О списании неустоек согласно постановлению Правительства РФ от 04.07.2018 № 783

ВОПРОС: Заказчиком были начислены пени за просрочку обязательств по контракту, выставлено требование. Поставщик обратился с просьбой списать денежные средства согласно постановлению Правительства РФ от 04.07.2018 № 783. Контракт заключен в 2021 году. Заказчик начислил пени за просрочку, контрагент ее уплатил. Впоследствии по...ВОПРОС: Заказчиком были начислены пени за просрочку обязательств по контракту, выставлено требование. Поставщик обратился с просьбой списать денежные средства согласно постановлению Правительства РФ от 04.07.2018 № 783. Контракт заключен в 2021 году. Заказчик начислил пени за просрочку, контрагент ее уплатил. Впоследствии по причине обнаружения ошибки в расчете пеней была доначислена сумма неустойки, выставлено требование об уплате. Контрагент просит списать доначисленную неустойку.

Обязан ли заказчик списать штраф, или он может требовать его уплаты?

ОТВЕТ:

По общему правилу, предусмотренному ст. 309 ГК РФ, на нормах которого основан Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ), обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Как следует из требований ч. 6ч. 7 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустойки (пеней). Пени начисляются за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливаются контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пеней.

В соответствии с ч. 9.1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, вступившей в силу 8 марта 2022 года, Правительство РФ вправе установить случаи и порядок списания начисленных контрагенту, но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом. В силу ч. 42.1 ст. 112 Закона № 44-ФЗ начисленные контрагенту, но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством РФ.

На основании данных норм постановлением Правительства РФ от 04.07.2018 № 783 утверждены Правила списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом (далее - Правила).

Так, в соответствии с подп. "а" п. 3 Правил списание неустойки в полном объеме осуществляется заказчиком в случае, если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5% цены контракта. Если же общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) превышает 5% цены контракта, но составляет не более 20% цены контракта, заказчик осуществляет списание 50% начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) при условии уплаты 50% начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) (подп. "б" п. 3 Правил).

В то же время согласно п. 1 и абзацу 1 п. 2 Правил заказчики осуществляют списание начисленных в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по контракту, но не уплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней), если обязательства по контракту исполнены в полном объеме, за исключением случаев, указанных в подп. "а"-"г" п. 2 Правил. Основанием для принятия решения о списании суммы неустоек (штрафов, пеней) в соответствии с подп. "а" п. 3 Правил является исполнение контрагентом обязательств (за исключением гарантийных обязательств) по контракту в полном объеме, подтвержденное актом приемки или иным документом (подп. "а" п. 5 Правил). Если же речь идет о списании неустойки в случае, предусмотренном подп. "б" п. 3 Правил, в дополнение к этим документам должна быть предоставлена информация о зачислении уплаченных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) сумм неустоек (штрафов, пеней) в бюджет/на счет заказчика в порядке, установленном подп. "б" п. 5 Правил.

Отметим, что Правилами (в редакции постановления Правительства РФ от 10.03.2022 № 340 и постановления Правительства России от 23.03.2022 № 439) не установлены предельные сроки принятия заказчиком решения о списании начисленной неустойки. Также Правилами не предъявляются требования к годам заключения и срокам исполнения контрактов в целях списания неустойки. То есть заказчик списывает неустойку, независимо от года, в котором она образовалась, в случаях и в порядке, установленных Правительством РФ (п. 11 Правил, постановление АС Московского округа от 11.04.2022 № Ф05-6329/22, постановление Седьмого ААС от 15.04.2022 № 07АП-2894/22). При этом с учетом положений подп. "б" п. 3, подп. "б" п. 5 Правил списание неустойки возможно и в том случае, когда часть неустойки была уплачена контрагентом на основании требования заказчика.
Из приведенных норм можно сделать вывод, что списание неустойки при наличии всех перечисленных в Правилах обстоятельств для заказчика фактически обязательно (смотрите также письмо Минфина России от 19 июня 2020 г. № 24-03-08/53032, п. 40 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, постановление АС Западно-Сибирского округа от 25.11.2022 № Ф04-6208/22 по делу № А70-25228/2021, постановление АС Западно-Сибирского округа от 09.11.2022 № Ф04-5472/22 по делу № А45-6674/2022). Если заказчиком необоснованно не вынесено решение о списании начисленных сумм неустойки, это не препятствует судебной защите интересов контрагента.

Таким образом, если в приведенной ситуации имеются все основания для списания неустойки, сам факт доначисления неустойки и то обстоятельство, что часть суммы неустойки была ранее уплачена контрагентом, не свидетельствуют об отсутствии у заказчика обязанности списать неустойку (смотрите, например, постановление Первого ААС от 02.09.2022 № 01АП-5885/22 по делу № А43-32945/2021).

По вопросу о порядке списания неустойки смотрите Энциклопедию решений. Случаи и порядок списания неустоек поставщика по Закону № 44-ФЗ, начисленных в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Источник: Система ГАРАНТ

Комментирование будет доступно после регистрации на сайте.

Зарегистрироваться Войти