О выборе метода расчета НМЦК

Осуществляется закупка на выполнение работ по нанесению линий горизонтальной дорожной разметки на проезжую часть улично-дорожной сети. Составлен локальный сметный расчет на данный вид работ.  Какой метод определения начальной (максимальной) цены контракта выбрать заказчику?ВОПРОС: Осуществляется закупка на выполнение работ по нанесению линий горизонтальной дорожной разметки на проезжую часть улично-дорожной сети. Составлен локальный сметный расчет на данный вид работ.

Какой метод определения начальной (максимальной) цены контракта выбрать заказчику?

ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В описанной в вопросе ситуации заказчик может, помимо метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), применить иной метод обоснования начальной (максимальной) цены контракта. 

Обоснование вывода:

Начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - НМЦК), определяются на основании положений ст. 22 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ).

Согласно ч. 6 ст. 22 Закона № 44-ФЗ метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), который заключается в установлении НМЦК на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг, является приоритетным для определения и обоснования предполагаемой цены контракта (ч. 2 ст. 22 Закона № 44-ФЗ), а использование других методов допускается только в случаях, предусмотренных чч. 7-11 ст. 22 Закона № 44-ФЗ.

В частности, ч. 9 ст. 22 Закона № 44-ФЗ предусмотрен проектно-сметный метод, который заключается в определении НМЦК на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ и проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия и в соответствии с реставрационными нормами и правилами. В соответствии с ч. 9.1 ст. 22 Закона № 44-ФЗ проектно-сметный метод может применяться также при определении и обосновании НМЦК на текущий ремонт зданий, строений, сооружений, помещений.

Отметим, что из чч. 9, 9.1 ст. 22 Закона № 44-ФЗ в совокупности следует, что применение проектно-сметного метода в случаях, не указанных в этих нормах, неправомерно (аналогичный вывод прямо содержится в письме Минфина России от 26.08.2020 № 24-01-08/74931, письме Минэкономразвития России от 31.12.2015 № Д28и-3902, разъяснениях по вопросу 5 в письме Минэкономразвития России от 17.09.2015 № Д28и-2788, косвенно тот же вывод следует из писем Минэкономразвития России от 31.12.2014 № Д28И-2899, от 16.12.2016 № Д28и-3512, от 25.11.2016 № Д28и-3139, от 21.07.2016 № Д28и-1957, от 21.01.2016 № Д28и-89).

Согласно Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной приказом Министерства транспорта РФ от 16.11.2012 № 402 (далее - Классификация), работы по уходу за разметкой, нанесению вновь и восстановлению изношенной вертикальной и горизонтальной разметки, в том числе на элементах дорожных сооружений, с удалением остатков старой разметки (подп. "б" подп. 4 п. 6 раздела IV Классификации) отнесены к работам по содержанию автомобильных дорог.

Отметим, что применительно к каждой конкретной ситуации решение вопроса о том, являются ли работы по ремонту и содержанию автомобильных дорог работами, относящимися к работам, связанным с объектом капитального строительства (строительным работам), или являются иными работами, не может быть решен методом правового анализа, а должен быть решен с привлечением специалистов в области строительства. Об этом по сути говорится в письме Минфина России от 26.08.2020 № 24-01-08/74931.

Исходя из представленной в вопросе информации, использование проектно-сметного метода для обоснования НМЦК в рассматриваемом случае неправомерно.

Вместе с тем ч. 12 ст. 22 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что в случае невозможности применения для определения НМЦК методов, указанных в части 1 указанной статьи, заказчик вправе применить иные методы, то есть не предусмотренные ст. 22 Закона № 44-ФЗ.

Поскольку заказчик намерен использовать для обоснования НМЦК локальный сметный расчет, по нашему мнению, в приведенном в вопросе случае для обоснования НМЦК подлежит применению иной метод. Напомним, что в этом случае в обоснование НМЦК заказчик обязан включить обоснование невозможности применения указанных в ст. 22 Закона № 44-ФЗ методов. 

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

  • Энциклопедия решений. Определение НМЦК, НЦЕ, цены контракта с единственным поставщиком по Закону № 44-ФЗ;
  • Энциклопедия решений. Проектно-сметный метод определения НМЦК по Закону № 44-ФЗ;
  • Энциклопедия решений. Не предусмотренные законом методы определения НМЦК по Закону № 44-ФЗ. 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Пилипенко Эльвира 

Источник: Система ГАРАНТ

Комментирование будет доступно после регистрации на сайте.

Зарегистрироваться Войти