Является ли обязательным электронное актирование при осуществлении закупок в соответствии с Законом № 44-ФЗ?

ВОПРОС: Является ли обязательным электронное актирование при осуществлении закупок в соответствии с Законом № 44-ФЗ?  ОТВЕТ:  Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: С 1 января 2022 года установлена обязанность "электронной" приемки исполненного по контрактам, заключенным по результатам проведения электронных процедур. В остальных случаях применение электронного актирования является...ВОПРОС: Является ли обязательным электронное актирование при осуществлении закупок в соответствии с Законом № 44-ФЗ?

ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
С 1 января 2022 года установлена обязанность "электронной" приемки исполненного по контрактам, заключенным по результатам проведения электронных процедур. В остальных случаях применение электронного актирования является правом заказчика.

Обоснование вывода:
В соответствии с п. 1 ч. 13 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ) в контракт включается обязательное условие, в частности, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. Приемка исполнения по контракту осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии - подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо заказчиком в те же сроки направляется поставщику (подрядчику, исполнителю, далее также - контрагент) в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа (ч. 7 ст. 94 Закона № 44-ФЗ). Следовательно, заказчик определяет порядок приемки исполненного по контракту самостоятельно (смотрите также письма Минфина России от 24.07.2020 № 24-03-10/64858, от 20.09.2019 № 24-03-07/72565). Поскольку Закон № 44-ФЗ основывается на положениях в том числе Гражданского кодекса РФ (ч. 1 ст. 2 этого Закона), а контракт, заключаемый в соответствии с требованиями этого Закона, представляет собой гражданско-правовой договор (пп. 88.1 ч. 1 ст. 3 Закона № 44-ФЗ), с учетом принципа свободы договора (п. 2 ст. 1пп. 124 ст. 421 ГК РФ) стороны вправе определить в контракте любые не противоречащие закону условия, разумеется, за исключением тех случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

С 1 января 2022 года в соответствии с изменениями в ст. 94 Закона № 44-ФЗ, внесенными Федеральным законом от 02.07.2021 № 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", установлена обязанность электронного актирования в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) исполненного по контрактам, заключенным по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур (за исключением закрытых электронных процедур, проводимых в случае, предусмотренном п. 5 ч. 11 ст. 24 указанного Закона)*(1).

Таким образом, с 1 января 2022 года установлена обязанность "электронной" приемки с использованием ЕИС в сфере закупок исполненного по контрактам, заключенным по результатам проведения электронных процедур. В остальных случаях применение электронного актирования является правом заказчика.

Кроме того, необходимо учитывать, что контракты, заключенные до 1 января 2022 года, в которых отсутствует условие об электронной приемке, должны исполняться в порядке, предусмотренном данными контрактами (смотрите письмо Минфина России от 03.11.2021 № 24-06-07/89252). Как указано в письме Федерального казначейства от 25.11.2021 № 14-00-05/28954, при заключении контракта до 1 января 2022 года возможно подписание документов о приемке на бумажном носителе, с последующим их размещением в ЕИС в сфере закупок.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Тимошенко Валерий

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Согласно ч. 3 ст. 24 Закона № 44-ФЗ для целей указанного Закона электронный конкурс, электронный аукцион, электронный запрос котировок, закупка товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, считаются также электронными процедурами, а закрытый электронный конкурс, закрытый электронный аукцион - закрытыми электронными процедурами.

Источник: Система ГАРАНТ

Комментирование будет доступно после регистрации на сайте.

Зарегистрироваться Войти