Суды: копию удостоверения на медизделие в заявке на участие в госзакупке надо представлять полностью

Заявку участника отклонили, поскольку он представил копии удостоверений на медизделия без приложений.  Контролеры признали решение заказчика...Заявку участника отклонили, поскольку он представил копии удостоверений на медизделия без приложений.

Контролеры признали решение заказчика незаконным:

- в заявке есть первые страницы удостоверения с реквизитами документа. Этого достаточно, чтобы получить всю информацию в госреестре медизделий;

- в закупке нет требования представить копию полностью.

Суды поддержали заказчика:

- в форме удостоверения указано, что оно может иметь приложение - неотъемлемую часть. Именно в нем есть все составные части и характеристики медизделия. При наличии его надо включать в заявку;

- в реестре заказчик проверяет информацию, но не собирает ее за участника. Возможность такой проверки не снимает с участника обязанность подать документы полностью;

- отсутствие возможности представить копии удостоверений с приложениями не доказали.

Документ: Постановление АС Уральского округа от 15.12.2021 по делу N А76-49554/2020

Источник: Консультант Плюс

Текст постановления Арбитражного суда Уральского округа от 15.12.2021 N Ф09-9100/21 по делу N А76-49554/2020 

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА  

ПОСТАНОВЛЕНИЕ 

от 15 декабря 2021 г. N Ф09-9100/21  

Дело N А76-49554/2020

Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2021 г. 

Постановление изготовлено в полном объеме 15 декабря 2021 г. 

Арбитражный суд Уральского округа в составе: 

председательствующего Жаворонкова Д.В., 

судей Кравцовой Е.А., Гавриленко О.Л. 

рассмотрел судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 21.04.2021 по делу N А76-49554/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2021 по тому же делу по заявлению ГКУ "Центр организации закупок Челябинской области" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области о признании незаконным решения. 

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа. 

В судебном заседании приняли участие представители: Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области - Воронкова Д.А. (доверенность от 26.01.2021); ГКУ "Центр организации закупок Челябинской области" - Пичугова Т.В. (доверенность от 08.04.2021).  

Государственное казенное учреждение "Центр организации закупок Челябинской области" (далее - заявитель, ГКУ "Центр организации закупок Челябинской области", учреждение) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - заинтересованное лицо, УФАС по Челябинской области, антимонопольный орган, Управление) о признании незаконными решение по делу от 07.10.2020 N 074/06/105-2229/2020 (1035-ж/2020), предписание от 02.10.2020 N 074/06/105-2229/2020 (1035-ж/2020). 

В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены акционерное общество "ТЭК-Торг" (далее - АО "ТЭК-Торг"), государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Областная стоматологическая поликлиника" (далее - ГБУЗ "Областная стоматологическая поликлиника"), общество с ограниченной ответственностью "МЕДИАНА-ФОРТ" (далее - ООО "Медиана-Форт"), общество с ограниченной ответственностью "Трактор" (далее - ООО "Трактор"). 

Решением суда первой инстанции от 21.04.2021 заявленные требования удовлетворены. 

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2021 решение суда оставлено в силе. 

В кассационной жалобе административный орган указывает на то, в документации об аукционе отсутствует требование предоставлении участниками заявки в составе заявки регистрационного удостоверения в полном объеме со всеми приложениями. Вместе с тем, регистрационное удостоверение в силу законодательства Российской Федерации является документом подтверждающим факт наличия регистрации изделия медицинского назначения. В указанном случае у аукционной комиссии на момент рассмотрения вторых частей заявок имелась информация, подтверждающая факт регистрации предлагаемого к поставке товара. 

Подход антимонопольного органа направлен на исключение формального отклонения участников закупки. Аукционная комиссия проверяет указанную информацию в доступном ресурсе. Аналогичным образом сформирован подход к рассмотрению документов, представленных в качестве подтверждения наличия опыта участника выполнения работ (оказания услуг) для государственных и муниципальных нужд, поскольку вся информация об исполненных контрактах находится в открытом доступе на сайте Единой информационной системе в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд. Предписание антимонопольного органа исполнено в полном объеме. По результатам исполнения предписания контракт заключен с ООО "Трактор". Следовательно, процессуальные действия, связанные с отменой предписания и восстановлением прав, в рассматриваемом случае не могут быть осуществлены. 

Учреждение в представленном отзыве просит судебные акты оставить без изменения.  

В силу ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом. 

Изучив доводы заявителя жалобы, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены решения и постановления судов. 

Как следует из материалов дела, в УФАС по Челябинской области поступила жалоба от ООО "Трактор" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на поставку эндодонтических инструментов (т. 1 л. д. 84 - 86). 

Заказчик (ГБУЗ "Областная стоматологическая поликлиника") 31.08.2020 объявил о проведении аукциона путем опубликования в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru извещения об осуществлении закупки N 0869200000220002373 (т. 1 л. д. 11 - 13). 

Начальная (максимальная) цена контракта (изв. N 08692000002200023731) определена в размере 1 144 523,70 рублей. 

Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 16.09.2020. 

В соответствии с протоколом от 17.09.2020 рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N 0869200000220002373 поступило 16 заявок (т. 1 л. д. 49 - 50). Все заявки признаны аукционной комиссией соответствующими требованиям документации о закупке, а участники допущены до дальнейшего участия в аукционе. 

Согласно протоколу от 23.09.2020 подведения итогов электронного аукциона N 0869200000220002373 победителем закупки признано ООО "Медиана-Форт" с предложением о цене контракта 280 400 рублей (т. 1 л. д. 42 - 45). 

По мнению подателя жалобы, аукционная комиссия неправомерно признала заявку ООО "Трактор" не соответствующей требованиям документации об аукционе, поскольку заявка содержит регистрационное удостоверение с реквизитами документа. Данная информация позволяет беспрепятственно получить в полном объеме все необходимые сведения, содержащиеся в государственном реестре, в том числе копию регистрационного удостоверения на предлагаемый товар. 

Решением антимонопольного органа от 07.10.2020 по делу N 074/06/105-2229/2020 (1035-ж/2020) (т. 1 л. д. 7 - 9) действия аукционной комиссии признаны нарушением пункта 1 части 6 статьи 69 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ). 

Предписанием N 074/06/105-2229/2020 (1035-ж/2020) от 02.10.2020 антимонопольным органом предписано: 

1. ГБУЗ "Областная стоматологическая поликлиника": со дня размещения в единой информационной системе в сфере закупок или получения предписания не заключать контракт по аукциону до исполнения настоящего предписания; 

2. Аукционной комиссии: 

- в срок до 13.10.2020 принять решение об отмене протокола от 23.09.2020 подведения итогов электронного аукциона N 0869200000220002373, 

- в срок до 14.10.2020 рассмотреть вторые части заявок участников закупок в соответствии с решением N 074/06/105-2229/2020 (1035-ж/2020) от 02.10.2020, принимая во внимания сведения о товаре Государственного реестра медицинских изделий, размещенного на сайте https://roszdravnadzor.gov.ru, 

- в срок до 15.10.2020 передать протоколы (решение), оформленные по итогам исполнения пунктов 2.1, 2.2 настоящего предписания, в учреждение для размещения в единой информационной системе https://roszdravnadzor.gov.ru; 

3. ГКУ "Центр организации закупок Челябинской области": 

- в срок до 19.10.2020 разместить протоколы (решение), оформленные по итогам исполнения пунктов 2.1, 2.2 настоящего предписания, в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru, 

- в подтверждение исполнения предписания в срок до 30.10.2020 в адрес антимонопольного органа представить доказательства исполнения настоящего предписания, а именно: протоколы (решения), составленные по итогам исполнения пунктов 2.1, 2.2 настоящего предписания; документы, подтверждающие размещение протоколов (решений), составленных по итогам исполнения пунктов 2.1, 2.2 настоящего предписания, в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru. 

4. АО "ТЭК-Торг": 

- с 06.04.2020 обеспечить заказчику, уполномоченному органу, аукционной комиссии возможность исполнения настоящего предписания, 

- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в аукционе, о новой дате окончания рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе; 

Не согласившись с указанным решением и предписанием, ГКУ "Центр организации закупок Челябинской области" обратилось в суд с соответствующим заявлением. 

Удовлетворяя заявленные требования, суды обеих инстанций пришли к выводу о том, вынесенное УФАС по Челябинской области решение от 07.10.2020 по делу N 074/06/105-2229/2020 (1035-ж/2020) не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя. 

Регулирование отношений, связанных с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, осуществляется на основании Федерального закона N 44-ФЗ. 

Согласно пункту 1 части 6 статьи 69 Федерального закона N 44-ФЗ заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в частности, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. 

В силу пункта 3 части 5 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. 

В соответствии с частью 4 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти, и медицинских изделий, зарегистрированных в Российской Федерации в соответствии с международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза. 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 утверждены Правила государственной регистрации медицинских изделий, в соответствии с пунктом 6 которых документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие (далее - регистрационное удостоверение). Форма регистрационного удостоверения утверждается регистрирующим органом. 

Приказом Росздравнадзора от 16.01.2013 N 40-Пр/13 утверждена форма регистрационного удостоверения на медицинское изделие, а также предусмотрено, что регистрационное удостоверение может иметь приложение, которое является его неотъемлемой частью. 

Таким образом, суды обоснованно указали на то, что при наличии у регистрационного удостоверения приложения, соответствующее регистрационное удостоверение признается представленным в полном объеме только вместе с приложением. 

Согласно подпункту 3 пункта 9 информационной карты документации об аукционе в составе заявки участником закупки предоставляется копия действующего регистрационного удостоверения Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития на медицинское изделие. 

Из аукционной документации установлено, что необходимо представить регистрационное удостоверение на медицинское изделие, то есть по смыслу указанных правовых норм в случае наличия приложения - вместе с приложением. 

Оснований для вывода об обратном с учетом конкретных обстоятельств дела у кассационной инстанции не имеется. 

Из материалов дела следует, что ООО "Трактор" в составе второй части заявки не предоставлены в полном объеме копии регистрационных удостоверений по всем позициям, а именно не представлены приложения к регистрационным удостоверениям. 

Согласно части 8 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок требованиям, указанным в пункте 1, пункте 10 (за исключением случаев проведения электронных процедур, запроса котировок) части 1 и части 1.1 (при наличии такого требования) настоящей статьи, и в отношении отдельных видов закупок товаров, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи, если такие требования установлены Правительством Российской Федерации. Комиссия по осуществлению закупок вправе проверять соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 3 - 5, 7 - 9, 11 части 1 настоящей статьи, а также при проведении электронных процедур, запроса котировок требованию, указанному в пункте 10 части 1 настоящей статьи. Комиссия по осуществлению закупок не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям, за исключением случаев, если указанные требования установлены Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи. 

Согласно части 1 статьи 69 Федерального закона N 44-ФЗ аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Федерального закона N 44-ФЗ, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе. 

Согласно части 2 статьи 69 Федерального закона N 44-ФЗ аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. 

В соответствии с частью 6 статьи 69 Федерального закона N 44-ФЗ заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае: 

1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе; 

2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ; 

3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе. 

Факт несоответствия заявки ООО "Трактор" требованиям, установленным документацией, подтвержден материалами дела и сторонами по существу не оспаривается. 

В обоснование доводов апелляционной и кассационной жалоб ее податель указывает, что результаты аукциона подтверждают необоснованность отклонения заявителя, поскольку фактически заявка содержала предложение о поставке соответствующего товара, при этом представленные копии регистрационных удостоверений позволяют сделать вывод о регистрации предлагаемых к поставке изделий медицинского назначения. Кроме того, в документации об аукционе отсутствует требование о предоставлении участниками заявки в составе заявки регистрационного удостоверения в полном объеме со всеми приложениями. Вместе с тем, регистрационное удостоверение в силу законодательства Российской Федерации является документом подтверждающим факт наличия регистрации изделия медицинского назначения. В указанном случае у аукционной комиссии на момент рассмотрения вторых частей заявок имелась информация, подтверждающая факт регистрации предлагаемого к поставке товара. 

Указанные доводы были предметом рассмотрения апелляционной инстанции и обоснованно отклонены, поскольку по смыслу Федерального закона N 44-ФЗ на аукционную комиссию не возложена обязанность по сбору информации в полном объеме о медицинских изделиях, вместе с тем, именно на участнике закупки лежит обязанность по представлению заявки, соответствующей требованиям, установленным документацией. 

Иное толкование Федерального закона N 44-ФЗ может привести к нарушению публичных интересов в сфере осуществления государственных закупок, нарушения принципов открытости и прозрачности закупок, созданию предпосылок по злоупотреблению комиссией по осуществлению закупок требований своими полномочиями, связанными с вольным толкованием содержания заявок на участие в закупке. 

Посредством государственного реестра медицинских изделий аукционная комиссия может лишь проверить представленные сведения, а не осуществлять сбор таких сведений за участника закупки. Возможность аукционной комиссии проверить представленную участником закупки информацию в соответствующем государственном реестре не снимает с участника закупки обязанности по представлению документов в полном объеме. 

Таким образом, суды обоснованно указали, что антимонопольный орган, признавая в действиях аукционной комиссии нарушение пункта 1 части 8 статьи 69 Федерального закона N 44-ФЗ, не привел правового обоснования обязанности аукционной комиссии при представлении участником закупки документов не в полном объеме осуществлять сбор и проверку заявленных сведений. 

Учитывая изложенное, заявленные требования учреждения удовлетворены правомерно. 

Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, по существу сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судами обстоятельств. 

Нарушений и неправильного применения норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены обжалуемых судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено. 

С учетом изложенного и исходя из конкретных фактических обстоятельств дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы. 

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд  

постановил:  

решение Арбитражного суда Челябинской области от 21.04.2021 по делу N А76-49554/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области - без удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.  

Председательствующий

Д.В.ЖАВОРОНКОВ 

Судьи 

Е.А.КРАВЦОВА

О.Л.ГАВРИЛЕНКО

Комментирование будет доступно после регистрации на сайте.

Зарегистрироваться Войти