ТОП-3 наиболее часто встречающихся нарушений на госзакупках.

Неправомерные действия заказчиков зачастую ограничивают число участников закупки.  В числе наиболее распространенных нарушений со стороны заказчиков на госзакупках (44-ФЗ) – установление требований о предоставлении в составе заявок сведений о химическом составе, конкретных показателях товаров, являющихся результатом технологических процессов их изготовления или результатами испытаний этих товаров.  «Такие требования могут существенно сократить число потенциальных участников закупки, так как участник закупки на этапе подачи заявки не обязан иметь в наличии необходимый товар и владеть информацией о его составе», - уточнил начальник Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Артем Лобов. Например, к излишней детализации относятся, в частности, требование заказчика указать в составе заявки химический состав пластика, из которого изготовлена закупаемая ручка, метод проката пластика при изготовлении папок для хранения бумаг и т.д.  Также довольно часто заказчики объединяют в один лот работы, для выполнения которых необходимо соответствующее разрешение (лицензия, участие в СРО), и работы, на выполнение которых...Неправомерные действия заказчиков зачастую ограничивают число участников закупки.

В числе наиболее распространенных нарушений со стороны заказчиков на госзакупках (44-ФЗ) – установление требований о предоставлении в составе заявок сведений о химическом составе, конкретных показателях товаров, являющихся результатом технологических процессов их изготовления или результатами испытаний этих товаров.

«Такие требования могут существенно сократить число потенциальных участников закупки, так как участник закупки на этапе подачи заявки не обязан иметь в наличии необходимый товар и владеть информацией о его составе», - уточнил начальник Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Артем Лобов. Например, к излишней детализации относятся, в частности, требование заказчика указать в составе заявки химический состав пластика, из которого изготовлена закупаемая ручка, метод проката пластика при изготовлении папок для хранения бумаг и т.д.

Также довольно часто заказчики объединяют в один лот работы, для выполнения которых необходимо соответствующее разрешение (лицензия, участие в СРО), и работы, на выполнение которых таких документов не требуется. Если работы, требующие наличия разрешительных документов, не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав иных работ, то установление требования к участникам закупки о наличии соответствующих разрешений может быть признано неправомерным при рассмотрении жалобы, так как при исполнении контракта подрядчик может привлечь к их выполнению субподрядчика, имеющего соответствующие документы.

К примеру, при осуществлении закупок на выполнение работ по текущему ремонту, для выполнения которых не требуется участие в СРО, и работ по монтажу, обслуживанию и ремонту средств пожарной безопасности, для выполнения которых необходима лицензия, установление требования о наличии у участника закупки соответствующей лицензии является неправомерным. «Наша позиция о неправомерности таких действий неоднократно подтверждалась в суде, в том числе и в определениях Верховного суда Российской Федерации», - подчеркнул Артем Лобов.

Не менее распространенное нарушение со стороны заказчиков - установление ограничений на привлечение субподрядчиков. Исполнитель по контракту не должен быть ограничен в возможности привлечь субподрядчиков на выполнение определенных видов работ, так как установление такого запрета является вмешательством в хозяйственную деятельность исполнителя. Также неправомерны требования о согласовании с заказчиком субподрядчиков или запрет на привлечение субподрядчиков. Решения и предписания ФАС России по соответствующим делам не раз поддерживались в суде.

В целях предотвращения нарушений законодательства о контрактной системе ведомство рекомендует заказчикам и участникам закупок ознакомиться с Законом о контрактной системе и соответствующими подзаконными актами.

ФАС России является участником реформы контрольно-надзорной деятельности. Новая система госконтроля позволит снизить административную нагрузку на бизнес, повысит качество выполнения контрольно-надзорных функций и понизит уровень ущерба, наносимого конкуренции при нарушениях законодательства.

Для адвокатирования конкуренции антимонопольная служба публикует информационные сообщения о самых часто встречающихся нарушениях в сфере антимонопольного законодательства, в сфере рекламы, в сфере тарифного регулирования, а также о наиболее распространенных нарушениях в сфере госзаказа и гособоронзаказа.

Источник: ФАС России

Комментирование будет доступно после регистрации на сайте.

Зарегистрироваться Войти