Третейские суды могут рассматривать споры по закупкам.

Полезная информация для юристов, составляющих договоры по нормам закона N 223-ФЗ. В Минэкономразвития считают, что если предусмотреть в таком документе арбитражную оговорку, при возникновении разногласий спор сможет рассмотреть третейский суд. Такая позиция противоречит ранее высказанному ФАС запрету на подобные разбирательства.   Специалисты Минэкономразвития в письме от 27.01.2017 N Д28и-337 поспорили с позицией Федеральной антимонопольной службы о возможности включения в проект договоров, заключаемых по нормам Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", арбитражной оговорки. Чиновники МЭР считают это вполне оправданным и законным, отмечая, что хотя вопросы, касающиеся урегулирования споров, в том числе возможности их рассмотрения третейскими судами, Законом N 223-ФЗ не регулируются, третейская реформа делает это возможным.  Речь идет Федеральном законе от 29 декабря 2015 г. N 409-ФЗ который, в связи с принятием Федерального закона "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в РФ" ввел в Арбитражный процессуальный кодекс РФ новую статью 33 АПК РФ "Споры, подлежащие передаче на рассмотрение третейского суда". По нормам этой статьи любые "споры между сторонами гражданско-правовых отношений, подведомственные арбитражным судам, могут быть переданы на рассмотрение третейского суда при наличии между сторонами спора действующего арбитражного соглашения".  Однако ФАС давно уже высказывает иную позицию. Антимонопольщики считают, что любые соглашения о передаче в третейские суды споров из договоров, заключенных по результатам закупочной процедуры по Закону N 223-ФЗ, априори являются недействительными. Это связано с тем, что принципы третейского разбирательства не позволяют обеспечить цели Закона N 223-ФЗ. При этом судебная практика по данному вопросу неоднозначна и судьи имеют разные позиции по допустимости такой третейской оговорки.  Надо отметить, что если организация-заказчик все же включила в проект договора условие о рассмотрении споров в третейском суде, то первоначально эта возможность должна быть предусмотрена в положении о закупке. Таким образом снижается риск ее оспаривания в судебном порядке, в том числе, со стороны ФАС.Полезная информация для юристов, составляющих договоры по нормам закона N 223-ФЗ. В Минэкономразвития считают, что если предусмотреть в таком документе арбитражную оговорку, при возникновении разногласий спор сможет рассмотреть третейский суд. Такая позиция противоречит ранее высказанному ФАС запрету на подобные разбирательства. 

Специалисты Минэкономразвития в письме от 27.01.2017 N Д28и-337 поспорили с позицией Федеральной антимонопольной службы о возможности включения в проект договоров, заключаемых по нормам Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", арбитражной оговорки. Чиновники МЭР считают это вполне оправданным и законным, отмечая, что хотя вопросы, касающиеся урегулирования споров, в том числе возможности их рассмотрения третейскими судами, Законом N 223-ФЗ не регулируются, третейская реформа делает это возможным.

Речь идет Федеральном законе от 29 декабря 2015 г. N 409-ФЗ который, в связи с принятием Федерального закона "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в РФ" ввел в Арбитражный процессуальный кодекс РФ новую статью 33 АПК РФ "Споры, подлежащие передаче на рассмотрение третейского суда". По нормам этой статьи любые "споры между сторонами гражданско-правовых отношений, подведомственные арбитражным судам, могут быть переданы на рассмотрение третейского суда при наличии между сторонами спора действующего арбитражного соглашения".

Однако ФАС давно уже высказывает иную позицию. Антимонопольщики считают, что любые соглашения о передаче в третейские суды споров из договоров, заключенных по результатам закупочной процедуры по Закону N 223-ФЗ, априори являются недействительными. Это связано с тем, что принципы третейского разбирательства не позволяют обеспечить цели Закона N 223-ФЗ. При этом судебная практика по данному вопросу неоднозначна и судьи имеют разные позиции по допустимости такой третейской оговорки.

Надо отметить, что если организация-заказчик все же включила в проект договора условие о рассмотрении споров в третейском суде, то первоначально эта возможность должна быть предусмотрена в положении о закупке. Таким образом снижается риск ее оспаривания в судебном порядке, в том числе, со стороны ФАС.

Источник: Петербургский правовой портал

Текст Письма Минэкономразвития от 27 января 2017 г. N Д28и-337

Вопрос: О рассмотрении третейским судом споров по договорам, заключенным по итогам закупок отдельными видами юрлиц.
 
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
ПИСЬМО
от 27 января 2017 г. N Д28и-337
 
Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о рассмотрении споров из договоров, заключаемых в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), и сообщает следующее.
Согласно части 1 статьи 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом N 223-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона N 223-ФЗ правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Вопросы, касающиеся урегулирования споров, в том числе возможности их рассмотрения третейскими судами, Законом N 223-ФЗ не регулируются.
Вместе с тем согласно части 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Учитывая изложенное, заказчик вправе самостоятельно устанавливать в положении о закупке требования к закупке, порядок подготовки и проведения процедур закупки согласно положениям Закона N 223-ФЗ, в том числе включать в проект договора положения об урегулировании споров, вытекающих из Закона N 223-ФЗ, через третейский суд.
Дополнительно сообщаем, что в связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 409-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу пункта 3 части 1 статьи 6 Федерального закона "О саморегулируемых организациях" в связи с принятием Федерального закона "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации" были внесены изменения в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - АПК РФ), в частности введена статья 33 "Споры, подлежащие передаче на рассмотрение третейского суда".
В соответствии с пунктом 1 статьи 33 АПК РФ споры между сторонами гражданско-правовых отношений, подведомственные арбитражным судам, могут быть переданы на рассмотрение третейского суда при наличии между сторонами спора действующего арбитражного соглашения.
При этом пункт 2 указанной статьи определяет, какие споры не могут быть переданы на рассмотрение третейского суда, в частности споры, возникающие из отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Одновременно обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России - федеральный орган исполнительной власти, действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, не наделенный компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.
 
Директор Департамента
развития контрактной системы
М.В.ЧЕМЕРИСОВ
27.01.2017

 

Комментирование будет доступно после регистрации на сайте.

Зарегистрироваться Войти