Таблеткам волю: Контрактная система не подходит для МУП и ГУП аптек.

С 1 января 2017 г. государственные и муниципальные унитарные предприятия (ГУП, МУП) должны попасть под действие закона о контрактной системе. Однако, аптечные предприятия могут стать исключением и продолжить работу по 223-ФЗ, который дает больше свободы при выборе контрагента. Опрошенные Т94 эксперты считают, что это единственный путь выживания аптек.С 1 января 2017 г. государственные и муниципальные унитарные предприятия (ГУП, МУП) должны попасть под действие закона о контрактной системе. Однако, аптечные предприятия могут стать исключением и продолжить работу по 223-ФЗ, который дает больше свободы при выборе контрагента. Опрошенные Т94 эксперты считают, что это единственный путь выживания аптек.

Пока для унитарных предприятий в сфере закупок основным является закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Учитывая пожелания власти и общественности, было принято решение приравнять с нового года унитарные предприятия по закупочному статусу к другим государственным органам. Однако, после недолгих обсуждений, в сферу регулирования закона о контрактной системе предложили не переводить закупки фармацевтических ГУПов и МУПов. Аптечные предприятия, возможно, смогут продолжить работу по 223-ФЗ. Соответствующий законопроект внесен на рассмотрение в Государственную Думу РФ.

Готовясь перейти на контрактную систему, аптечные предприятия с опасением смотрят в будущее и надеются на принятие поправок. Ольга Чернова, заместитель генерального директора по правовым вопросам государственного предприятия Красноярского края "Губернские аптеки", замечает, что переход фармацевтических предприятий на контрактную систему приведет к потере ассортимента, утрате конкурентоспособности на рынке и падению оперативности процесса закупки. "Существенно увеличатся сроки закупки. Если сейчас в среднем процедура занимает 10 дней, а у единственного поставщика ее можно совершить за один день, то по 44-ФЗ на закупку с соблюдением всех требований уйдет минимум месяц. Учитывая, что унитарные предприятия работают на рынке в условиях жесткой конкуренции, для них сроки и оперативность закупок являются критичными. Другой пример, если случится эпидемия, и населению потребуются лекарственные препараты, аптеки попросту не смогут быстро их закупить", - рассказала Т94 Ольга Чернова.

По словам Николая Баранова, заместителя директора Центра профессионального развития государственных служащих академии при Президенте РФ, согласно закону 44-ФЗ, аптечные предприятия должны закупать лекарственные препараты по международным непатентованным наименованиям, согласно 223-ФЗ – действующее вещество, которое обозначается в рамках аукциона. В этом случае поставщик может предложить любое торговое наименование, в таком аукционе победителем выйдет тот, кто предложит наименьшую цену.

Контрактная система подразумевает, что победителем всегда будет поставщик с самыми дешевыми препаратами: "Поставщики будут влиять на ассортимент, который аптеки продают в розницу. Даже если предприятие захочет купить более дорогостоящий препарат, оно не сможет этого сделать, потому что закупка не может быть произведена по торговому наименованию. Все торговые позиции станут ограниченными и предприятия будут вынуждены ими удовлетвориться," – говорит Ольга Чернова.

Эксперты сходятся во мнении, что сокращение ассортимента повлияет на конечного потребителя. Если после нескольких визитов в аптеку покупатель не найдет там нужное лекарство, он перестанет ее посещать. Предприятия начнут терять клиентов, что рано или поздно приведет к разорению и ликвидации. И если муниципальные аптеки на развитом рынке крупных городов явно лишние то где-нибудь в удаленном сибирском районе они дают порой единственную возможность обеспечить население лекарствами. Люди в малых населенных пунктах с одной аптекой будут ущемлены в своих правах, потому что горожане могут купить любой лекарственный препарат. Получается, что не только ГУПы и МУПы оказались в невыгодных условиях, но и потребители.

Эксперты напомнили, что даже бюджетники могут закупать за счет собственных средств по 223-ФЗ. "Финансируемые из бюджета организации, могут израсходовать бюджетные средства на закупки по 44-ФЗ, а если они оказывают платные услуги, то выручку с них потратить на закупки по 223-ФЗ. Процедуры проводят такие организации на основании положений о закупках, которые сами разрабатывают. Тогда как унитарные предприятия, не финансируемые из бюджета и зарабатывающие исключительно собственными усилиями, должны расходовать средства по гораздо более жестким правилам. Хотя организационно-правовая форма и предполагает предпринимательскую деятельность, в условия жесткого регулирования перевод унитарных предприятий на контрактную систему – это прямое ограничение конкуренции", - сетует Ольга Чернова.

Сейчас в России немало крупных унитарных предприятий, со структурными подразделениями. Основная их часть успешно и эффективно работает, замечает Георгий Сухадольский, координатор рабочей группы Экспертного совета при Правительстве РФ по закупкам и инвестициям. "Но поскольку это государственные и муниципальные предприятия, то соответствующий орган власти имеет право на получение в бюджет части прибыли, в установленных им размере и сроках. Об этом говорится в законе "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". Эта информация не настолько публично доступна, как отчеты открытых акционерных обществ. Учитывая разницу в сложности закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ, уже не раз озвучивалось, что переход на контрактную систему – это дополнительный стимул для акционирования ГУПов", - комментирует Т94 Георгий Сухадольский.

Что касается МУПов, их хоть и меньше, но есть маленькие аптеки, которые неплохо зарабатывают, даже в условиях конкуренции с крупными ГУПами, к которым поставщики идут охотнее. "С нового года муниципальные предприятия ожидает еще большая потеря контрагентов. С ними не хотят заключать договоры, потому что это высокая ответственность, и есть риск попасть в реестр недобросовестных поставщиков. Предприятие за неимением поставщиков в рамках 223-ФЗ могли закупить товар у единственного поставщика, а по 44-ФЗ у них такой возможности нет. Если аукцион не состоялся, потому что никто на него не пришел, то нужно разместить закупку заново и так, до бесконечности, выбирая только каждый раз новую форму. Для коммерции такой формат работы неприемлем, она не может работать в таких условиях", - подчеркнула Ольга Чернова.

В качестве золотой середины все-таки представляется разумным исключить унитарные и муниципальные предприятия из сферы действия контрактной системы. Для них вполне подходит 223-ФЗ, хотя и у него наблюдается тенденция к ужесточению правил проведения процедур. Николай Баранов подчеркнул, что если изменений в принятые акты не будет, то аптечным сетям стоит задуматься об акционировании, то есть о переводе в форму акционерного общества с госучастием. Но к акционированию не готовы власти, замечает Ольга Чернова, потому что в регионах много предприятий успешно работают. Там у населения нет проблем с приобретением лекарств, так как ими обеспечиваются даже труднодоступные районы. Причесать под одну гребенку все компании, хотя бы  косвенно имеющие отношение к государству, нельзя, уверены эксперты.

Автор: Ангелина Жукова

Источник: TORG94.

 

Комментирование будет доступно после регистрации на сайте.

Зарегистрироваться Войти