Планируется актуализировать положения КоАП РФ об ответственности за нарушения, допущенные при осуществлении закупок

ФАС России предлагает устранить противоречия между действующими положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и соответствующими нормами КоАП РФ, устанавливающими ответственность за нарушения в сфере закупок (ID проекта 01/05/07-22/00129239).  В частности, планируется скорректировать ст. 7.29, ст. 7.30, ст. 7.31, ст. 7.32, ст. 7.32.3 КоАП РФ, а ст. 7.29.3, ст. 7.31.1, ст. 7.32.5, ст. 7.32.6 КоАП РФ предлагается исключить. В результате количество составов...ФАС России предлагает устранить противоречия между действующими положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и соответствующими нормами КоАП РФ, устанавливающими ответственность за нарушения в сфере закупок (ID проекта 01/05/07-22/00129239).

В частности, планируется скорректировать ст. 7.29ст. 7.30ст. 7.31ст. 7.32ст. 7.32.3 КоАП РФ, а ст. 7.29.3ст. 7.31.1ст. 7.32.5ст. 7.32.6 КоАП РФ предлагается исключить. В результате количество составов административных правонарушений, предусмотренных КоАП РФ, может сократиться с 56 до 31.

Законопроект также предусматривает расширение перечня субъектов, уполномоченных на рассмотрение дел о нарушениях, допущенных при осуществлении закупок по Закону № 44-ФЗ. В число указанных лиц могут включить начальников отделов федеральных органов исполнительной власти, являющихся контрольными органами в сфере закупок, и их заместителей, а также руководителей структурных подразделений территориальных органов указанных контрольных органов (и их заместителей).

Кроме этого, инициатива ФАС России предполагает установление минимального и максимального размеров штрафа за совершение правонарушения. При этом по некоторым составам в качестве санкции предусматривается вынесение предупреждения.

Источник: Система ГАРАНТ

 

Проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» разработан в целях приведения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии положениям Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (ID проекта: 01/05/07-22/00129239)

Вносится

Правительством

Российской Федерации

 

Проект

 

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации

об административных правонарушениях

 

Статья 1

Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 1; № 30, ст. 3029; 2003, № 27, ст. 2700, 2708, 2717; № 46, ст. 4434; № 50, ст. 4847; 2004, № 31, ст. 3229; № 34, ст. 3533; 2005, № 1, ст. 13, 45; № 13, ст. 1077; № 19, ст. 1752; № 27, ст.2719, 2721; № 30, ст. 3104, 3131; № 50, ст. 5247; 2006, № 17, ст. 1776; № 18, ст. 1907; № 31, ст. 3438; № 45, ст. 4641; № 52, ст. 5498; 2007, № 16, ст. 1825; № 30, ст. 3755; № 31, ст. 4007, 4008; № 41, ст. 4845; № 46, ст. 5553; 2008, № 20, ст. 2251; № 30, ст. 3604; № 49, ст. 5745; № 52, ст. 6235, 6236; 2009, № 7, ст. 777; № 23, ст. 2759; № 26, ст. 3120; № 29, ст. 3597, 3642; № 30, ст. 3739; № 48, ст. 5711, 5724; № 52, ст. 6412; 2010, № 1, ст. 1; № 21, ст. 2525; № 23, ст. 2790; № 27, ст. 3416; № 30, ст. 4002, 4006, 4007; № 31, ст. 4158, 4164, 4193, 4206, 4207, 4208; № 41, ст. 5192; 2011, № 1, ст. 10, 23; № 15, ст. 2039; № 17, ст. 2310; № 19, ст. 2715; № 23, ст. 3260; № 27, ст. 3873; № 29, ст. 4290; № 30, ст. 4585, 4590, 4598, 4600, 4601, 4605; № 46, ст. 6406; № 48, ст. 6728; № 49, ст. 7025, 7061; № 50, ст. 7342, 7345, 7346, 7351, 7355, 7362, 7366; 2012, № 6, ст. 621; № 10, ст. 1166; № 24, ст. 3069, 3082; № 29, ст. 3996; № 31, ст. 4320, 4330; № 47, ст. 6402, 6403; № 49, ст. 6757; № 53, ст. 7577, 7602; 2013, № 14, ст. 1666; № 19, ст. 2323, 2325; № 26, ст. 3207, 3208; № 27, ст. 3454, 3470; № 30, ст. 4025, 4029, 4030, 4031, 4032, 4034, 4036, 4040, 4044, 4082; № 31, ст. 4191; № 43, ст. 5445, 5452; № 44, ст. 5624, 5643; № 48, ст. 6161, 6165; № 49, ст. 6327; № 51, ст. 6683, 6685, 6695; № 52, ст. 6980, 6986, 7002; 2014, № 6, ст. 566; № 11, ст. 1096; № 14, ст. 1562; № 19, ст. 2302, 2306, 2310, 2324, 2326, 2327, 2335; № 26, ст. 3366, 3379; № 30, ст. 4211, 4218, 4228, 4256, 4259, 4264; № 42, ст. 5615; № 48, ст. 6636; № 52, ст. 7550, 7557; 2015, № 1, ст. 67, 74, 83, 85; № 10, ст. 1405, 1416; № 13, ст. 1811; № 21, ст. 2981; № 27, ст. 3945; № 29, ст. 4374, 4376, 4391; № 41, ст. 5629; № 44, ст. 6046; № 45, ст. 6205, 6208; № 48, ст. 6706, 6710; № 51, ст. 7250; 2016, № 1, ст. 11, 59, 63; № 10, ст. 1323; № 11, ст. 1481, 1491; № 18, ст. 2514; № 23, ст. 3285; № 26, ст. 3871, 3876, 3884, 3887; № 27, ст. 4160, 4164, 4183, 4197, 4205, 4206, 4223, 4238, 4249, 4251, 4259, 4286, 4291, 4305; № 28, ст. 4558; № 50, ст. 6975; 2017, № 1, ст. 12, 31; № 9, ст. 1278; № 11, ст. 1535; № 17, ст. 2457; № 22, ст. 3069; № 24, ст. 3487; № 30, ст. 4455; № 31, ст. 4738, 4812, 4814, 4815, 4827, 4828; № 47, ст. 6844, 6851; № 52, ст. 7919; 2018, № 1, ст. 21, 30, 35; № 7, ст. 973; № 30, ст. 4555; № 31, ст. 4825, 4851; № 41, ст. 6187; № 42, ст. 6378; № 45, ст. 6832; № 47, ст. 7125, 7128; № 53, ст. 8436, 8447; 2019, № 6, ст. 465; № 10, ст. 893; № 12, ст. 1216, 1218; № 25, ст. 3161; № 29, ст. 3847; № 30, ст. 4119, 4121, 4131; № 42, ст. 5803; № 44, ст. 6178, 6182; № 49, ст. 6964; № 51, ст. 7493, 7494, 7495; № 52, ст. 7811, 7819; 2020, № 14, ст. 2002, 2020, 2029; № 50, ст. 8055, 8065; 2021, № 1, ст. 50, 51, 70; № 9, ст. 1461, 1466; № 11, ст. 1701; № 15, ст. 2431; № 18, ст. 3046; № 24, ст. 4222, 4223; № 27, ст. 5060, 5111; № 52, ст. 8978, 8986; 2022, № 1, ст. 3, 37, 49; № 5, ст. 676 следующие изменения:

1) в примечании статьи 2.4:

а) слова «статьями 7.29 - 7.32» заменить словами «статьями 7.29 - 7.29.2, 7.30 – 7.31, 7.32»;

б) слова «статьей 7.32.6» заменить словами «частью 5 статьи 7.32»;

2) в части 2 статьи 2.5 слова «статьями 7.29 - 7.32, 7.32.1» заменить словами «статьями 7.29 - 7.29.2, 7.30 – 7.31, 7.32 – 7.32.1»;

3) в части 1 статьи 4.5 слова «о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 7.29 - 7.32, 7.32.5, частью 7 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса)» заменить словами «законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 7.29 – 7.29.2, 7.30 - 7.31, 7.32, частью 7 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса)»;

4) в статье 7.29:

а) часть 1 изложить в следующей редакции:

«1. Выбор способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением требований, установленных законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, а равно применение закрытого способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) без согласования с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, или на условиях, отличных от согласованных с указанным органом,

а также заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случаях, не предусмотренных законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или без согласования с контрольным органом в сфере закупок в случаях, предусмотренных такими законодательством и нормативными правовыми актами, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.»;

б) части 2, 2.1, 4 статьи 7.29 исключить;

5) статью 7.29.3 исключить;

6) статью 7.30 изложить в следующей редакции:

«Статья 7.30. Нарушение порядка планирования закупок и определения поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, требований к порядку, сроку размещения информации и документов или направления для их размещения в государственных реестрах

1. Нарушение установленных законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок порядка формирования, утверждения и ведения планов-графиков закупок, а также требований к размещению планов-графиков закупок в единой информационной системе в сфере закупок, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

2. Нарушение требований к закупаемым товарам, работам, услугам и (или) нормативных затрат, установленных в соответствии с законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при нормировании в сфере закупок, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

3. Нарушение установленных в соответствии с законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок требований к определению и обоснованию начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы единиц товара, работы, услуги, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере одного процента от начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), товара, работы, услуги, начальной суммы единиц товара, работы, услуги, но не менее десяти тысяч и не более пятидесяти тысяч рублей.

4. Нарушение установленных законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок требований к содержанию документов, формируемых (составляемых) при осуществлении закупок, к порядку и сроку размещения информации и документов в соответствии с указанными законодательством и актами, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 8 настоящей статьи, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до десяти тысяч рублей.

5. Действия, предусмотренные частью 4 настоящей статьи, повлекшие необоснованное ограничение количества участников закупки, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере одного процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее десяти тысяч рублей и не более пятидесяти тысяч рублей.

6. Нарушение установленных законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок требований к рассмотрению, оценке заявки на участие в закупке, а равно отклонение заявки на участие в закупке, отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в нарушение установленных таким законодательством и нормативными правовыми актами требований либо признание заявки соответствующей установленным при осуществлении закупки требованиям в случае, если такая заявка подлежит отклонению, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере одного процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее пяти тысяч рублей и не более тридцати тысяч рублей.

7. Нарушение установленных законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку, сроку возврата денежных

средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, обеспечения исполнения контракта, за исключением случая, предусмотренного частью 4 статьи 7.31 настоящего Кодекса, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере одного процента от суммы денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки или обеспечения исполнения контракта, но не менее пяти тысяч рублей и не более тридцати тысяч рублей.

8. Нарушение установленных законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку, сроку размещения информации и документов или направления для их размещения в государственных реестрах, предусмотренных таким законодательством, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц, являющихся кредитной организацией, от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

9. Включение заведомо недостоверной информации в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), -

Влечет наложение административного штрафа на должностных лиц органа, осуществляющего ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

10. Осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере менее размера, предусмотренного законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

11. Нарушение сроков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном оборонном заказе, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Примечания:

1. Административная ответственность, установленная частью 6 настоящей статьи, не применяется, если требование, послужившее основанием для неправомерной оценки, отклонения, допуска заявки на участие в закупке, установлено с нарушением законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

2. Моментом совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 10 настоящей статьи, является дата окончания календарного года.»;

7) статью 7.31 изложить в следующей редакции:

«Статья 7.31. Нарушение оператором электронной площадки, оператором специализированной электронной площадки установленных порядков проведения закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок отдельными видами юридических лиц в электронной форме, нарушение кредитной организацией установленных порядков блокирования и прекращения блокирования денежных средств на банковском счете участника таких закупок

1. Нарушение оператором электронной площадки, оператором специализированной электронной площадки установленных законодательством правил документооборота при проведении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок отдельными видами юридических лиц (далее в настоящей статье - закупки) в электронной форме, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

2. Нарушение оператором электронной площадки, оператором специализированной электронной площадки установленных законодательством требований к обеспечению непрерывности проведения закупок в электронной форме, надежности функционирования программно-аппаратных средств, используемых для их проведения, равного доступа участников закупок к участию в них, неизменности подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью документов, -

влечет наложение административного штрафа в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

3. Нарушение оператором электронной площадки, оператором специализированной электронной площадки установленных законодательством требований к обеспечению конфиденциальности информации при проведении закупок, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей;

на юридических лиц от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

4. Нарушение оператором электронной площадки, оператором специализированной электронной площадки, кредитной организацией установленных законодательством в сфере закупок требований к порядку и сроку блокирования и прекращения блокирования денежных средств на банковском счете участника закупок и обязательных торгов, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере одного процента от суммы денежных средств, подлежащих блокированию или прекращению блокирования, но не менее пяти тысяч рублей и не более тридцати тысяч рублей.»;

8) статью 7.31.1 исключить;

9) статью 7.32 изложить в следующей редакции:

«Статья 7.32. Нарушение порядка заключения, исполнения, изменения и расторжения контракта для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе по государственному оборонному заказу

1. Заключение контракта по результатам проведения конкурентного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением условий, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключен контракт, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере одного процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее пяти тысяч рублей и не более тридцати тысяч рублей,

на юридических лиц в размере одного процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее пятидесяти тысяч рублей и не более трехсот тысяч рублей.

2. Нарушение установленных законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок требований к направлению, размещению

проекта контракта, рассмотрению протокола разногласий, к заключению контракта, срокам осуществления таких действий, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

3. Изменение условий контракта, государственного контракта по государственному оборонному заказу, если возможность изменения условий таких контракта, государственного контракта не предусмотрена законодательством о контрактной системе и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

4. Действия, предусмотренные частями 1 и 3 настоящей статьи, повлекшие увеличение цены контракта, дополнительное расходование средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или уменьшение количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, -

влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере одного процента от цены контракта, но не менее пятидесяти

и не более двухсот тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет, на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

5. Несоблюдение требований о проведении экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги или отдельных этапов исполнения контракта в случае, если в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок к проведению такой экспертизы заказчик обязан привлечь экспертов, экспертные организации, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в разм

6. Нарушение установленных законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок требований к оформлению приемки результатов отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, сроков такой приемки, ненаправление мотивированного отказа от подписания документа

о приемке, а равно неприменение мер ответственности к поставщику (подрядчику, исполнителю) в случае нарушения им условий контракта, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

7. Приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги в случае несоответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта в случаях, не предусмотренных законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере одного процента от цены контракта, но не менее пятидесяти и не более двухсот тысяч рублей.

8. Нарушение срока, порядка оплаты отдельных этапов исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного контрактом, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере в размере одного процента от цены контракта, но не менее десяти тысяч и не более пятидесяти тысяч рублей.

9. Нарушение установленных законодательством о контрактной системе в сфере закупок порядка расторжения контракта в случае одностороннего отказа от исполнения контракта, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.»;

10) статью 7.32.3 изложить в следующей редакции:

«Статья 7.32.3 Нарушение порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

1. Осуществление закупки товаров, работ, услуг в случае, если такая закупка в соответствии с законодательством в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (далее - законодательство в сфере закупок отдельными видами юридических лиц) должна осуществляться в порядке, предусмотренном законодательством о контрактной системе в сфере закупок, в ином порядке, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

2. Нарушение установленных законодательством в сфере закупок отдельными видами юридических лиц требований к содержанию документов, формируемых (составляемых) при осуществлении закупок, к порядку и сроку размещения информации и документов в соответствии с указанным законодательством, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц -

от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

3. Установление требований к участникам закупок, к закупаемым товарам, работам, услугам и (или) к условиям договора с нарушением законодательства в сфере закупок отдельными видами юридических лиц, либо оценка и (или) сопоставление заявок на участие в закупке с нарушением требований, предусмотренных таким законодательством, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

4. Нарушение установленных законодательством в сфере закупок отдельными видами юридических лиц требований к порядку, сроку размещения информации и документов или направления для их размещения в государственных реестрах, предусмотренных таким законодательством, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

5. Нарушение установленных законодательством в сфере закупок отдельными видами юридических лиц сроков заключения договора, а равно порядка заключения договора, по результатам конкурентной закупки в электронной форме, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

6. Осуществление закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц у субъектов малого и среднего предпринимательства в размере менее размера, предусмотренного законодательством в сфере закупок отдельными видами юридических лиц, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей;

на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

7. Нарушение установленного законодательством в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц срока оплаты товаров, работ, услуг по договору (отдельному этапу договора), заключенному по результатам закупки с субъектом малого или среднего предпринимательства, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.»;

11) в статье 7.32.4:

а) в части 3 слова «статьями 7.31 и 7.32.3» заменить словами «статьями 7.30 и 7.32.3»;

б) в части 8 слова «статьей 7.32» заменить словами «статьями 7.32 и 7.32.3»;

в) в части 10 слова «и статьями 7.29 - 7.32 и 7.32.3» заменить словами «и статьями 7.29 – 7.29.2. 7.30 – 7.31, 7.32, 7.32.3»;

12) статью 7.32.5 исключить;

13) статью 7.32.6 исключить;

14) в части 7 статьи 19.5 исключить слова «должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией»;

15) в статье 23.1:

а) в части 1 слова «частью 1 статьи 7.31, частью 7 статьи 7.32, частью 2 статьи 7.32.3, частью 2 статьи 7.32.5» заменить словами

«частью 9 статьи 7.30»;

б) в части 1.1 слова «7.32.6» исключить;

в) в части 2 слова «7.32.2, 7.32.6» заменить словами «частями 4, 7 - 8 статьи 7.32, статьей 7.32.2»;

16) в статье 23.7:

а) в части 1 слова «статьей 7.29.3, частями 8 - 10 статьи 7.32, статьями 7.32.6» заменить словами «частью 1 статьи 7.30,

частями 2 - 3 статьи 7.30 (за исключением нарушений по закупкам, осуществляемым в рамках государственного оборонного заказа),

частями 5 - 7 статьи 7.32 (за исключением нарушений по закупкам, осуществляемым в рамках государственного оборонного заказа)»;

б) в пункте 4 части 2 слова «частями 2 - 4 статьи 7.29.3» заменить словами «частями 1, 3 статьи 7.30»;

17) в статье 23.7.1:

а) в части 1 слова «статьей 7.29.3, частями 8 - 10 статьи 7.32, статьями 7.32.6» заменить словами «частью 1 статьи 7.30,

частями 2 - 3 статьи 7.30 (за исключением нарушений по закупкам, осуществляемым в рамках государственного оборонного заказа),

частями 5 - 7 статьи 7.32 (за исключением нарушений по закупкам, осуществляемым в рамках государственного оборонного заказа)»;

б) в пункте 2 части 2 слова «частями 2 - 4 статьи 7.29.3» заменить словами «частями 1, 3 статьи 7.30»;

18) в статье 23.66:

а) в части 1 статьи 23.66 слова «частями 1 - 2.1, 4 статьи 7.29, частями 1 - 4.2, 6 - 8, 10, 11, 13, 14 статьи 7.30, частью 2 статьи 7.31, статьей 7.31.1, частями 1 - 6 статьи 7.32, частью 1 статьи 7.32.5, статьей 7.32.6 (в пределах своих полномочий, за исключением сферы государственного оборонного заказа)»  заменить словами «частью 1 статьи 7.29, частями 4 – 8, 10  статьи 7.30, частями 1 - 2 статьи 7.32, частями 3 - 4  (в пределах своих полномочий, за исключением закупок, осуществляемым в рамках государственного оборонного заказа), частями 8 - 9 статьи 7.32, статьей 7.32.5»;

б) часть 2 изложить в следующей редакции:

«2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, в пределах своих полномочий, вправе:

1) руководители федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок и их заместители;

2) руководители структурных подразделений федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок и их заместители;

3) начальники отделов федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок и их заместители;

4) руководители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок и их заместители;

5) руководители структурных подразделений территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок и их заместители;

6) руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере закупок и их заместители;

7) руководители структурных подразделений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере закупок и их заместители.»;

19) в части 1 статьи 23.82 слова «статьями 7.29.1, 7.29.2, 7.29.3, частью 15 статьи 7.30, частями 8 - 10 статьи 7.32 (в части государственного оборонного заказа и государственной тайны), статьей 7.32.1, статьей 7.32.6 (в части государственного оборонного заказа)» заменить словами «статьями 7.29.1, 7.29.2, частями 2 - 3 статьи 7.30 (в части нарушений по закупкам, осуществляемым в рамках государственного оборонного заказа), частью 11 статьи 7.30, частями 3 - 4 статьи 7.32 (в части нарушений при изменении условий государственного контракта, заключенного в рамках государственного оборонного заказа), частями 5-7 статьи 7.32 (в части нарушений по закупкам, осуществляемым в рамках государственного оборонного заказа»; статьей 7.32.1»;

20) в статье 23.83:

а) в части 1 слова «частями 1, 3 - 9 статьи 7.32.3» заменить словами «статьей 7.32.3»;

б) часть 2 изложить в следующей редакции:

«2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, в пределах своих полномочий, вправе:

1) руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, его заместители;

2) руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, их заместители;

3) начальники отделов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, их заместители;

4) руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, их заместители;

5) руководители структурных подразделений территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, их заместители.».

21) в статье 28.3:

а) в пункте 11 части 2 слова «частями 4 и 5 статьи 7.32» заменить словами «частями 3 и 4 статьи 7.32»;

б) в пункте 62 части 2 слова «частью 7 статьи 7.32, статьей 7.32.5» исключить;

в) пункт 62.1 части 2 исключить;

г) в части 7 слова «7.32.6» исключить;

22) в части 1 статьи 28.4 слова «частью 1 статьи 7.31» заменить словами «частью 9 статьи 7.30».

Статья 2

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент

Российской Федерации

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

 

Федеральной антимонопольной службой разработан проект Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – проект федерального закона, законопроект) с учетом положений Концепции нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП), в целях повышения эффективности осуществления контрольной деятельности за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

Необходимость подготовки проекта федерального закона обусловлена следующим.

В период с 2017 законодательство о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц значительно реформировалось.

В частности, 31.12.2017 приняты Федеральные законы № 504-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 504-ФЗ) и № 505-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 505-ФЗ).

Также 02.07.2021 принят Федеральный закон № 360-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 360-ФЗ).

Проект федерального закона направлен на обеспечение реализации положений Законов № 504-ФЗ, № 505-ФЗ, № 360-ФЗ.

Так, Законом № 504-ФЗ предусмотрена регламентация проведения процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) исключительно в электронной форме, в связи с чем становится невозможным применение статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) в действующей редакции, которая предусматривает административную ответственность за нарушения требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закона 44-ФЗ) при проведении открытого аукциона в электронной форме, а также иных способов закупок в бумажной форме.

Кроме того, части 3-6 статьи 7.31.1 КоАП в действующей редакции предусматривают административную ответственность за нарушение порядка и (или) сроков возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), порядка и (или) сроков блокирования операций по счету участника закупки, порядка ведения реестра участников закупки, получивших аккредитацию на электронной площадке, правил документооборота, исключительно при проведении закупки в форме открытого аукциона в электронной форме.

Также Законом № 360-ФЗ предусмотрены изменения, направленные на упрощение закупочных процедур и повышение их эффективности, предупреждение сговора на торгах, развитие добросовестной конкуренции в сфере госзаказа.

Так, сокращено количество способов закупок до семи и исключены двухэтапные конкурсы, конкурсы с ограниченным участием, запросы предложений.

В целях упрощения процедуры подачи заявки, сокращения времени на подготовку заявки, а также исключения ошибок при ее оформлении требования к заявке на участие в конкурентной закупке становятся едиными, предусматривается исчерпывающий перечень информации и документов для заявки.

Теперь документация формируется только при закрытых конкурентных процедурах.

Вся информация включается в извещение в единую информационную систему в сфере закупок с учетом предусмотренного Законом 44-ФЗ перечня сведений. К извещению прилагаются электронные документы.

Таким образом, вышеуказанные изменения не позволяют привлекать лиц, виновных в нарушении требований к содержанию документов, формируемых (составляемых) при осуществлении закупок, к административной ответственности, предусмотренной частями 4, 4.1, 4.2 статьи 7.30 действующего КоАП.

В соответствии со статьей 107 Закона 44-ФЗ лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут в том числе, административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В этой связи требуется внесение изменений в КоАП, направленных на унификацию терминологии, содержащейся в диспозиции статей 7.29, 7.30, 7.31, 7.32, 7.32.3, в соответствии с корреспондирующими положениями Законов № 505-ФЗ, № 360-ФЗ.

Законом № 505-ФЗ установлен исчерпывающий перечень конкурентных способов осуществления закупок, а также основных требований к порядку осуществления закупки указанными способами.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 18.07.2011 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон 223- ФЗ) за нарушение требований настоящего Федерального закона и иных принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации виновные лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем в настоящее время статья 7.32.3 КоАП «Нарушение порядка осуществления закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» ответственности за несоблюдение требований Закона 223-ФЗ с учетом поправок, внесенных Законом 505-ФЗ, не предусматривает.

Кроме того, в 2021-2022 годах внесены существенные изменения в нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, в соответствии с которыми изменились правила закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства, установлены новые требования к протоколам конкурентных закупок и ежемесячным отчетам о заключенных договорах, скорректированы правила ведения реестра договоров.

Так, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.2021 № 1128 «О внесении изменений в акты Правительства Российской Федерации по вопросам участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» с 1 января 2022 изменились правила закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – СМСП).

Годовой объем закупок у СМСП увеличен с 20 до 25%. При этом не менее 20% годового стоимостного объема договоров должны составлять договоры по результатам закупок, в которых могли участвовать только СМСП.

Так, частью 6 статьи 7.32 законопроекта вводится ответственность за осуществление закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц у субъектов малого и среднего предпринимательства в размере менее размера, предусмотренного законодательством Российской Федерации в сфере закупок отдельными видами юридических лиц.

Таким образом, в связи с вступлением в силу Закона 505-ФЗ и вышеуказанных нормативно-правовых актов, требуется внесение изменений в КоАП, направленных на введение административной ответственности за неисполнение требований законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

Также, в результате проведенного ФАС России анализа установлено, что ежегодно с 2016 года в ФАС России поступает около 80 тыс. жалоб от участников закупок, что указывает на наличие большого числа нарушений при проведении закупок.

Отмечается динамика роста количества дел об административных правонарушениях в 2019-2021 годах по сравнению с ранними периодами.

Так, в 2020-2021 годах ФАС России вынесено свыше 20 000 постановлений о наложении административных штрафов. Наибольшее количество (9 015) в 2021 году возбуждено по части 4.2 статьи 7.30 КоАП, а также по части 2 статьи 7.30 КоАП (5 439).

Таким образом, проектом федерального закона предлагается внести изменения в статьи 7.29, 7.30, 7.31, 7.32, 7.32.3 КоАП, исключить статьи 7.29.3, 7.31.1, 7.32.5, 7.32.6, что направлено на обеспечение реализации положений Законов № 504-ФЗ, № 505-ФЗ, № 360-ФЗ, а также нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок осуществления закупок отдельными видами юридических лиц.

Кроме того, законопроектом предусматривается возможность рассмотрения дел об административных правонарушениях начальниками отделов федеральных органов исполнительной власти, являющихся контрольными органами в сфере закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе, и их заместителями, а также руководителями структурных подразделений территориальных органов вышеуказанных федеральных органов исполнительной власти и их заместителями, с целью оптимизации процесса производства по делам об административных правонарушениях, а также увеличения количества рассматриваемых дел об административных правонарушениях.

Таким образом, принятие проекта федерального закона будет способствовать оперативному рассмотрению дел об административных правонарушениях в отношении должностных и юридических лиц, соблюдению сроков привлечения виновных лиц к административной ответственности.

Законопроект сокращает количество составов административных правонарушений с 56 до 31 состава, предусматривающих административную ответственность за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

Также проект федерального закона предполагает установление минимального и максимального размера административного штрафа за совершение одного административного правонарушения для целей учета характера совершенного административного правонарушения.

Кроме того, в целях обеспечения профилактики нарушений в сфере закупок товаров, работ, услуг некоторые составы законопроекта предусматривают в качестве санкции за совершенные административные правонарушения вынесение предупреждения.

Таким образом, вносимые проектом федерального закона изменения позволят снизить административную нагрузку и окажут содействие субъектам контроля.

 Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.

Принятие законопроекта не повлечёт изменений финансовых обязательств государства и не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.

Законопроект не оказывает влияние на достижение целей государственных программ Российской Федерации.

 

Комментирование будет доступно после регистрации на сайте.

Зарегистрироваться Войти