Министерством промышленности и торговли Российской Федерации разработан и размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов, проект федерального закона (ID проекта: 01/05/09-17/00073132), вносящий изменения в Федеральный закон от 05.04.2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В пояснительной записке к законопроекту говорится о том, что предприятия оборонно-промышленного комплекса (ОПК), в период сокращающихся закупок в рамках государственного оборонного заказа (ГОЗ), нуждаются в своевременном перестроении своей деятельности.
По информации Минпромторга, в структуру оборонно-промышленного комплекса входит более 1300 предприятий, в работе которых задействовано более 2 миллионов человек. Учитывая предсказываемый ведомством прогноз снижения государственного оборонного заказа в ближайшее время, ряд предприятий оборонно-промышленного комплекса может столкнуться с очевидными сложностями от снижения рентабельности производства и его сокращения до полной его остановки.
В ведомстве считают, что в целях поддержки предприятий ОПК необходимо разработать и внедрить комплекс мер, позволяющих снизить конъюнктурную зависимость таких предприятий от государственного оборонного заказа.
В своем ежегодном послании Федеральному собранию Президентом Российский Федерации в декабре 2016 г. поставлена задача довести к 2025 г. долю гражданской продукции до 30% от общего объема производства оборонно-промышленного комплекса, а к 2030-му — до 50%. В настоящее время доля гражданской продукции в выпуске организаций ОПК составляет 17%. Из 1354 организаций ОПК, около 1000 организаций является производственными предприятиями, из которых более 80% относятся к отраслям промышленности, перспективным для развития производства гражданской продукции (авиастроение, радиоэлектроника и средства связи, судостроение и др.). Государственные программы вооружения позволили осуществить масштабную модернизацию ОПК: за период 2012-2017 годы организации ОПК закупили более 80 тысяч единиц нового оборудования. Значительные средства, выделенные на переоснащение оборонных предприятий, должны способствовать и наращиванию производства гражданской высокотехнологичной продукции – пишут авторы законопроекта в пояснительной записке. |
Путь диверсификации
В качестве одной из мер поддержки предприятий оборонно-промышленного комплекса в части их выхода на «гражданский рынок», Минпромторг России предлагает обеспечить их преимущество в торгах при определении поставщика (подрядчика, исполнителя).
В этих целях предлагается внести ряд правок в Федеральный закон от 05.04.2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Так, часть 4 статьи 27 Федерального закона от 05.04.2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в которой устанавливаются преимущества при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), согласно тексту проекта, должна быть дополнена пунктом 5 следующего содержания: «организациям оборонно-промышленного комплекса».
Часть 4 статьи 27 Закона №44-ФЗ (предложенные изменения выделены красным цветом) |
4. Преимущества в соответствии со статьями 28 – 30.1 настоящего Федерального закона предоставляются при осуществлении закупок: 1) учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы; 2) организациям инвалидов; 3) субъектам малого предпринимательства; 4) социально ориентированным некоммерческим организациям; 5) организациям оборонно-промышленного комплекса. |
Заказчику будет необходимо предоставлять преимущества организациям оборонно-промышленного комплекса в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до 15 % если:
- предлагаемые товары включены в перечень высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения, производимой организациями оборонно-промышленного комплекса;
- информация о предоставлении преимуществ организациям ОПК указана заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Стоит заметить, что обозначенный выше перечень Правительством Российской Федерации не установлен, однако, тем временем, на сайте Государственной информационной системы промышленности (ГИСП) - https://gisp.gov.ru/, - создаются интерактивные каталоги высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения, производимой организациями ОПК. |
В случае признания победителем конкурентной закупочной процедуры организации оборонно-промышленного комплекса, контракт с такой организацией по ее требованию может быть заключен по цене, увеличенной до 15% от предложенной, но при это не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, указанную в извещении об осуществлении закупки.
Кроме прочего, законопроект предусматривает утверждение Правительством Российской Федерации порядка формирования и ведения перечня высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения, производимой организациями ОПК, включенных в сводный реестр, созданный в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2004 г. № 96.
В отношении такой продукции, при формировании плана-графика и плана закупок, заказчик обязан указывать наименование и описание объекта закупки с учетом положений статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. №44-ФЗ, детализированных до конкретной номенклатурной позиции с указанием эксплуатационных характеристик.
Автор: Скульбин Георгий
©Информационный портал закупок
Текст проекта федерального закона О внесении изменения в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (ID проекта: 01/05/09-17/00073132)
Проект
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ
В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ
В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД»
Принят
Государственной Думой
_________года
Внести изменения в Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 14, ст. 1652; № 52, ст. 6961; 2014, № 23, ст. 2925; № 30, ст. 4225; № 48, ст. 6637; № 49, ст. 6925; 2015, № 1, ст. 11, 51, 72; № 10, ст. 1418; № 29, ст. 4353; 2016, № 1, ст. 89; № 11, ст. 1493; № 27, ст. 4253, 4254, 4298; 2017, № 1, ст. 15, 41; № 9, ст. 1277; № 14, ст. 2004; № 24, ст. 3475):
1. В тексте части 4 статьи 27 слова «статьями 28-30» заменить на слова «статьями 28-30.1».
- 2. Дополнить часть 4 статьи 27 пунктом 5 следующего содержания:
«5) организациям оборонно-промышленного комплекса.»
3. внести в главу 3 изменение, дополнив ее статьей 30.1 следующего содержания:
«Статья 30.1 Участие организаций оборонно-промышленного комплекса в закупках»
1. Организациям оборонно-промышленного комплекса, включенным в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2004 г. № 96 в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, и являющимся участниками закупок, предоставляются преимущества, указанные в части 2 настоящей статьи.
2. При определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением случая, если закупки осуществляются у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик обязан предоставлять организациям оборонно-промышленного комплекса преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до 15 (пятнадцати) процентов в установленном Правительством Российской Федерации порядке, на товары, включённые в перечень высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения, производимой организациями оборонно-промышленного комплекса. Порядок ведения перечня устанавливается Правительством Российской Федерации. Информация о предоставлении таких преимуществ должна быть указана заказчиком в извещениях об осуществлении закупок и документации о закупках. В случае, если победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) признана организация оборонно-промышленного комплекса, контракт по требованию победителя заключается по предложенной им цене с учетом преимущества в отношении цены контракта, но не выше начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки.»
4. внести в главу 7 изменение, дополнив ее статьей 111.5 следующего содержания:
«Статья 111.5 Особенности планирования и осуществления закупок высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения, производимой организациями оборонно-промышленного комплекса.»
Правительство Российской Федерации утверждает порядок формирования и ведения перечня высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения, производимой организациями, включенными в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации
от 20 февраля 2004 г. № 96, в отношении которой заказчик, при формировании плана-графика и плана закупок обязан указывать наименование и описание объекта закупки с учетом положений статьи 33 настоящего Федерального закона, детализированных до конкретной номенклатурной позиции с указанием эксплуатационных характеристик.»
Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН
Москва, Кремль