Привлекут ли заказчика к административной ответственности, если извещение о закупке не соответствует требованиям Закона № 44-ФЗ?

Представители антимонопольного ведомства в своем письме, в частности, отметили, что исключение из Закона № 44-ФЗ понятия "документация о закупке" при проведении открытых конкурентных процедур не свидетельствует об отсутствии в действиях субъектов контроля состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.Представители антимонопольного ведомства в своем письме, в частности, отметили, что исключение из Закона № 44-ФЗ понятия "документация о закупке" при проведении открытых конкурентных процедур не свидетельствует об отсутствии в действиях субъектов контроля состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.

В связи с этим должностные лица, допустившие нарушение требований Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при размещении извещения и документов, предусмотренных ст. 42 Закона № 44-ФЗ, подлежат привлечению к ответственности на основании указанной нормы КоАП РФ (Письмо ФАС России от 15 мая 2023 г. № 28/37143/23).

Источник: Система ГАРАНТ

Письмо Федеральной антимонопольной службы от 15 мая 2023 г. № 28/37143/23 "О рассмотрении обращения" 

ФАС России рассмотрела Ваше обращение от 16.04.2023 б/н (далее - Обращение) о предоставлении разъяснений по вопросам применения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и сообщает следующее.

1. По вопросу заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе без указания характеристик товара информируем Вас о том, что основанием для проведения контрольных мероприятий, в случае получения обращения заявителя, является указание в таком обращении признаков нарушения Закона о контрактной системе в действиях (бездействии) субъектов контроля при проведении конкретной процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с номером закупки.

В связи с отсутствием в Обращении информации о конкретных закупках, возможность для проведения контрольных мероприятий отсутствует.

При этом в случае направления в ФАС России информации о признаках нарушения Закона о контрактной системе в действиях субъектов контроля с указанием номеров закупок (контрактов), ФАС России рассмотрит такие материалы в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

2. В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.

Согласно части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать электронные документы, предусмотренные данной нормой.

При этом исключение из Закона о контрактной системе понятия "документация о закупке" при проведении открытых конкурентных способов не свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения в действиях субъектов контроля, поскольку сведения, подлежавшие указанию в документации о закупке, согласно новой редакции Закона о контрактной системе, должны отражаться в извещении о проведении закупки и прилагаемых к нему документах.

Несмотря на то, что статьи 53-71параграфы 3.144.15 главы 3 Закона о контрактной системе утратили силу с 01.01.2022, Закон о контрактной системе (в редакции, действующей с 01.01.2022) устанавливает требования к содержанию и оформлению документов о закупках, предусмотренных Законом о контрактной системе, их подписанию и размещению в единой информационной системе.

По мнению ФАС России, должностные лица, допустившие нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при размещении извещения и документов, предусмотренных статьей 42 Закона о контрактной системе, содержание которых нарушает требования Закона о контрактной системе, подлежат привлечению к административной ответственности на основании части 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).

Материалы дел об административных правонарушениях, возбужденных по части 4.2 статьи 7.30 КоАП, не содержащие доказательств наличия состава административного правонарушения, предусмотренного диспозицией части 4.2 статьи 7.30 КоАП (копии документации, иных свидетельств ее утверждения соответствующими должностными лицами), подлежат возвращению по основаниям, предусмотренным пунктом 4 части 1 статьи 29.4 КоАП.

Дополнительно ФАС России сообщает, что применение части 4.2 статьи 7.30 КоАП допускается в случае выявления в действиях субъектов контроля нарушений при проведении запроса котировок и определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем применения закрытых конкурентных способов.

3. Законом о контрактной системе установлена обязанность заказчика подготовить и разместить в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - Отчет о закупках у СМП и СОНКО), а также отчет об объеме закупок российских товаров, в том числе поставляемых при выполнении работ (оказании услуг) (далее - Отчет об объеме закупок).

Подготовка Отчета о закупках у СМП и СОНКО и его составление осуществляются по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.03.2015 № 238 "О порядке подготовки отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, его размещения в единой информационной системе и внесении изменения в Положение о Межведомственной комиссии по отбору инвестиционных проектов, российских кредитных организаций и международных финансовых организаций для участия в Программе поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования", и в соответствии с требованиями к заполнению формы согласно приложению.

При этом Отчет об объеме закупок подготавливается в ЕИС автоматически на основании сведений из реестра контрактов не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным. Не позднее 1 апреля от заказчика требуется, в соответствии с пунктами 3-5 Положения о требованиях к отчету, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2020 № 2014 "О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижении заказчиком":

- включить в отчет обоснование (при необходимости), указав соответствующий код причины;

- подписать отчет усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица.

Таким образом, Отчеты заполняются, в том числе должностными лицами заказчиков.

В связи с вышеизложенным, размещение в ЕИС информации и документов, подлежащих размещению, направлению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, указывает на признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП.

4. Одновременно сообщаю, что в настоящее время Министерством финансов Российской Федерации и ФАС России ведется работа по внесению изменений в КоАП, направленная на гармонизацию с терминологией, содержащейся в законодательстве Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Врио начальника Управления контроля размещения

государственного заказа

А.С. Крюков

Комментирование будет доступно после регистрации на сайте.

Зарегистрироваться Войти