ВС РФ: оказание медицинских услуг в целях предотвращения эпидемии в отсутствие контракта не лишает исполнителя права на оплату

В ходе исполнения контракта, предметом которого являлись лабораторные исследования на определение РНК коронавируса, заказчик, направляя обществу – исполнителю соответствующие заявки, превысил предусмотренный контрактом объем услуги.  Однако оплачивать оказанные в отсутствие контракта услуги заказчик отказался, в связи с этим общество...В ходе исполнения контракта, предметом которого являлись лабораторные исследования на определение РНК коронавируса, заказчик, направляя обществу – исполнителю соответствующие заявки, превысил предусмотренный контрактом объем услуги.

Однако оплачивать оказанные в отсутствие контракта услуги заказчик отказался, в связи с этим общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим иском.

Суды трех инстанций, рассматривая доводы истца, пришли к выводу, что в данном случае бездоговорное оказание услуг для государственных нужд относится к исключениям, при которых услуги подлежат оплате заказчиком.

В частности, суды приняли во внимание требования нормативных актов и официальные разъяснения органов государственной власти соответствующего субъекта РФ, которые предписывали обеспечивать доставку биоматериала в конкретную лабораторию, а также предусматривали случаи направления проб на исследование без заключения договора. Также была учтена позиция Минфина России и ФАС России о возможности приобретения товаров, работ и услуг, необходимых в целях профилактики распространения коронавирусной инфекции, путем осуществления закупок у единственного поставщика.

ВС РФ согласился с доводами нижестоящих судов. В частности, судьи ВС РФ отметили, что при поступлении заявок на исследование за пределами предусмотренного контрактом объема, а также цены контракта общество не могло отказать в их предоставлении и, следовательно, не утратило право на оплату оказанных услуг.

Гарантированное и непрерывное оказание услуг было необходимо в целях обеспечении эпидемиологического благополучия населения и устранения угрозы массовых заболеваний. При этом Суд подчеркнул, что обеспечение здоровья и безопасности граждан имеет публичную значимость и, применительно к рассматриваемому случаю, приоритет перед иными интересами, которые защищены положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

ВС РФ отказал заказчику в передаче заявления об оспаривании судебных решений на рассмотрение Судебной коллегией по экономическим спорам ВС РФ (Определение ВС РФ от 14 февраля 2023 г. № 301-ЭС22-23789).

Источник: Система ГАРАНТ

 

Определение Верховного Суда РФ от 14 февраля 2023 г. N 301-ЭС22-23789 по делу N А43-13303/2021 Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Судья Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г., изучив по материала истребованного дела кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Нижегородской области "Городская клиническая больница N 34 Советского района г. Нижнего Новгорода" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 22.02.2022, постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2022 и постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15.09.2022 по делу N А43-13303/2021,

УСТАНОВИЛ:

доводы кассационной жалобы не подтверждают наличие оснований, предусмотренных статьями 2916, 29111 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и пересмотра обжалуемых судебных актов, поскольку не позволяют сделать вывод о том, что при рассмотрении дела допущены нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, приведшие к судебной ошибке существенного и непреодолимого характера.

Оценив имеющиеся в деле доказательства, суды установили, что с 02.10.2020 по 15.12.2020 общество с ограниченной ответственностью "Лаборатория Гемотест" оказало государственному бюджетному учреждению здравоохранения Нижегородской области "Городская клиническая больница N 34 Советского района г. Нижнего Новгорода" 3 546 услуг по лабораторному исследованию биологического материала на определение РНК коронавируса ТОРС (SARS-CoV-2) в мазках со слизистой оболочки носоглотки методом ПЦР, которые являются предметом государственного контракта от 10.11.2020 N ЕП 34/20.

Из указанного объема услуг в рамках государственного контракта обществом оказаны, а учреждением оплачены 1 500 единиц услуг, которые предоставлены обществом с октября 2020 г., то есть до заключения государственного контракта. По исчерпании объема услуг, предусмотренного контрактом, учреждение продолжило в ноябре и декабре 2020 г. направлять обществу заявки и биоматериал для исследования, а общество - оказывать услуги.

Исходя из того, между учреждением и обществом имелись установившиеся хозяйственные отношения, определив объем фактически оказанных, но не оплаченных услуг, приняв во внимание, что оказание услуг обществом осуществлялось в условиях распространения новой коронавирусной инфекции SARS-CoV-2 и было направлено на выявление инфекции, проведение профилактических и лечебных мероприятий, ограничение ее распространения, руководствуясь статьями 3091102 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 23 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, суды пришли к выводу, что рассматриваемый случай бездоговорного оказания услуг для государственных нужд относится к исключениям, при которых такие услуги подлежат оплате заказчиком.

Соответствие выводов судов установленным фактическим обстоятельствам подтверждается и материалами дела. В частности, в дело представлен приказ министерства здравоохранения Нижегородской области от 27.10.2020 N 315-987/20П/од "О внесении изменений в приказ министерства здравоохранения Нижегородской области от 08.10.2020 N 315-906/20П/од "О маршрутизации доставки биоматериала для исследования на новую коронавирусную инфекцию (COVID-19)", согласно которому медицинским организациям предписывалось обеспечивать доставку биоматериала в конкретную исследовательскую лабораторию: государственному бюджетному учреждению здравоохранения Нижегородской области "Городская клиническая больница N 34 Советского района г. Нижнего Новгорода" - в общество с ограниченной ответственностью "Лаборатория Гемотест"; письмо министерства здравоохранения Нижегородской области от 05.11.2020 N Сл-315-601657/20, которое предписывало медицинским организациям в ряде случаев направлять биоматериал в соответствии с маршрутизацией без заключения договоров. Судами также учтены разъяснения Министерства финансов Российской Федерации, Федеральной антимонопольной службы о приобретении товаров, работ и услуг, необходимых в целях профилактики распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 путем размещения заказа у единственного поставщика.

Указанные документы в совокупности с тем, что государственный контракт от 10.11.2020 N ЕП 34/20 заключен по факту уже оказанных услуг, подтверждают позицию судов, выраженную в судебных актах, о том, что при поступлении от учреждения заявок на исследование биоматериала за пределами объема, а также цены государственного контракта общество не могло отказать в их предоставлении и, следовательно, не утратило право на их оплату. Гарантированное и непрерывное оказание услуг обществом по заявкам, направляемым учреждением, было необходимо в целях обеспечении эпидемиологического благополучия населения и устранения угрозы массовых заболеваний. Обеспечение здоровья и безопасности граждан имеет публичную значимость и, применительно к рассматриваемому исключительному случаю, приоритет перед иными интересами, которые защищены положениями законодательства о закупках для государственных и муниципальных нужд.

Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судов и не указывают на допущенную ими существенную ошибку в применении норм права, влекущую обязательный пересмотр судебных актов.

Руководствуясь статьями 2916, 2918 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации

ОПРЕДЕЛИЛ:

отказать государственному бюджетному учреждению здравоохранения нижегородской области "Городская клиническая больница N 34 Советского района г. Нижнего Новгорода" в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда Российской Федерации

Ю.Г. Иваненко

Комментирование будет доступно после регистрации на сайте.

Зарегистрироваться Войти