступили в законную силу первые судебные акты по вопросам применения части 13 статьи 3 Закона № 223-ФЗ о закупках.
В этот день 21 арбитражный апелляционный суд отказал в удовлетворении апелляционных жалоб Управления ФАС России по Республике Крым и городу Севастополю на решения арбитражного суда Республики Крым от 24.01.2018 по делу № А 83-9742/2017 и от 24.01.2018 г. по делу № А83-9782/2017.
Признавая незаконными решения и предписания антимонопольного органа, суд в числе оснований отмены этих актов указал, что Крымский УФАС вне доводов жалобы провел проверку по иным вопросам и установил нарушения, указанные в резолютивной части оспариваемых решений.
При этом согласно ч. 13 ст. 3 Закона № 223-ФЗ о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.
Таким образом, по мнению суда, в резолютивной части решения антимонопольного органа не могут быть установлены нарушения, не указанные в принятой к рассмотрению жалобе в рамках 223-ФЗ (т.е. указывая такие нарушения в решении, антимонопольный орган в нарушение закона выходит за пределы доводов жалобы).
Складывающаяся судебная практика по данному вопросу представляет большой практический интерес для заказчиков и антимонопольных органов, в связи с чем сбор и обобщение такой практики будут продолжены и в дальнейшем. Новые решения судов будут выкладываться в разделе «Изменения в правоприменительной практике» нашего портала.
Скачать:
- Решение арбитражного суда Республики Крым от 24.01.2018 по делу № А 83-9742/2017;
(оставлено в силе судом апелляционной инстанции)
- Решение арбитражного суда Республики Крым от 24.01.2018 г. по делу № А83-9782/2017.
(оставлено в силе судом апелляционной инстанции).
Автор:
Дон Виктор Викторович, юрист-практик, эксперт в сфере закупок
тел.: +7 911 46 09 401 (c 09.00 до 18.00 (время мск - 1)), e-mail: dir@baltictender.ru