Суд пояснил, когда госзаказчик вправе оценивать материально-технические ресурсы участников.

Заказчики проводили совместный конкурс на поставку продуктов питания. Оценивался в том числе показатель "обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами".   АС Северо-Западного округа указал: при закупке товаров этот показатель...Заказчики проводили совместный конкурс на поставку продуктов питания. Оценивался в том числе показатель "обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами".
 
АС Северо-Западного округа указал: при закупке товаров этот показатель применять нельзя. Он предназначен для закупок работ или услуг, что следует из полного названия показателя в Правилах оценки заявок.
 
Исходя из позиции суда заказчик не должен использовать при закупке товаров и такой показатель, как квалификация трудовых ресурсов. В его полном названии также есть указание только на работы и услуги.
 
Документ: Постановление АС Северо-Западного округа от 01.03.2018 по делу N А56-22066/2017
 
 
Текст постановления Арбитражного суда Северо-Западного округа от 01.03.2018 по делу N А56-22066/2017
 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
 
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 марта 2018 г. по делу N А56-22066/2017
 
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Подвального И.О., судей Кудина А.Г., Савицкой И.Г., при участии от администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области Глинкевича Р.В. (доверенность от 21.12.2017 N 190/1.0-22), от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области Хрущ В.Д. (доверенность от 25.09.2017 N 199), от государственного предприятия Ленинградской области "Фонд имущества Ленинградской области" Петровой А.А. (доверенность от 21.02.2018 N 7), рассмотрев 26.02.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.08.2017 (судья Денисюк М.И.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2017 (судьи Юрков И.В., Протас Н.И., Сомова Е.А.) по делу N А56-22066/2017,
 
установил:
 
Администрация муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области (место нахождения: 188643, Ленинградская обл., г. Всеволожск, Колтушское шоссе, 138, ОГРН 1064703000911, ИНН 4703083640; далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (место нахождения: 191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, 3, ОГРН 1089847323026, ИНН 7840396953; далее - управление, УФАС) от 19.01.2017 по делу N 61-03-218-РЗ/17 и вынесенного на основании этого решения предписания УФАС от 19.01.2017 по тому же делу.
Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида N 59" (место нахождения: 188661, Ленинградская обл., Всеволожский р-н, д. Новое Девяткино, 96А, ОГРН 1024700559806, ИНН 4703040438; далее - МДОУ "ДСКВ N 59"), муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение "Детский сад комбинированного вида N 61" Медвежий Стан" (место нахождения: 188662, Ленинградская обл., Всеволожский р-н, Мурино, Оборонная ул., 16, ОГРН 1024700559740, ИНН 4703031610; далее - МДОБУ "ДСКВ N 61"), муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение "Ново-Девяткинский детский сад комбинированного вида N 1" (место нахождения: 188661, Ленинградская обл., Всеволожский р-н, д. Новое Девяткино, Лесная ул., 8, ОГРН 1144703003268, ИНН 4703141732; далее - МДОБУ "Ново-Девяткинский ДСКВ N 1"), муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение "Кузьмоловский детский сад комбинированного вида" (место нахождения: 188663, Ленинградская обл., Всеволожский р-н, п. Кузьмоловский, ул. Победы, 10, ОГРН 1024700559729, ИНН 4703031666; далее - МДОБУ "Кузьмоловский ДСКВ"), муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа "Токсовский центр образования" (место нахождения: 188664, Ленинградская обл., Всеволожский р-н, п. Токсово, ул. Дорожников, 1, ОГРН 1024700561610, ИНН 4703032155; далее - МОУ "СОШ "ТЦО"), государственное предприятие Ленинградской области "Фонд имущества Ленинградской области" (место нахождения: 188643, Ленинградская обл., г. Всеволожск, Колтушское шоссе, 138А, ОГРН 1124703000487, ИНН 4703126082; далее - ГП ЛО "Фонд имущества ЛО") и открытое акционерное общество "БЗУ" (место нахождения: 195009, Санкт-Петербург, Кондратьевский пр., 14, ОГРН 1047806027763, ИНН 7804181470; далее - ОАО "БЗУ").
Решением суда от 04.08.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 03.10.2017, администрации отказано в удовлетворении заявления.
В кассационной жалобе ее податель просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение. Администрация полагает, что при рассмотрении дела судами не исследованы все значимые обстоятельства и неправильно применены (истолкованы) положения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ, Закон), по всем рассмотренным управлением эпизодам внеплановой проверки.
Представители третьих лиц - МДОУ "ДСКВ N 59", МДОБУ "ДСКВ N 61", МДОБУ "Ново-Девяткинский ДСКВ N 1", МДОБУ "Кузьмоловский ДСКВ", МОУ "СОШ "ТЦО" и ОАО "БЗУ", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
В судебном заседании представители администрации и ГП ЛО "Фонд имущества ЛО" поддержали доводы жалобы, а представитель управления отклонил их.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, 22.12.2016 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru администрация разместила извещение и документацию о проведении совместного конкурса с ограниченным участием на комплексное обеспечение продуктами питания муниципальных учреждений, подведомственных администрации в 2017 году (реестровый номер закупки 0145300005216000515).
Заказчиками по указанной закупке являются МДОУ "ДСКВ N 59", МДОБУ "ДСКВ N 61", МДОБУ "Ново-Девяткинский ДСКВ N 1", МДОБУ "Кузьмоловский ДСКВ", МОУ "СОШ "ТЦО"; уполномоченным органом - администрация.
Закупка проведена уполномоченным органом в форме совместного конкурса с ограниченным участием в соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ.
Комиссией УФАС на основании жалобы ОАО "БЗУ" на несоответствие документации о закупке действующему законодательству (вх. N 218 от 12.01.2017) в порядке статьи 99 Закона о контрактной системе проведена внеплановая проверка.
Решением УФАС от 19.01.2017 по делу N 61-03-218-РЗ/17 жалоба ОАО "БЗУ" признана обоснованной в части (пункт 1); в действиях заказчика признаны нарушения пункта 1 части 1 статьи 30, части 8 статьи 32, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 9 части 1 статьи 50, части 3.1 статьи 53 Закона N 44-ФЗ (пункт 2); также решено выдать заказчику предписание об устранении допущенных нарушений (пункт 3); передать должностному лицу УФАС материалы дела для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении (пункт 4).
Ввиду специфики совместного конкурса в решении единым заказчиком упомянуты муниципальные дошкольные образовательные учреждения Всеволожского муниципального района Ленинградской области.
На основании этого решения управление выдало предписание от 19.01.2017 об устранении выявленных нарушений; заказчику предписано в срок до 07.02.2017 аннулировать соответствующий конкурс, разместить об этом информацию на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок, сообщить в УФАС об исполнении предписания в срок до 09.02.2017.
Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, администрация обратилась в арбитражный суд.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и указали на наличие у управления в данном случае правовых и фактических оснований для принятия оспариваемого решения и выдачи оспариваемого предписания.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям административного судопроизводства (статьи 198, 200, 201 АПК РФ).
При рассмотрении спора по существу суды правомерно исходили из принципов и целей правового регулирования закупочной деятельности (часть 1 статьи 1, статья 6 Закона о контрактной системе), приоритета конкурентных способов осуществления закупок (статья 24 Закона) и руководствовались следующим.
Под конкурсом с ограниченным участием понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор (часть 1 статьи 56 Закона).
В соответствии с частью 3 статьи 56 Закона N 44-ФЗ при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных названной статьей.
Вместе с тем в силу части 1 статьи 25 Закона N 44-ФЗ при осуществлении двумя и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы. Права, обязанности и ответственность заказчиков при проведении совместных конкурсов или аукционов определяются соглашением сторон, заключенным в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом. Контракт с победителем либо победителями совместных конкурса или аукциона заключается каждым заказчиком.
Организатором совместных конкурса или аукциона выступает уполномоченный орган, уполномоченное учреждение в случае наделения их полномочиями в соответствии со статьей 26 Закона либо один из заказчиков, если таким уполномоченному органу, уполномоченному учреждению либо заказчику другие заказчики передали на основании соглашения часть своих полномочий на организацию и проведение совместных конкурса или аукциона (часть 2 статьи 25 Закона).
Порядок проведения совместных конкурсов и аукционов устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 25 Закона).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1088 утвержден Порядок проведения совместных конкурсов и аукционов (далее - Порядок).
Согласно подпункту "б" пункта 6 Порядка в целях проведения совместного конкурса или аукциона организатор разрабатывает и размещает в единой информационной системе в сфере закупок извещение об осуществлении закупки, разрабатывает и направляет приглашение принять участие в закрытом конкурсе или аукционе, а также разрабатывает и утверждает документацию, подготовленные в соответствии с Законом. Начальная (максимальная) цена, указываемая в таких извещении, приглашении и документации по каждому лоту, определяется как сумма начальных (максимальных) цен контрактов каждого заказчика, при этом обоснование такой цены содержит обоснование начальных (максимальных) цен контрактов каждого заказчика.
В статье 30 Закона N 44-ФЗ определены порядок и условия участия субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в закупках.
В силу пункта 1 части 1 статьи 30 Закона N 44-ФЗ заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 названной статьи, путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.
Применительно к рассматриваемому случаю суды обоснованно сочли, что при осуществлении совместной закупки, начальная (максимальная) цена которой составляет более двадцати миллионов рублей, заказчик не вправе установить ограничение участников закупки только из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. Иное толкование противоречит пункту 1 части 1 статьи 30 Закона N 44-ФЗ, целям ограничения по цене контракта для субъектов малого бизнеса, поскольку по результатам проведения совместного конкурса победителем заключаются контракты со всеми заказчиками на общую сумму закупки.
Согласно разделу 14 части II конкурсной документации участниками конкурса могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
В пункте 1.2 раздела 1 части II конкурсной документации определена начальная (максимальная) цена контрактов: контракт N 1 - 9 180 664,01 руб.; контракт N 2-14 893 388,70 руб.; контракт N 3 - 5 119 943,12 руб.; контракт N 4 - 12 053 136,48 руб.; контракт N 5 - 8 090 512,23 руб.; итого: 49 328 644,54 руб.
Закупка проводится по одному лоту; следовательно, на участие в конкурсе одним участником может быть подана только одна заявка; победителем в определении поставщика может быть только один участник.
При таких обстоятельствах суды правомерно согласились с выводом УФАС о том, что действия заказчиков и уполномоченного органа не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 30 Закона N 44-ФЗ, поскольку начальная (максимальная) цена контракта, установленная в конкурсной документации, превышает 20 миллионов рублей.
По второму эпизоду проверки суды констатировали следующее.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона N 44-ФЗ конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом.
В силу части 8 статьи 32 Закона N 44-ФЗ порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
Согласно пункту 1 Правил они определяют порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки.
"Оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены (пункт 3 Правил).
В целях Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:
цена контракта;
расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;
стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных пунктом 5 Правил;
предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;
б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (пункт 4 Правил).
Как указано в пункте 27 Правил, показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Судами проанализированы приведенные пункты Правил (в связи с пунктами 10, 11 и 13 Правил), а равно значимыми положениями конкурсной документации.
В разделе 11 части II конкурсной документации установлены критерии оценки заявок и порядок рассмотрения и оценки заявок; в пункте 11.3 установлен порядок оценки заявок по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Согласно тому же пункту 11.3 в рамках указанного критерия установлены показатели "Деловая репутация участника конкурса" (коэффициент значимости 0,30) и "Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг" (коэффициент значимости 0,70).
Исходя из буквальной трактовки подпункта "в" пункта 27 Правил УФАС признало, что установление показателя "обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг" допускается только при оказании услуг или выполнении работ.
Поскольку предметом спорной закупки является заключение контракта на поставку товаров, установленные в конкурсной документации показатели не соответствует пункту 27 Правил, что свидетельствует о нарушении части 8 статьи 32, пункта 9 части 1 статьи 50 Закона N 44-ФЗ, выразившемся в ненадлежащем установлении критериев оценки заявок на участие в конкурсе.
Суды согласились с выводами управления в соответствующей части.
Кассационная инстанция считает, что администрацией и заказчиком (заказчиками) с учетом предмета и условий контракта, договорных обязанностей поставщика, не подтверждена объективная потребность в установлении означенного выше второго показателя "Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг". Тем самым не раскрыто оправданное ограничение круга потенциальных участников закупки.
В рамках показателя "Деловая репутация участника конкурса" оценивается количество положительных отзывов, полученных участником от государственных или муниципальных заказчиков за надлежаще исполненные контракты (договоры) на оказание услуг по поставке продуктов питания за 2014-2015 года, цена которых не менее 10% от начальной (максимальной) цены контракта, на право заключения которого проводится конкурс с ограниченным участием (подпункт 11.3.1 раздела 11 части II конкурсной документации).
Начисление баллов по показателю "Деловая репутация участника конкурса" производится в соответствии с приведенной в означенном подпункте шкалой оценки.
Сведения по показателю "Деловая репутация участника конкурса" должны быть представлены по форме в соответствии с Приложением N 6 к специальной части конкурсной документации. В случае отсутствия формы, предусмотренной Приложением N 6 к специальной части конкурсной документации или отсутствия в ней каких-либо сведений, предусмотренных такой формой, о соответствующем отзыве, такой отзыв не будет учтен при оценке баллов по показателю "Деловая репутация участника конкурса". В случае выявления в предоставленных документах недостоверной или неполной информации, начисление баллов по показателю "Деловая репутация участника конкурса" не производится.
Сведения, указанные в форме в соответствии с Приложением N 6 к специальной части конкурсной документации, должны подтверждаться входящими в состав конкурсной заявки копиями отзывов от государственных или муниципальных заказчиков за надлежащее исполнение контракта, договора на оказание услуг по поставке продуктов питания за 2014-2015 года, цена которых не менее 10% от начальной (максимальной) цены контракта, на право заключения которого проводится конкурс с ограниченным участием.
Сведения, содержащиеся в отзыве, должны в обязательном порядке подтверждаться входящими в состав заявки Участника копиями следующих документов: надлежаще исполненного контракта (договора) со всеми приложениями, дополнениями, изменениями и документа (документов) о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги предусмотренных контрактом (договором), а также скриншотами вкладок "Информация о контракте" и "Информация о платежах и объекте закупки" из карточки соответствующего контракта, находящегося в едином реестре государственных и муниципальных контрактов, расположенного на официальном сайте http://zakupki.gov.ru (если информация о контракте (договоре) содержится на сайте). В случае отсутствия в составе заявки участника копий всех документов, предусмотренных конкурсной документацией, подтверждающих сведения о соответствующем отзыве, такой отзыв не будет учтен при оценке баллов по показателю "Деловая репутация участника конкурса".
В рамках показателя "Деловая репутация участника конкурса" оцениваются исключительно положительные отзывы, полученные по итогу надлежащего исполнения контрактов (договоров), которые заключены на 2014 и (или) 2015 года и оплачены получателями услуг.
Положительные отзывы на частичное исполнение услуг по контракту (договору) или полученные в количестве более одного за оказание услуг по одному и тому же контракту (договору), для расчета баллов по показателю "Деловая репутация участника конкурса" учитываться не будут. Если положительный отзыв выдан на несколько контрактов (договоров), то заказчик будет учитывать его как один отзыв, при условии, что он должен быть подтвержден копиями всех контрактов (договоров), содержащихся в нем и удовлетворяющих условиям конкурсной документации. Информация, содержащаяся в отзыве, должна содержать положительное мнение заказчика в отношении участника закупки в части исполнения им обязательств по соответствующему контракту (договору), позволять идентифицировать контракт (договор) по результатам исполнения которого он выдан, организацию выдавшую отзыв и руководителя организации, подписавшего отзыв, в противном случае такой отзыв не будет учтен в целях начисления баллов по данному показателю.
Надлежаще исполненным контрактом (договором) считается контракт (договор), обязательства по которому в соответствии с его условиями полностью исполнены участником, оплачены получателем услуг, отсутствуют судебные разбирательства или решения, вынесенные не в пользу участника.
Оценив приведенные положения конкурсной документации, управление и суды учли следующее.
В отношении участников конкурса с ограниченным участием наряду с требованиями, установленными частью 1, частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона, предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона. При этом дополнительные требования применяются для осуществления предквалификационного отбора и не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием (часть 4 статьи 56 Закона).
В качестве дополнительных требований в Законе указаны требования к опыту работы, связанному с предметом контракта, и деловой репутации (пункт 3 части 2 статьи 31 Закона).
Согласно пункту 7.6 раздела 7 части II конкурсной документации заявка, представленная участником, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, или заверенные участником закупки копии таких документов (согласно требованиям пункта 4.2 раздела 4 части II конкурсной документации): копию (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и документа (документов) о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги (в соответствии с требованиями пункта 4.2.1 раздела 4 части II конкурсной документации).
Как указали управление и суды, заказчиками и администрацией допущена подмена понятий, в рамках показателя "Деловая репутация участника конкурса" фактически будет оцениваться соответствие участника требованию "опыт работы, связанный с предметом контракта"; требование "опыт работы, связанный с предметом контракта" относится к дополнительным требованиям, указанным в пункте 3 части 2 статьи 31 Закона и применяющимся для осуществления предквалификационного отбора. Таковые не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием.
Изложенное также свидетельствует о ненадлежащем установлении критериев оценки заявок на участие в конкурсе (о нарушении части 8 статьи 32, пункта 9 части 1 статьи 50 Закона).
По третьему эпизоду проверки суды также поддержали управление.
В силу части 3.1 статьи 53 Закона N 44-ФЗ в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником конкурса в соответствии с частью 2 статьи 51 Закона, конкурсная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в конкурсе на любом этапе его проведения.
Аналогичное условие закреплено в пункте 5.4 раздела 5 части I конкурсной документации.
Вместе с тем в разделе 11 части II конкурсной документации установлено, что в случае выявления в предоставленных документах недостоверной информации начисление баллов по показателю "Деловая репутация участника конкурса", "Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг" критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" не производится.
УФАС обоснованно сочло, что данная формулировка противоречит пункту 5.4 раздела 5 части I конкурсной документации, а также части 3.1 статьи 53 Закона N 44-ФЗ.
Ввиду означенной недостоверной информации участник должен быть отстранен от участия в конкурсе на любом этапе его проведения, то есть заявка такого участника должна быть отклонена (притом что исходя из положений раздела 11 части II конкурсной документации такому участнику лишь не начисляются баллы по соответствующему показателю).
По четвертому эпизоду проверки суды удостоверились в следующем.
Согласно части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер; в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости) (пункт 1). Заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии (пункт 2).
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 названной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Закона N 44-ФЗ).
В рамках конкурсной процедуры определено, что заявка участника должна содержать "Предложение об объекте закупки" (по форме приложения N 3 к специальной части) (пункт 7.7 раздела 7 части II); в разделе 16 части II конкурсной документации установлена инструкция по заполнению данной формы.
Так, участнику надлежит указывать следующие сведения: в графе 1 участником закупки указывается порядковый номер записи в таблице; в графе 2 участник закупки указывает сведения о номере позиции товара, соответствующего номеру товара в приложениях N 1.1 - 1.5 к части III "Техническое задание" конкурсной документации; графа 3 должна содержать наименование предлагаемого к поставке товара с указанием страны происхождения товара; графа 4 должна содержать перечень нормативных документов, соответствие которым обеспечивает участник закупки, и ссылка на которые содержится в приложениях N 1.1 - 1.5 к части III "Техническое задание" конкурсной документации; графа 5 должна содержать конкретное предложение участника по фасовке товара и особые условия (соответствие требованиям к составу пищевых продуктов); в графе 6 указывается цена за единицу товара.
Предложение участника закупки должно носить однозначный характер и не допускать двусмысленных толкований. Предложение участника закупки должно быть конкретным и не должно содержать слов "более", "менее", "не более", "не менее", "обязан", "должен", "не должен", "должен быть", "не должен быть" и их производных, не позволяющих однозначно определить предложение участника закупки в отношении предмета закупки. Участник должен использовать общепринятые обозначения и наименования в соответствии с требованиями действующих нормативных документов для того, чтобы заказчик имел возможность оценить предложение участника на соответствие требованиям, указанным в техническом задании конкурсной документации.
В случае установления в приложениях N 1.1 - 1.5 к части III "Техническое задание" конкурсной документации требования к числовому значению фасовки с использованием слова "до" участник закупки обязан указать конкретное числовое значение фасовки, равное или меньшее установленному в Приложениях N 1.1 - 1.5 к части III "Техническое задание" конкурсной документации числовому значению фасовки без использования слова "до". При описании объекта закупки участник также должен дать свое предложение в части описания порядка осуществления поставки продуктов питания, установленного в разделах 2 - 3 части III "Техническое задание" конкурсной документации. Участник производит описание своего предложения в строгом соответствии с разделами 2 - 3 части III "Техническое задание" конкурсной документации, оформляя его приложением к форме "Предложение об объекте закупки", являющейся приложением N 3 к специальной части конкурсной документации.
Оценив содержание приложений N 1.1 - 1.5 (спецификации) технического задания, где заказчиком установлены требования к товарам, управление и суды установили, что в каждом таком приложении содержатся позиции с товаром, который согласно спецификации поставлять не требуется (в графе 8 "Общий объем поставки" указано значение "0").
Ввиду отсутствия в инструкции по заполнению заявок условий, позволяющих участникам не заполнять те или иные графы, товары, позиции, при подаче заявки и заполнении формы "Предложение об объекте закупки" участникам надлежит указывать конкретные показатели по всем без исключения товарным позициям, указанным в спецификациях (приложениях N 1.1 - 1.5).
Поскольку заказчиком установлены требования к товарам, которые не требуются к поставке и не являются объектом закупки, подобное описание объекта закупки не может быть признано объективным (оно по сути провоцирует к сугубо формальной ошибке).
Поэтому управление и суды правомерно признали в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ.
В рассматриваемом случае антимонопольный орган подтвердил соответствие оспариваемых решения и предписания закону, конкретным нормам, целям и принципам Закона о контрактной системе.
Оспариваемые решение и предписание УФАС отвечают критериям обоснованности и исполнимости, не нарушают права и законные интересы администрации в экономической сфере.
Основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
 
постановил:
 
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.08.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2017 по делу N А56-22066/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области - без удовлетворения.
 
Председательствующий
И.О.ПОДВАЛЬНЫЙ
 
Судьи
А.Г.КУДИН
И.Г.САВИЦКАЯ

Комментирование будет доступно после регистрации на сайте.

Зарегистрироваться Войти