Росимущество объявило поход на ФГУПы. В ведомстве согласны с их неэффективностью.

Институт федеральных государственных унитарных предприятий неэффективен, необходимо ввести нормативный запрет на создание новых ФГУПов, полагают в Росимуществе. В целом необходимо совершенствовать систему корпоративного управления. О таких идеях сообщит сегодня глава Росимущества Дмитрий Пристансков в ходе итоговой коллегии за 2016 год.  “Ъ” ознакомился с материалами Росимущества к годовой коллегии за 2016 год. Напомним, это ведомство отвечает за федеральное имущество и его приватизацию, а также за корпоративное управление в госкомпаниях. Конкретных сроков и механизмов введения запрета на создание новых ФГУПов не указано. Отметим, предложение возникло на фоне медленных темпов сокращения числа унитарных предприятий. На 1 января 2017 года ФГУПов было 1141, тогда как на ту же дату 2015 года — 1178. В 2017 году нужно будет добиться сокращения числа ФГУПов, основанных на праве хозяйственного ведения, на 20%, считают в ведомстве. Ранее Дмитрий Пристансков заявлял, что к 2018 году его ведомство должно полностью завершить реорганизацию ФГУПов — часть должна быть акционирована, а предприятия, необходимые для государственных целей, преобразованы в бюджетные учреждения (см. “Ъ” от 15 августа 2016 года).  Отметим, в Белом доме нет единого мнения о судьбе ФГУПов и унитарных предприятий: ФАС ранее винила их в монополизации экономики и предлагала согласовывать их создание, но эти предложения отклонила Госдума. На экономическую неэффективность ФГУПов указывали в Счетной палате и «Открытом правительстве». Вместе с тем многие ведомства стараются сохранить подведомственные им унитарные предприятия. В конце 2016 года 64 ФГУПа, важных «для обороны и безопасности» (государственных СМИ, оборонных и фармацевтических предприятий), были выведены из-под ужесточения контроля их закупок, сохранив возможность использовать более мягкий закон о закупках госкомпаний вместо закона о госзакупках.  В целом необходимо «переопределить систему управления государственными активами», отмечают в Росимуществе, указывая на недостаточную эффективность действующих корпоративных процедур. Среди возможных мер — «повышение прозрачности, например независимые директора, общественные советы». При этом само Росимущество фиксирует: число независимых директоров в АО с госучастием снизилось (с 393 в 2015 году до 189 в 2016-м в компаниях, не включенных в специальный перечень с контрольным и блокирующим участием государства).  Кроме того, в ведомстве считают, что нужно активнее выяснять целевые функции компаний (изучать работу предприятия и профильного ведомства в поисках ответа на вопрос, нужен ли государству такой актив). Без знания целевого назначения, говорится в презентации ведомства, государство обременяется ненужными активами и упускает выгоду от их использования (что приводит к коррупционным рискам) — поэтому их нужно либо развивать, либо передать их в частные руки. В 2016 году целевые функции удалось определить для 100% ФГУПов (хотя в плане было 60%) и для 49% федеральных государственных учреждений (по плану 5%).  При этом в Росимуществе допускают рост доли госслужащих в органах управления и контроля АО с государственным участием — по планам агентства, она должна составить в 2017 году не более 50%, хотя в 2016 году их было меньше 30%.  Не полностью выполнило Росимущество и план приватизации крупнейших объектов — в 2016 году таких сделок должно было пройти не менее четырех, по факту их оказалось три (АЛРОСА, «Башнефть» и «Роснефть»). Ранее в Минэкономики, курирующем Росимущество, отмечали, что для крупнейших сделок может быть целесообразно ждать более благоприятных условий. В Росимуществе же намерены добиваться от «большой приватизации», которая в 2016 году принесла чуть меньше 400 млрд руб., прозрачности и роста финансовой отдачи.  Доходы же от малой приватизации в 2016 году, по данным Росимущества, превысили планы (8,5 млрд руб.) на 0,9 млрд руб.. Годом ранее малая приватизация принесла в казну 7,3 млрд руб. Среди проблем в Росимуществе называют непрозрачность и акцент на продажу недвижимости, а не бизнеса, предлагая вести постприватизационный мониторинг и продавать «бизнес-единицы» вместо недвижимости. Кроме того, Росимущество будет настаивать на использовании в малой приватизации многофункциональных центров, реформировании системы продаж и внедрении электронных торгов. Напомним, ранее Минэкономики предложило перевести в электронный вид все торги по приватизации и аренде государственного и муниципального имущества и увязать их с госзакупками (см. “Ъ” от 10 февраля).  Автор: Софья Окунь  Источник: КОММЕРСАНТЪИнститут федеральных государственных унитарных предприятий неэффективен, необходимо ввести нормативный запрет на создание новых ФГУПов, полагают в Росимуществе. В целом необходимо совершенствовать систему корпоративного управления. О таких идеях сообщит сегодня глава Росимущества Дмитрий Пристансков в ходе итоговой коллегии за 2016 год.

“Ъ” ознакомился с материалами Росимущества к годовой коллегии за 2016 год. Напомним, это ведомство отвечает за федеральное имущество и его приватизацию, а также за корпоративное управление в госкомпаниях. Конкретных сроков и механизмов введения запрета на создание новых ФГУПов не указано. Отметим, предложение возникло на фоне медленных темпов сокращения числа унитарных предприятий. На 1 января 2017 года ФГУПов было 1141, тогда как на ту же дату 2015 года — 1178. В 2017 году нужно будет добиться сокращения числа ФГУПов, основанных на праве хозяйственного ведения, на 20%, считают в ведомстве. Ранее Дмитрий Пристансков заявлял, что к 2018 году его ведомство должно полностью завершить реорганизацию ФГУПов — часть должна быть акционирована, а предприятия, необходимые для государственных целей, преобразованы в бюджетные учреждения (см. “Ъ” от 15 августа 2016 года).

Отметим, в Белом доме нет единого мнения о судьбе ФГУПов и унитарных предприятий: ФАС ранее винила их в монополизации экономики и предлагала согласовывать их создание, но эти предложения отклонила Госдума. На экономическую неэффективность ФГУПов указывали в Счетной палате и «Открытом правительстве». Вместе с тем многие ведомства стараются сохранить подведомственные им унитарные предприятия. В конце 2016 года 64 ФГУПа, важных «для обороны и безопасности» (государственных СМИ, оборонных и фармацевтических предприятий), были выведены из-под ужесточения контроля их закупок, сохранив возможность использовать более мягкий закон о закупках госкомпаний вместо закона о госзакупках.

В целом необходимо «переопределить систему управления государственными активами», отмечают в Росимуществе, указывая на недостаточную эффективность действующих корпоративных процедур. Среди возможных мер — «повышение прозрачности, например независимые директора, общественные советы». При этом само Росимущество фиксирует: число независимых директоров в АО с госучастием снизилось (с 393 в 2015 году до 189 в 2016-м в компаниях, не включенных в специальный перечень с контрольным и блокирующим участием государства).

Кроме того, в ведомстве считают, что нужно активнее выяснять целевые функции компаний (изучать работу предприятия и профильного ведомства в поисках ответа на вопрос, нужен ли государству такой актив). Без знания целевого назначения, говорится в презентации ведомства, государство обременяется ненужными активами и упускает выгоду от их использования (что приводит к коррупционным рискам) — поэтому их нужно либо развивать, либо передать их в частные руки. В 2016 году целевые функции удалось определить для 100% ФГУПов (хотя в плане было 60%) и для 49% федеральных государственных учреждений (по плану 5%).

При этом в Росимуществе допускают рост доли госслужащих в органах управления и контроля АО с государственным участием — по планам агентства, она должна составить в 2017 году не более 50%, хотя в 2016 году их было меньше 30%.

Не полностью выполнило Росимущество и план приватизации крупнейших объектов — в 2016 году таких сделок должно было пройти не менее четырех, по факту их оказалось три (АЛРОСА, «Башнефть» и «Роснефть»). Ранее в Минэкономики, курирующем Росимущество, отмечали, что для крупнейших сделок может быть целесообразно ждать более благоприятных условий. В Росимуществе же намерены добиваться от «большой приватизации», которая в 2016 году принесла чуть меньше 400 млрд руб., прозрачности и роста финансовой отдачи.

Доходы же от малой приватизации в 2016 году, по данным Росимущества, превысили планы (8,5 млрд руб.) на 0,9 млрд руб.. Годом ранее малая приватизация принесла в казну 7,3 млрд руб. Среди проблем в Росимуществе называют непрозрачность и акцент на продажу недвижимости, а не бизнеса, предлагая вести постприватизационный мониторинг и продавать «бизнес-единицы» вместо недвижимости. Кроме того, Росимущество будет настаивать на использовании в малой приватизации многофункциональных центров, реформировании системы продаж и внедрении электронных торгов. Напомним, ранее Минэкономики предложило перевести в электронный вид все торги по приватизации и аренде государственного и муниципального имущества и увязать их с госзакупками (см. “Ъ” от 10 февраля).

Автор: Софья Окунь

Источник: КОММЕРСАНТЪ

Комментирование будет доступно после регистрации на сайте.

Зарегистрироваться Войти