В 2017 г. закупки школьных автобусов позволили существенно обновить парк устаревших транспортных средств.

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты аудита эффективности расходования Минпромторгом России в 2017 году бюджетных ассигнований федерального бюджета на закупку автомобилей скорой медицинской помощи и...Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты аудита эффективности расходования Минпромторгом России в 2017 году бюджетных ассигнований федерального бюджета на закупку автомобилей скорой медицинской помощи и школьных автобусов, а также услуг по их доставке, проведенного во исполнение поручения Президента Российской Федерации. 

Объект контрольного мероприятия: Министерство промышленности и торговли Российской Федерации. 

Проверяемый период деятельности: 2017 год и истекший период 2018 года. 

С докладом выступил аудитор Сергей Агапцов. 

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации и распоряжениями Правительства на обновление парка автомобилей скорой медицинской помощи (АСМП) и школьных автобусов из федерального бюджета выделено 6,76 млрд руб. Оказанная мера господдержки позволила закупить и поставить в регионы 1 438 АСМП и 1 559 школьных автобусов, удовлетворив заявленную потребность в АСМП класса «В» на 24,7%, в школьных автобусах - на 31%. 

В 2017 году Минпромторгом России с регионами было заключено 174 государственных контракта на поставку школьных автобусов и оказание услуг по их доставке на общую сумму 3 017,7 млн рублей и 211 контрактов на поставку и доставку АСМП на общую сумму 3 742,4 млн рублей. 

Поставленные АСМП оснащены медицинским оборудованием и изделиями медицинского назначения в соответствии с Порядком оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, утвержденным приказом Минздрава России. Школьные автобусы соответствуют по назначению и конструкции техническим требованиям к перевозкам пассажиров, предусмотренным Правилами организованной перевозки группы детей автобусами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации, и оснащены в установленном порядке тахографом, а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. Поставленные в 2017 году автомобили и автобусы не требуют доукомплектации (дооборудования) регионами. 

По информации Росздравнадзора, в 2016 году количество укомплектованных автомобилей, поставленных в регионы, составило 98,5%. Службой осуществляется контроль доукомплектования автомобилей, поставленных в 2016 году в Республику Карелия, Костромскую (недоукомплектованы 13 автомобилей из 16 поставленных) и Вологодскую области (6 из 20). 

В 2016 году государство уже выделяло средства федерального бюджета на аналогичное мероприятие, а Счетной палатой по поручению Президента был проведен аудит эффективности расходования Минпромторгом бюджетных ассигнований федерального бюджета, по результатам которого указывалось на ряд нарушений и недостатков. 

В 2017 году при организации закупок и поставок АСМП и школьных автобусов Правительством ранее данные замечания и рекомендации Счетной палаты[1] в целом учтены. Были утверждены перечни единственных исполнителей, распределение транспортных средств между регионами происходило с учетом заявленной ими потребности, были определены существенные условия государственных контрактов. 

В отличие от 2016 года в 2017 году Минпромторгом были заключены четырехсторонние государственные контракты на поставку АСМП и школьных автобусов в регионы, одной из сторон которых являлся субъект Российской Федерации. Это позволило обеспечить контроль проведения регистрации и учета полученной техники в реестрах государственного имущества и ее адресное распределение непосредственным потребителям в регионе. 

АСМП и школьные автобусы, поставленные в 2016 году, в полном объеме внесены в реестры государственной собственности регионов, зарегистрированы и введены в эксплуатацию. По данным регионов, на момент завершения контрольного мероприятия зарегистрированы и учтены в реестрах государственного имущества 82,6% общего количества поставленных в 2017 году школьных автобусов и 62,5% АСМП. 

Полученные школьные автобусы (70%) поставлены в образовательные организации, расположенные в сельских поселениях. При этом в отдельных регионах часть полученных автобусов распределена образовательным организациям, расположенным в республиканских, областных, краевых центрах. 

Однако проверка Счетной палаты показала, что ряд вопросов на сегодняшний момент не урегулирован. Так, основное количество АСМП (более 50%) поставлено в учреждения здравоохранения, расположенные в городах - республиканских, областных, краевых центрах. Таким образом, задача по улучшению медицинского обслуживания населения, проживающего в отдаленных районах, а также сельской местности решена не полностью. 

Минобрнауки не учтена потребность в автобусах с комплектацией: полный привод, вместимостью 22-24 человека в «стандартном» и «северном» исполнении при формировании потребности в школьных автобусах Пермскому, Камчатскому, Хабаровскому краям, Омской, Тюменской, Магаданской областям и Республике Коми. 

Примененный Минздравом в 2017 году принцип распределения АСМП класса «В» в соответствии с разработанной им Методикой, которая нормативным правовым актом не утверждена и носит временный характер, в основном направлен на обновление имеющегося парка автомобилей. 

Распределение по регионам, как и в 2016 году, проведено недостаточно равномерно. Так, в Ульяновскую, Томскую, Калининградскую области, Кабардино-Балкарскую Республику, Чукотский АО распределено автомобилей от 112,5 – 166,7 % заявленной потребности, в то время как в Ростовскую, Новосибирскую, Белгородскую, Астраханскую, Калужскую области, Республику Башкортостан, Республику Тыва, Республику Дагестан, Алтайский край распределено всего от 7 до 11%. 

При распределении АСМП между регионами фактическое значение показателя госпрограммы «Развитие здравоохранения», «доля выездов бригад скорой медицинской помощи со временем доезда до больного менее 20 минут», достигнутое регионами в 2016 году, Минздравом не учтено. 

В региональные государственные программы и государственные программы «Развитие здравоохранения», и «Развитие образования», показатели обеспеченности субъектов АСМП и школьными автобусами, как и в 2016 году, не включены. 

Несвоевременная подготовка проектов актов Правительства, нарушения Регламента Правительства в части порядка проведения межведомственных согласований проектов указанных актов привели к задержке сроков заключения государственных контрактов на поставку АСМП и школьных автобусов, а также услуг по их доставке (ноябрь - декабрь 2017 г.). Перенесен на 2018 год срок мероприятий по поставке 8 АСМП повышенной проходимости в Магаданскую, Амурскую и Мурманскую области, а также в Алтайский и Хабаровский края. До настоящего времени соответствующее распоряжение Правительства не принято. 

В 2017 году в государственных контрактах стоимость доставки техники до получателей, как и в 2016 году, отдельной строкой не выделена. Усредненная плановая стоимость доставки АСМП и школьных автобусов до получателей включена в цену государственных контрактов. 

По отдельным позициям перечня закупаемого единственными исполнителями медицинского оборудования и изделий медицинского назначения имеются риски увеличения расходов. Кроме того, в плановую калькуляцию затрат на 2017 год включен ряд позиций медицинского оборудования импортного производства, по которым имеются аналоги российского производства, стоимость которых также ниже стоимости, предусмотренной в государственных контрактах. 

Таким образом, риски увеличения расходов (недополученная экономия) при определении цены контракта на поставку АСМП класса «В» в части стоимости медоборудования (даже по трем позициям) составили 94,4 млн рублей (расчетно). 

С нарушением сроков (от 1 дня до 27 дней) ООО «ГАЗ», ООО «УАЗ», ООО «КАВЗ», ООО «ПАЗ», ООО «ВОЛГОБАС» выполнены обязательства по 11 государственным контрактам на поставку 35 школьных автобусов (2,2%) и 11 государственных контрактов на поставку АСМП – 68 единиц (4,7%). Общий объем пени составил 387,6 тыс. рублей (расчетно). 

Также установлено, что в 15 регионах 17,6% уполномоченных получателей (от общего числа всех получателей) не являются медицинскими организациями, в 14 – 18,2% уполномоченных получателей школьных автобусов не относятся к образовательным учреждениям. Это требует дальнейшего контроля региональными органами контроля и надзора в сфере здравоохранения и образования их использования. 

В тоже время, Счетная палата констатирует, что реализация в 2017 году закупки АСМП и школьных автобусов оказала существенное влияние на улучшение финансовых и производственных показателей деятельности единственных исполнителей,[2]создала условия для повышения эффективности системы скорой медицинской помощи, а также улучшения транспортной доступности в сфере образования и обеспечения безопасности детей на дорогах. Она позволила обновить парк транспортных средств (требующих замены) со сроком эксплуатации более 5 лет и более 10 лет на 27,1% и 30,5%, соответственно, а также обеспечить реализацию мер государственной поддержки автомобильной промышленности. 

Коллегия приняла решение направить информационное письмо Президенту Российской Федерации, представление - в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, информационные письма - в Росздравнадзор, ФАС России, в Минобрнауки России и Минздрав России, а также информацию об основных итогах контрольного мероприятия и отчет в палаты Федерального Собрания.


[1] По итогам проверки в 2016 году. 

[2] По данным Росстата, в 2017 году по сравнению с 2016 годом отмечается рост объема производства легковых автомобилей на 20,3 %, легких коммерческих автомобилей – 3,9 %. Рост производства автобусов в 2017 году по отношению к 2016 году составил 2,8 %, рост производства комплектных автобусов из покупных некоммерческих автобусов или фургонов – 14,8 %.

 

Источник: Счетная палата РФ

Комментирование будет доступно после регистрации на сайте.

Зарегистрироваться Войти