Полезные «девайсы» положения о закупке или как правильно прописывать определение «участник закупки» в положении о закупке

суд участник закупки 223 фз, ч 3  ст 3 фз 223, судебная практика по 223-ФЗ, судебная практика по вопросам применения закона  223-фз о закупках, практика применения 223 фз, 223 фз арбитражная практика, 223фз что суд решил, обзор судебной практики от 1605 2018, обзор практики 223 фз, практика фас по 223-фз, обзор судебной практики по 223 фз, контроль 223 фз, типичные нарушения 223 фз, судебная практика фас, дон виктор, 223-ФЗ, 223ФЗ, 223 ФЗ, ФАС России, суд 223-ФЗ, судебная практика в закупках, судебная практика в закупках 223-ФЗ, новости закупок 223-ФЗ, закупки новости 223-ФЗ, новости 223-ФЗ, свежие новости 223-ФЗ, новости закупок 223-ФЗ 2019, закупки новости 223-ФЗ 2019, новости 223-ФЗ 2019, свежие новости 223-ФЗ 2019Интересное с точки зрения формирования правоприменительной практики постановление было вынесено 27.02.2019 г. 13-м арбитражным апелляционным судом по делу № А56-94999/2018.

Антимонопольным органом была удовлетворена жалоба физического лица действия заказчика при запросе предложений на право заключения договора на оказание услуг по техническому обслуживанию системы вентиляции, осушения и кондиционирования воздуха, узлов учета тепловой энергии, индивидуальных тепловых пунктов в помещениях. Заказчику было выдано предписание об устранении нарушений законодательства.

Заказчик не согласился с указанным решением и предписанием, оспорив их в арбитражном суде.

Решением суда 1-й инстанции от 14.11.2018 г., оставленным в силе постановлением суда апелляционной инстанции от 27.11.2018 г., требования заказчика о признании недействительным решения и предписания антимонопольного органа удовлетворено.

Одним из основных доводов вынесения судебных актов в пользу заказчика послужила следующая особенность положения о закупке заказчика.

Согласно п.1.2.23 Положения о закупках товарах работ, услуг заказчика:

 «Участник закупки - это любое юридическое или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника процедур закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения или места происхождения капитала либо любое физическое или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника процедуры, в том числе индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника процедур закупки, соответствующие обязательным требованиям, установленным в соответствии с настоящим Положением, от которых организатор получил письменное (или в форме электронного документа) уведомление о намерении принять участие в процедурах закупки, или запрос документации о закупке, или запрос о разъяснении положений документации о закупке».

Судами установлено и материалами дела подтверждается, что физическое лицо, подавшее жалобу, в закупке не участвовало лично, не являлось представителем юридического лица - Участника закупки, не подавало запросов на разъяснение положений документации в адрес зказчика, не подавало заявок на участие.

Таким образом, является правомерным вывод о том, что физическое лицо, подавшее жалобу, не может определяться термином «участник закупки».

При таких обстоятельствах, по мнению, судов 1-й и апелляционной инстанции жалоба указанного физического лица не должна была принята к рассмотрению УФАС.

Комментарий:

Представляется, что данный подход к специальному закреплению в положении о закупке понятия «участник закупки» через его привязку к совершению определённых юридических действий в ходе процедуры закупки потенциальным участником (подачу уведомление о намерении принять участие в процедурах закупки, запроса документации о закупке или запроса о разъяснении положений документации о закупке) сохраняет свою актуальность и после принятия новой редакции Закона № 223-ФЗ о закупках.

Согласно части 5 статьи 3 Закона № 223-ФЗ о закупках (в редакции Закона № 505-ФЗ) участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.

При этом в силу прямого указания части закона – части 6 статьи 3 Закона № 223-ФЗ о закупках требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке определяются в соответствии с положением о закупке.

Таким образом, законодательство РФ о закупках отдельными видами юридических лиц императивно обязывает заказчика устанавливать в положении о закупке требования к участникам закупок.

Поэтому Закон № 223-ФЗ о закупках (в редакции Закона № 505-ФЗ) не препятствует прописать в положении о закупке определение «участника закупки», например, следующим образом:

"Участник закупки -  любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, соответствующие обязательным требованиям, установленным в соответствии с настоящим Положением, в том числе требованию о подтверждении заинтересованности в участии в процедуре закупке в соответствии с настоящим Положением (посредством направления организатору  письменного (или в форме электронного документа) уведомления о намерении принять участие в процедурах закупки, или запроса документации о закупки, или запроса о разъяснении положений документации о закупке)".

ПОЯСНЕНИЕ: после принятия новой редакции Закона № 223-ФЗ о закупках ряд авторов пришёл, на наш взгляд, к ошибочному выводу о том, что изменение редакции части 5 статьи 3 Закона № 223-ФЗ о закупках в части определения участника закупки якобы теперь предоставляет права на обжалование действий (бездействия) заказчика ЛЮБОМУ лицу, как соответствующему, так и не соответствующим требованиям положения о закупке.

Однако, данный вывод является надуманным и прямо противоречит Закону № 223-ФЗ о закупках, который императивно обязывает заказчика (ч. 2 ст. 2, ч. 6 ст. 3) устанавливать требования к участникам закупки.

При таких обстоятельствах ничего принципиального в практике закупочной деятельности не меняется – профессиональным жалобщикам доступ к обжалованию закупок в рамках Закона № 223-ФЗ о закупках по-прежнему ограничен.

В связи с этим представленный подход к определению участника закупки в положение о закупке для ограничения возможности обжалования действий (бездействия) заказчика лицами, от которых организатор не получал уведомление о намерении принять участие в процедурах закупки, или запрос документации о закупке, или запрос о разъяснении положений документации о закупке, сохраняет свою актуальность.

 

Скачать:

- постановление 13-го арбитражного апелляционного суда от 27.02.2019 г. по делу № А56-94999/2018.

 

изменения в порядке обжалования закупок в 2018 годуАвтор:  Дон Виктор Викторович, директор Балтийского тендерного центра,

юрист-практик, эксперт в сфере закупок 

тел.: +7 911 46 09 401 (c 09.00 до 18.00 (время мск - 1)), e-mail: dir@baltictender.ru 

©Информационный портал закупок

Комментирование будет доступно после регистрации на сайте.

Зарегистрироваться Войти