Разъяснение ФАС о формировании НМЦК на одноразовые пластиковые медизделия при госзакупках

При проведении повторной закупки установление НМЦК с использованием метода сопоставимых рыночных цен согласно ст.22 44-ФЗ не будет расцениваться ФАС России как нарушение.   В целях формирования единообразной практики применения положений законодательства о госзаказе (44-ФЗ) ФАС России подготовила разъяснения порядка осуществления закупок медицинских...При проведении повторной закупки установление НМЦК с использованием метода сопоставимых рыночных цен согласно ст.22 44-ФЗ не будет расцениваться ФАС России как нарушение.
 
В целях формирования единообразной практики применения положений законодательства о госзаказе (44-ФЗ) ФАС России подготовила разъяснения порядка осуществления закупок медицинских изделий одноразового применения из поливинилхлоридных пластиков.
 
Формирование начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК) на таких закупках имеет ряд особенностей. Ежегодно в соответствии с методикой* рассчитывается средневзвешенная цена, используемая для обоснования НМЦК при закупке таких изделий.
 
Из поступающих в ФАС России обращений следует, что рыночная ситуация изменилась и зачастую реальные цены таких медизделий превышают цены НМЦК, определяемые заказчиком в соответствии с методикой. В связи с этим во многих случаях участники не подают заявки и торги признаются несостоявшимися. У заказчиков нет возможности обосновать НМЦК исходя из рыночной цены таких изделий.
 
«Сложившиеся обстоятельства приводят к фактическому срыву закупок социально-значимых медицинских изделий, используемых в ежедневной работе медицинских учреждений и невозможности обеспечения их бесперебойного функционирования», - сообщил заместитель руководителя ФАС России Михаил Евраев.
 
По мнению ФАС России, в случае признания закупки несостоявшейся по таким причинам, заказчики вправе провести повторную закупку при сохранении прежних требований и условий, но с новой НМЦК, обоснованной методом сопоставимых рыночных цен в соответствии со ст.22 44-ФЗ.
 
«Учитывая изложенное, а также особую социальную значимость таких закупок, при проведении повторной закупки установление НМЦК с использованием метода сопоставимых рыночных цен согласно ст.22 44-ФЗ не будет расцениваться ФАС России как нарушение со стороны заказчика», - отметил Михаил Евраев.
 
Полный текст разъяснения доступен по ссылке.
 
Справочно:
 
Особенности обоснования начальных (максимальных) цен (НМЦК) установлены пунктом 2(3) Постановления Правительства РФ от 05.02.2015 № 102, а также методикой, утвержденной совместным приказом Минздрава России № 759н, Минпромторга России № 3450 от 04.10.2017.
В соответствии с Методикой Аналитическим центром при Правительстве РФ ежегодно до 1 ноября рассчитывается средневзвешенная цена, используемая для обоснования НМЦК, по состоянию на соответствующий расчетный период. В настоящее время для обоснования НМЦК используются средневзвешенные цены, рассчитанные до 01.11.2019.
 

Источник: ФАС России

 

Текст письма Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 28.09.2020 № ИА/83689/20 "По вопросу осуществления закупок медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков"

Федеральная  антимонопольная служба  (далее -   ФАС России)  в связи с поступающими вопросами по порядку осуществления закупок медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков (далее - ПВХ пластики), а также в целях формирования единообразной   практики   применения   положений   Федерального    закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ) на основании пункта 5.4 постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе» направляет информационное письмо о следующем.

Особенности обоснования начальных (максимальных) цен (далее - НМЦК) для целей осуществления закупок медицинских изделий одноразового применения (использования) из ПВХ пластиков установлены пунктом 2(3) Постановления  Правительства  Российской  Федерации от 05.02.2015№102 (далее - Постановление № 102), а также методикой, утвержденной совместным приказом  Минздрава России № 759н, Минпромторга России № 3450 от 04.10.2017 (далее - Методика).

В соответствии с Методикой Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации ежегодно до 1 ноября рассчитывается средневзвешенная цена, используемая для обоснования НМЦК, по состоянию на соответствующий расчетный период. В настоящее время для обоснования НМЦК используются средневзвешенные цены, рассчитанные до 01.11.2019. 

При этом из поступающих в ФАС России обращений следует, что в связи с изменяющейся рыночной ситуацией, в том числе ростом курсов валют, рыночные цены на закупаемые медицинские изделия в ряде случаев превышают цену, определяемую заказчиком в соответствии с Методикой, что становится причиной   признания   закупок    несостоявшимися    в   связи   с    отсутствием у участников закупки возможности подать заявки с предложением о цене ниже рыночной. 

ФАС России обращает внимание, что Постановление № 102 и Методика не содержат особенностей формирования НМЦК в случае признания закупки несостоявшейся, как это предусмотрено, например, Приказом Минздрава России от 19.12.2019 № 1064н в случае осуществления закупок лекарственных препаратов для медицинского применения, и не предусматривает возможности обоснования НМЦК исходя из рыночной цены медицинских изделий. 

Указанные обстоятельства приводят к фактическому срыву закупок социально -значимыхмедицинских изделий, используемых в ежедневной работе медицинских учреждений и невозможности обеспечения их бесперебойного функционирования. 

По мнению ФАС России, в случае признания  закупки несостоявшейся  по вышеизложенным причинам, заказчики вправе провести повторную закупку при сохранении требований и условий ранее несостоявшейся закупки, использовав при проведении повторной закупки метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) для обоснования НМЦК в соответствии со  статьей  22 Закона № 44-ФЗ. 

Учитывая изложенное, а также особую социальную значимость указанных закупок, установление контрольным органом в рамках проведения контрольных мероприятий фактов обоснования заказчиком при проведении повторной закупки НМЦК с использованием метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) в соответствии со статьей 22 Закона № 44-ФЗ, не является основанием для признания в действиях заказчика признаков нарушения Закона № 44-ФЗ.  

 

И.Ю. Артемьев

 

Комментирование будет доступно после регистрации на сайте.

Зарегистрироваться Войти