Первый этап проверки Корпорации МСП: не утверждена долгосрочная программа развития

В 2020 году Счетная палата проводит масштабную проверку деятельности Корпорации МСП как института развития малого и среднего предпринимательства. На первом этапе проанализировали нормативно-правовую базу и то, как Корпорация выполняла свою среднесрочную программу в 2016-2018 годах. 

«Задачи Корпорации, предусмотренные Указом Президента № 287 «О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства», в целом учтены в актах Правительства и Федеральном законе № 209*. Однако часть из них описана либо более узко, чем в Указе, либо в иной формулировке», – сообщил на Коллегии аудитор Данил Шилков по итогам анализа. 

Например, в задачи Корпорации входит оценка соответствия закупок субъектов МСП требованиям законодательства. Однако закон №209 сужает круг заказчиков и этапов закупки, в отношении которых проводится эта оценка. 

Не может Корпорация полноценно реализовать и другую свою задачу – имущественную поддержку субъектов МСП. В соответствии с Указом Президента эта поддержка предполагает передачу малому и среднему бизнесу недвижимости в собственность или в пользование. Однако Корпорация не является оператором государственного или муниципального имущества, предназначенного для оказания поддержки субъектам МСП. Поэтому в качестве «имущественной» поддержки она предоставляет только консультационные и информационные услуги.

«Действительно мы не являемся собственниками имущества, но у нас есть информация по всем 4 уровням собственности, которую мы собираем во взаимодействии с субъектами Российской Федерации и муниципалитетами. Мы предоставляем возможность субъектам Российской Федерации воспользоваться этим имуществом и сопровождаем, соответственно, сам процесс пользования», – пояснил на Коллегии Генеральный директор - председатель правления АО «Корпорация МСП» Александр Браверман.

Еще один недостаток, который отметила Счетная палата в деятельности Корпорации – отсутствие программы развития на долгосрочный период. «За 5 лет существования Корпорации ее органы управления так и не утвердили долгосрочную программу развития и не привели ее в соответствие с целями Указа Президента РФ № 204**. Таким образом, Корпорация координирует оказание поддержки МСП в отсутствие внутренних документов долгосрочного планирования. Это не позволяет в полной мере обеспечить заинтересованность Корпорации в достижении основных приоритетов, целей и задач, предусмотренных документами стратегического планирования Российской Федерации в сфере развития МСП», – подчеркнул аудитор.

Анализ выполнения среднесрочной программы деятельности Корпорации на 2016-2018 годы показал, что все целевые показатели достигнуты. Однако система целевых индикаторов охватывает не все приоритетные направления деятельности Корпорации. Сами показатели не отражают напрямую конечный эффект от оказанной помощи субъектам МСП, а характеризуют масштабы и итоги предоставления различных мер поддержки, оказываемых Корпорацией.

Например, показатель «Число уникальных пользователей сервисов портала «Бизнес-навигатор МСП», воспользовавшихся сервисами маркетинговой и информационной поддержки, предоставляемыми Корпорацией» не раскрывает эффект от оказанной поддержки. Он только дает статистику пользования функционалом «Бизнес-навигатора». 

Кроме того, методики расчета части показателей не в полной мере соответствуют их наименованиям. Например, показатель «Среднегодовой прирост доли закупок у субъектов МСП». «Этот показатель должен отражать рост доли закупок у субъектов МСП в 2016-2018 годах. Однако на деле он показывает среднее за три года превышение доли закупок конкретных заказчиков у субъектов МСП над установленным нормативом», – пояснил аудитор.

То же самое касается и показателя «Доля субъектов МСП, использующих механизм получения услуг по принципу «одного окна», в том числе на базе МФЦ и в электронной форме через порталы услуг и Портал Бизнес-навигатора МСП». Он фактически показывает не долю субъектов МСП, которые воспользовались услугами Корпорации, а отношение общего количества оказанных за три года «уникальных» услуг ко всем действующим предприятиям малого и среднего бизнеса.

В Корпорации МСП с выводами Счетной палаты в целом согласны и намерены устранить все недочеты.  

 


*Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». 
** Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

 

Источник: Счетная палата РФ

Комментирование будет доступно после регистрации на сайте.

Зарегистрироваться Войти