Разъяснение ФАС России для территориальных органов ведомства о применении 15% ценовой преференции и иных механизмов импортозамещения

Если на закупках невозможно применить механизмы импортозамещения, то заказчик должен использовать ценовую преференцию.   ФАС России разъясняет для территориальных органов ведомства практику рассмотрения жалоб и проведения проверок при применении ст.14 Закона о контрактной системе (44-ФЗ) о национальном режиме при...Если на закупках невозможно применить механизмы импортозамещения, то заказчик должен использовать ценовую преференцию.
 
ФАС России разъясняет для территориальных органов ведомства практику рассмотрения жалоб и проведения проверок при применении ст.14 Закона о контрактной системе (44-ФЗ) о национальном режиме при осуществлении закупок и Приказа Минфина России № 126н, предусматривающем установление 15% ценовой преференции для российской продукции (и продукции из стран ЕАЭС) по отношению к иностранной.
 
В случае неприменения нормативных правовых актов, ограничивающих допуск иностранной продукции на закупку, в виду отсутствия оснований для их применения, заказчик должен применить 15% ценовую преференцию в соответствии с Приказом Минфина России № 126н к заявкам участников, предложивших товар российского происхождения или товар из стран ЕАЭС.
 
«В целях формирования единообразной практики территориальным органам и центральному аппарату ФАС России необходимо руководствоваться этим подходом при рассмотрении жалоб и проведении внеплановых проверок», - отметил заместитель руководителя ФАС России Михаил Евраев.
 
Полный текст разъяснения доступен по ссылке.

Источник: ФАС России

Текст письма Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 01.10.2020 № ИА/85042/20 "О применении положений нормативных правовых актов, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 14 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" и приказа Минфина России от 04.06.2018 №126н".

Руководителям территориальных 

органов ФАС России

Уважаемые коллеги!

Федеральная     антимонопольная    служба    (далее ФАС  России) в связи с поступающими вопросами о применении положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 14 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О    контрактной    системе    в    сфере    закупок    товаров,    работ,    услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) и устанавливающих  ограничения  допуска  товаров,  происходящих  из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами,  для  целей  осуществления  закупок (далее            нормативные    правовые    акты    об    ограничениях    допуска), и   Приказа   Минфина   России   от   04.06.2018   №    12бн   (далее   -      Приказ № 12бн), а также в целях формирования единообразной практики применения положений Закона о контрактной системе на основании пункта 5.4 постановления   Правительства   Российской   Федерации   от  30.06.2004 № 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе» направляет информационное письмо о следующем.

ФАС России в письме от 16.09.2020 № ИА/80326/20 по вопросу применения законодательства о контрактной системе в части осуществления закупок на проведение энергоэффективных мероприятий предложен общий подход к случаям последовательного применения нормативных правовых актов об ограничениях допуска и Приказа № 126н (ценовые преференции).

Согласно указанному подходу, в случае неприменения нормативных правовых актов об ограничениях допуска, в связи с тем, что отсутствуют основания для их применения, установленные законодательством о контрактной системе, комиссией заказчика должны применяться преференции в соответствии с Приказом № 126н к заявкам участников, предложивших товар российского происхождения или товар из стран Евразийского экономического союза.

Учитывая изложенное, ФАС России обращает внимание, что в целях формирования единообразной практики территориальным органам необходимо руководствоваться     указанным  подходом при рассмотрении жалоб и проведении внеплановых проверок.

Приложение на 4 л. в 1 экз.

 

И.Ю.Артемьев

 

Руководителям территориальных 

органов ФАС России

 

Письмо от 16.09.2020 № ИА/80326/20 «По вопросу применения законодательства о контрактной системе в части осуществления закупок на проведение энергоэффективных мероприятий»

Федеральная антимонопольная служба (далее - ФАС России) в целях формирования единообразной практики применения национального режима в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) на основании пункта 5.4 постановления Правительства Российской Федерации № 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе» направляет письмо о следующем.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 108 Закона о контрактной системе в целях обеспечения энергоэффективности при закупке товаров, работ, услуг заказчики вправе заключать энергосервисные контракты, предметом которых является совершение исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективностииспользования указанных энергетических ресурсов.

 

I.   Установление в извещении о проведении закупки и документации o закупке национального режима при осуществлении закупок по энергосервисным контрактам.

 

Пунктом   3  постановления   Правительства  Российской   Федерации  от 10.07.2019 № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых    актов Правительства Российской Федерации» (далее - Постановление № 878) установлено, что при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявок (окончательных предложений), которые одновременно соответствуют следующим условиям (далее - Условия):

содержат предложения о поставке радиоэлектронной продукции, включенной    в    реестр     российской     радиоэлектронной     продукции (далее - Реестр);

не содержат предложений о поставке одного и того же вида радиоэлектронной продукции одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующего признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона «О защите конкуренции».

Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 № 126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Приказ № 126н) установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указанных в приложении к Приказу № 126н (далее - Требования).

Анализ административной практики ФАС России и ее территориальных органов показывает, что при проведении закупок на право заключения энергосервисных контрактов на проведение энергоэффективных мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации объектов освещения, фактически осуществляется поставка осветительного оборудования, передаваемого в собственность заказчика. Указанный товар включен в перечень и единый реестр российской радиоэлектронной продукции в соответствии с Постановлением № 878, а также сведения о котором находятся в приложении к Приказу № 126н.

Таким образом, при проведении указанных закупок заказчикам необходимо устанавливать в извещении о проведении закупки и документации о  закупке  условия  допуска  в   соответствии   с   Постановлением   №   878 (или размещать в единой информационной системе  обоснование невозможности соблюдения указанного ограничения) и преференции в соответствии с Приказом № 126н.

ФАС России сообщает, что в случае неприменения Постановления № 878 в связи с тем, что участники закупки не соответствуют Условиям (например, не предоставили номер реестровой записи из Реестра), применяются преференции в соответствии с Приказом № 126н.

Кроме того, ФАС России обращает внимание на недопустимость применения заказчиками противоречивых требований к техническим характеристикам осветительного оборудования, а также установления заказчиком требований к техническим характеристикам, которые приводят к ограничению количества участников закупки.

ФАС России сообщает, что заказчик самостоятельно определяет способ закупки с учетом положений Закона о контрактной системе (электронный аукцион или открытый конкурс в электронной форме).

 

II. Установление в порядке оценки заявок документации о закупке критерия «Квалификация участников закупки».

 

Согласно пункту 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе, в случае проведения открытого конкурса в электронной форме, для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает критерий «Квалификация участников закупки» (далее - «Квалификация участников закупки»).

Подпунктом «б» пункта 27 постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» установлено, что показателями нестоимостного критерия оценки «Квалификация участников закупки» могут быть, в том числе следующие показатели: «Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема» (далее - «Опыт участника закупки»), «Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг» (далее - «МТР») и «Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами» (далее - «Трудовые ресурсы»).

Таким образом, ФАС России отмечает, что в случае установления в порядке оценки заявок документации о закупке показателя «Опыт участника закупки» критерия «Квалификация участников закупки», для целей оценки и присвоения баллов в документации о закупке необходимо устанавливать следующие показатели, а именно: наличие опыта реализации энергосервисных контрактов и контрактов, связанных с поставкой и монтажом осветительного оборудования, которое поставлялось и монтировалось, в том числе не в рамках энергосервисньrх контрактов. При этом величина значимости таких показателей должна быть одинаковой.

Кроме того, ФАС России сообщает, что в случае установления в порядке оценки заявок документации о закупке показателей «МТР» и «Трудовые ресурсы», для целей оценки и присвоения баллов по указанным показателям в документации о закупке необходимо устанавливать значение привлекаемьrх материально -технических ресурсов и трудовых ресурсов в количестве, необходимом для вьmолнения работ (оказания услуг) в рамках исполнения контракта.

Дополнительно ФАС России направляет для использования в работе копии решений и предписаний Центрального аппарата ФАС России при проведении контрольных мероприятий в отношении закупок по энергосервисным контрактам, а также письмо Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 01.06.2020 № БО-37840/11 по вопросу применения положений Постановления № 878 при закупке работ, услуг с использованием товара.

И.Ю.Артемьев

Комментирование будет доступно после регистрации на сайте.

Зарегистрироваться Войти