В законе 44-ФЗ будут установлены основания для одностороннего отказа исполнить контракт

На момент написания данной статьи, ведутся публичные обсуждения в отношении законопроекта, внесенного 9 июня 2016 года ФАС России - «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Исходя из пояснительной записки к проекту федерального закона, проект разработан в соответствии с абзацами 5-7 пункта 2 Перечня поручений Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 11.04.2016          № ДМ-П13-2034 в целях совершенствования законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Законопроект предусматривает исключение обязательного проведения внешней экспертизы экспертами и экспертными организациями, установление закрытого перечня оснований для одностороннего расторжения контракта, установление запрета при расчете объемов закупок, осуществленных у субъектов малого предпринимательства (далее - СМП), привлекать в качестве соисполнителей по контракту лиц, аффилированных с генеральным подрядчиком (поставщиком, исполнителем).

 

Согласно действующего законодательства, а в частности ч.8 ст. 95 № 44, контракт можно расторгнуть по соглашению сторон, по решению суда в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

 

В свою очередь, статья 95 Федерального закона № 44-ФЗ устанавливает право сторон принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Вместе с тем, отдельные положения Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) дают заказчикам практически неограниченную возможность расторгнуть контракт в одностороннем порядке, в частности в отношении договоров подряда статьей 717 ГК РФ установлено право заказчика расторгнуть контракт в любое время до сдачи ему результата работы отказаться от исполнения контракта, уплатив подрядчику часть установленной цены пропорционально части работы, выполненной до получения извещения об отказе заказчика от исполнения контракта.

Аналогичное право заказчика в отношении договоров на оказание услуг установлено статьей 782 ГК РФ.

Вместе с тем, действующая редакция Федерального закона № 44-ФЗ не содержит закрытый перечень оснований для принятия заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Таким образом, действующее законодательство Российской Федерации позволяет заказчикам принимать решение об одностороннем отказе от исполнения государственного (муниципального) контракта, в том числе при отсутствии нарушений существенных условий контракта со стороны поставщика (подрядчика, исполнителя).

В настоящее время существует ряд проблем в правоприменительной практике при расторжении заказчиками государственных и муниципальных контрактов в одностороннем порядке.

Так, имеют место случаи злоупотребления в действиях заказчиков с целью расторжения государственных или муниципальных контрактов с «ненужным» поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

В случае принятия заказчиками решений об одностороннем отказе от исполнения контракта, сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе), контракт с которым был расторгнут, подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.

Поэтому добросовестные участники закупок могут лишиться возможности принимать участие в конкурентных процедурах, что может повлечь ограничение конкуренции, а также неэффективное расходование бюджетных средств.

Право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по своему усмотрению, в условиях отсутствия перечня случаев для принятия такого решения, содержит коррупционные риски.

Исходя из изложенного, с учетом специфики государственных (муниципальных) контрактов и их значимости, установление закрытого перечня оснований для одностороннего расторжения контракта будет способствовать повышению эффективности, результативности, прозрачности осуществления закупок товаров, работ, услуг, а также предотвращению коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок.

Федеральный закон № 44-ФЗ регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, в том числе в части, касающейся особенностей исполнения контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ.

Таким образом, правоотношения, возникающие по государственному (муниципальному) контракту, имеют ряд особенностей, связанных со спецификой государственных (муниципальных) закупок.

Порядок заключения и исполнения государственных и муниципальных контрактов, установленный Федеральным законом № 44-ФЗ, является специальным по отношению к нормам ГК РФ и общие положения гражданского законодательства о заключении и исполнении договора применяются в части, не противоречащей специальным нормам Федерального закона № 44-ФЗ.

Законопроект устанавливает перечень случаев для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в зависимости от вида контракта (договора).

Аналогичные положения предусмотрены Законопроектом для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (договора) для поставщика (подрядчика, исполнителя).

При этом Законопроект предусматривает право Правительства Российской Федерации определить иные случаи, при которых одна из сторон вправе отказаться от исполнения контракта в одностороннем порядке, такие случаи могут быть установлены, например, для отдельных видов контрактов (договоров).

Кроме того, действующей редакцией Федерального закона № 44-ФЗ не определены особенности порядка выбора заказчиком экспертов, экспертных организаций, отсутствуют требования, предъявляемые к лицам, отбираемым в качестве экспертов (экспертной организации), а также не предусмотрена их ответственность за результаты проведенной экспертизы.

При этом в ряде случаев отмечается отсутствие статей бюджета, выделяемых на проведение экспертизы.

Вместе с тем, в случае наличия соответствующих денежных средств, заказчики сохранят право проведения отбора экспертов, экспертных организаций по процедурам, предусмотренным Федеральным законом № 44-ФЗ.

Прием и оплата услуг эксперта осуществляется заказчиком по общим правилам приема результатов исполненного контракта, при этом зачастую принимается только «нужный» заказчику результат.

На основании изложенного, c целью исключения злоупотребления со стороны заказчиков, снижения коррупциогенных факторов на стадии исполнения контракта, обусловленных возможностью заказчика оказывать давление на исполнителя по контракту посредством угрозы одностороннего расторжения контракта и включения сведений о данном участнике в РНП, Законопроект устанавливает закрытый перечень оснований для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, а также исключает нормы, касающиеся проведения внешней экспертизы экспертами и экспертными организациями.

Вместе с тем, Законопроект направлен на обеспечение поддержки СМП в случае привлечения указанных организаций в качестве соисполнителей по контракту.

В настоящее время с целью осуществления закупок у СМП в соответствии с положениями статьи 30 Федерального закона № 44-ФЗ заказчики вправе осуществлять закупки непосредственно у СМП, а также заказчики при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся СМП, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП.

Вместе с тем, нормы Закона о контрактной системе не предусматривают механизма администрирования фактического привлечения СМП при исполнении контракта, подтверждения выполнения объемов работ, установленных заказчиком в контракте, а также не содержит запрета привлечения в качестве соисполнителей по контракту СМП, аффилированных с подрядчиком.

На основании изложенного, с целью поддержки СМП Законопроект предусматривает установление запрета на привлечение к исполнению контракта СМП, аффилированных с генеральным подрядчиком, который не является СМП.

Принятие Законопроекта не потребует увеличения расходов из федерального бюджета.

Положения Законопроекта не противоречат положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации. 

Комментирование будет доступно после регистрации на сайте.

Зарегистрироваться Войти