Письмо Минфина России о применении положений Закона № 44-ФЗ

В связи с поступающими обращениями Министерством финансов Российской Федерации подготовлено письмо о применении положений Федерального закона 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в том числе с учетом вступающих в силу положений Федерального закона от 02.07.2021 № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».  С текстом письма Минфина России от 21.12.2021 № 24...В связи с поступающими обращениями Министерством финансов Российской Федерации подготовлено письмо о применении положений Федерального закона 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в том числе с учетом вступающих в силу положений Федерального закона от 02.07.2021 № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

С текстом письма Минфина России от 21.12.2021 № 24-03-08/104212 можно ознакомиться по ссылке.

Источник: ЕИС в сфере закупок

 

Текстом письма Минфина России от 21.12.2021 № 24-03-08/104212 "O направлении информации по отдельным вопросам осуществления государственных (муниципальных) закупок"

 

В связи с поступающими вопросами участников контрактной системы о применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных  и  муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ), в том числе с учетом вступающих в силу положений Федерального закона от 2 июля 2021 г.

№ 360-ФЗ "О внесении изменений  в  отдельные  законодательные  акты Российской Федерации" (далее - Закон № 360-ФЗ) Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), руководствуясь пунктом 4.6.1 Положения о департаменте бюджетной политики в сфере контрактной системы Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29 мая 2017 г. №389 "Об утверждении Положения о Департаменте бюджетной политики в сфере контрактной системы Министерства финансов Российской Федерации", сообщает позицию по следующим отдельным вопросам.

1. О контроле в сфере закупок товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемых с использованием механизмов "электронного магазина" в соответствии с пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, частью 12 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

Закупки,  осуществляемые  в  соответствии   с   частью   12   статьи   93 Закона № 44-ФЗ, проводятся в установленном порядке с использованием механизмов "электронного магазина" на электронных площадках. 

Главой 6 Закона №  44-ФЗ  предусмотрена  возможность  участников  закупок обжаловать действия (бездействие) субъектов контроля при осуществлении закупок    в    соответствии    с    частью    12    статьи    93    Закона    №    44-ФЗ,  в том числе заказчика, оператора такой электронной площадки, как в действующей редакции  Закона  №  44-ФЗ,  так  и  в  редакции  Закона  №  360-ФЗ,  вступающей    в силу с 1 января 2022 г.

В   случае   такого   обжалования   контрольный   орган   в   сфере   закупок    на  основании  поступившей   жалобы   осуществляет   рассмотрение   ее   доводов   и проводит внеплановую проверку на основании пункта 1 части 15 статьи 99  Закона № 44-ФЗ.

В отношении иных закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемых в соответствии с пунктами  4  и  5  части  1  статьи 93 Закона № 44-ФЗ (в том числе с использованием информационных  систем, обеспечивающих их автоматизацию) без применения порядка, установленного  частью  12  статьи  93  Закона  №  44-ФЗ,  специальные  положения  об  их  обжаловании  в  соответствии  с  главой  6  Закона  №  44-ФЗ   не предусмотрены (как в действующей редакции Закона № 44-ФЗ, так и в редакции Закона № 360-ФЗ, вступающей в силу с 1 января 2022 г.).

Вместе с тем вне зависимости от наличия механизма обжалования контрольные органы в сфере закупок уполномочены проводить внеплановые проверки таких закупок (осуществляемых в  соответствии  с  пунктами  4  и  5  части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ без  применения  порядка,  установленного частью 12 статьи 93 Закона № 44-ФЗ) на основании пункта 2 части 15 статьи 99 Закона № 44-ФЗ, то есть в том числе при получении заявления, сообщения физического или юридического лица.

Применение заказчиком информационной системы, обеспечивающей автоматизацию таких закупок, не препятствует контрольному органу в сфере закупок в проведении внеплановой проверки в отношении такого заказчика, являющегося субъектом  контроля,  с  принятием  решения  по   существу  заявления,  сообщения и выдачей при необходимости предписания для устранения выявленных нарушений.

2. Об участии членов комиссии по осуществлению закупок в заседании такой комиссии с использованием систем видео-конференц-связи.

Частью  8   статьи   39   Закона   №   44-ФЗ   в   редакции   Закона   №   360-ФЗ с   1   января   2022    г.    вводится    возможность    участия    членов    комиссии    по осуществлению закупок (далее - комиссия) в ее заседаниях с использованием систем видео-конференц-связи с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.

Положения  Закона  №  44-ФЗ  не  устанавливают  специальных  требований   к  программным   и  технологическим  средствам   систем  видео-конференц-связи,   а также конкурентные способы определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при проведении которых допускается использование таких систем, - в связи с чем для участия в заседаниях комиссии по общему правилу могут использоваться любые    имеющиеся    системы    видео-конференц-связи     вне     зависимости  от применяемого заказчиком конкурентного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

При этом использование таких систем допускается с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны, то есть:

если  при  проведении  заседания  комиссии   предполагается   ознакомление со сведениями, составляющими государственную тайну, то система видео-конференц-связи должна обеспечивать соблюдение требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны, обеспечивающих в установленном порядке защиту таких сведений;

если при проведении заседания комиссии ознакомление со сведениями, составляющими государственную тайну, не осуществляется, то как указано выше может использоваться любая система видео-конференц-связи.

3. О привлечении к административной ответственности должностных лиц при осуществлении централизованных закупок в соответствии с Законом № 44-ФЗ.

Согласно   положениям   статьи    2.4    Кодекса    Российской    Федерации    об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением  либо  ненадлежащим  исполнением своих служебных обязанностей. 

При осуществлении централизованных закупок:

порядок взаимодействия заказчиков с уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями определяется решениями о создании таких органов, учреждений либо решениями о наделении их полномочиями в соответствии со статьей 26 Закона № 44-ФЗ (часть 10 статьи 26 Закона № 44-ФЗ);

к деятельности уполномоченных органов, уполномоченных  учреждений в  пределах  полномочий,  установленных  решениями  о  создании  таких  органов, учреждений   либо   решениями   о   наделении   их   полномочиями   в  соответствии со статьей 26 Закона № 44-ФЗ, применяются положения Закона № 44-ФЗ, которые регламентируют права и обязанности заказчика, а также контроль в сфере закупок, мониторинг закупок и аудит в сфере закупок (часть 11 статьи 26 Закона № 44-ФЗ).

Таким образом, должностные лица заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного    учреждения    подлежат    административной    ответственности в отношении действий, осуществляемых в соответствии с имеющимися полномочиями (определенными в соответствии с решениями о создании таких органов, учреждений либо решениями о наделении их полномочиями в соответствии со статьей 26 Закона № 44-ФЗ), образующими их служебные обязанности.

В этой связи, например, если уполномоченный орган, уполномоченное учреждение не осуществляют определение и обоснование начальной (максимальной) цены контракта, поскольку указанное в силу распределения полномочий  осуществляется  заказчиком,  -   административной   ответственности за совершение нарушений при таком определении и обосновании подлежат непосредственно те должностные лица, в служебные обязанности которых входят такие определение и обоснование, то есть в рассматриваемом примере - должностные лица заказчика, а не уполномоченного органа, уполномоченного учреждения.

Дополнительно следует отметить следующее:

положения  частей  1  и  2  статьи  42   Закона   № 44-ФЗ в   редакции   Закона № 360-ФЗ, вступающие в силу с 1 января 2022 г., не оказывают влияния на вышеуказанную конструкцию, поскольку факт размещения (включая подписания усиленной электронной подписью) уполномоченным органом, уполномоченным учреждением в единой информационной системе в сфере закупок извещения 

об  осуществлении  закупки,  в  том  числе  содержащего  электронные  документы  в качестве приложений (например, касающиеся обоснования начальной (максимальной)   цены   контракта,   составленного   заказчиком),   не    означает,  что должностное лицо уполномоченного органа, уполномоченного учреждения стало подлежать в этой связи административной ответственности за совершение нарушений при составлении заказчиком такого обоснования;

конструкция части 2 статьи 42 Закона № 44-ФЗ в редакции Закона № 360-ФЗ допускает формирование указанных в ней электронных документов не только лицом, которое в соответствии с частью 1 статьи 42 Закона № 44-ФЗ в редакции Закона  №   360-ФЗ   осуществляет   формирование,   подписание   и   размещение   (с приложением указанных электронных документов) в единой информационной системе в сфере закупок извещения об осуществлении закупки. Так, вышеуказанная часть 2 не содержит положения о том, что электронные документы формируются тем лицом, которое в соответствии с частью 1 указанной статьи формирует, подписывает и размещает извещение об осуществлении закупки.

Настоящее  письмо  не  является  правовым  актом  и  носит   информационный характер.

Директор Департамента

Т.П. Демидова

Комментирование будет доступно после регистрации на сайте.

Зарегистрироваться Войти