Может ли быть допущена заявка, в предложении которой указан не ГОСТ, а ТУ?

В рамках Закона № 44-ФЗ проводится аукцион. В описании объекта закупки указаны ГОСТы, которым должен соответствовать товар.  Может ли быть допущена заявка, в предложении которой указан не ГОСТ, а ТУ? Можно ли принять товар по контракту, в котором указан ГОСТ, а товар поставлен по ТУ? Как должен поступить заказчик, если в извещении и контракте содержится требование о том, что товар должен соответствовать ГОСТу, а при поставке контрагент предлагает товар, соответствующий ТУ?ВОПРОС: В рамках Закона № 44-ФЗ проводится аукцион. В описании объекта закупки указаны ГОСТы, которым должен соответствовать товар.

Может ли быть допущена заявка, в предложении которой указан не ГОСТ, а ТУ? Можно ли принять товар по контракту, в котором указан ГОСТ, а товар поставлен по ТУ? Как должен поступить заказчик, если в извещении и контракте содержится требование о том, что товар должен соответствовать ГОСТу, а при поставке контрагент предлагает товар, соответствующий ТУ?

ОТВЕТ:

К сожалению, мы не можем однозначно ответить на данный вопрос. Объясним почему.

В соответствии с требованиями п. 2 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон 44-ФЗ) заказчик при описании объекта закупки должен, помимо прочего, руководствоваться принципом использования при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством РФ о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В связи с этим необходимо учитывать, в частности, указания Федерального закона от 29.06.2015 № 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" (далее - Закон № 162-ФЗ).

К документам, разрабатываемым и применяемым в национальной системе стандартизации, согласно п. 2 ст. 2 Закона № 162-ФЗ относятся национальный стандарт РФ, в том числе основополагающий национальный стандарт РФ, и предварительный национальный стандарт РФ, а также правила стандартизации, рекомендации по стандартизации, информационно-технические справочники, технические спецификации (отчеты) и стандарты организаций, в том числе технические условия, зарегистрированные в установленном порядке в Федеральном информационном фонде стандартов.

Соответственно, указание при описании объекта закупки конкретного ГОСТа не является нарушением Закона 44-ФЗ. Более того, в ряде писем Минэкономразвития России указывает на целесообразность при описании объекта указывать ссылку на конкретный ГОСТ, однако указывать недействующий или несуществующий ГОСТ заказчик не вправе (письма от 13.10.2016 № Д28и-2776, от 24.04.2017 № Д28и-1732, от 16.12.2016 № Д28и-3517)*(1).

В случае установления заказчиком требования о соответствии поставляемого товара конкретному ГОСТу заявки, содержащие предложение товара, не соответствующего данному требованию, подлежат отклонению (смотрите, например, решение УФАС по Кемеровской области от 16.12.2020 № 042/06/67-1991/2020, решение УФАС по Сахалинской области от 19.10.2015 № 476/15).

Как следует из п. 15 ст. 2 Закона № 162-ФЗ, технические условия - вид стандарта организации, утвержденный изготовителем продукции или исполнителем работы, услуги. То есть ТУ разрабатываются для конкретного товара, ТУ не входят в национальную систему стандартизации, а также не являются государственным стандартом или техническим регламентом (смотрите, например, решение УФАС по Кемеровской области от 21.08.2020 № 042/06/67-1331/2020).

Отметим, что большинство ТУ, разработанные изготовителями товаров, зачастую отсутствуют в открытом доступе, поэтому на практике достаточно сложно сопоставить требования ТУ на соответствие ГОСТам и требованиям документации, что при определенных обстоятельствах может повлечь отклонение заявки (смотрите, например, решение УФАС по Омской области от 20.01.2021 № 055/06/69-25/2021). Однако при согласии поставить товар, соответствующий требованиям извещения/документации о закупке, среди которых в том числе требование о соответствии товара ГОСТу, само по себе наличие в заявке информации об изготовлении товара в соответствии с ТУ не означает, что участник предлагает товар, не соответствующий ГОСТу, и не является безусловным основанием для отклонения заявки (смотрите, например, решение УФАС по Москве от 18.05.2020 № 077/06/57-8295/2020, решение УФАС по Новгородской области от 5 мая 2021).

Более того, согласно ч. 2 ст. 21 Закона № 162-ФЗ стандарты организаций и технические условия разрабатываются с учетом соответствующих документов национальной системы стандартизации. Соответственно, продукция, произведенная по ТУ, формально должна соответствовать ГОСТ (смотрите, например, решение УФАС по Омской области от 14.11.2019 № 055/06/33-994/2019, решение УФАС по Омской области от 07.04.2017 № 03-10.1/67-2017, постановление АС Московского округа от 12.09.2022 № Ф05-21875/22 по делу № А41-2877/2021). Однако, как показывает судебная практика, ТУ не всегда соответствуют ГОСТам (смотрите, например, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2022 № 11АП-5189/22 по делу № А49-9854/2021).

По общему правилу, предусмотренному ст. 309310 ГК РФ, на нормах которого основывается Закон № 44-ФЗ (смотрите ч. 1 ст. 2 этого Закона), обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом. Это правило применяется и к обязательствам, возникшим из договоров (п. 2 ст. 307п. 1 ст. 307.1 ГК РФ).

В случае установления заказчиком в извещении/документации требования о соответствии поставляемого товара ГОСТу и закрепления такой обязанности в контракте, подписанном участником закупки, такой участник обязан поставить товар, соответствующий ГОСТу.

Суды признают правомерным отказ заказчика от приемки товара и односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в случае неподтверждения соответствия поставленного товара требованиям ГОСТа (смотрите определение Верховного Суда РФ от 28.04.2018 № 309-КГ18-4592 по делу № А50-7826/2017, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2020 № 11АП-498/20).

Однако, как показывает практика, в случае возникновения споров, связанных с отказом заказчика от приемки товара по причине его несоответствия требованиям ГОСТа, заказчику необходимо будет доказать, что такой отказ правомерен с учетом конкретных условий контракта. Правомерность отказа может быть подтверждена путем проведения экспертизы товара на соответствие требованиям ГОСТа. Поэтому в каждом конкретном случае окончательно данный вопрос может быть решен только судом (смотрите, например, постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10.06.2019 № Ф01-2366/19 по делу № А43-29342/2018, постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10.03.2022 № Ф07-19888/21 по делу № А21-13830/2019, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2019 № 13АП-21316/19, постановление Арбитражного суда Уральского округа от 23.01.2018 № Ф09-8170/17 по делу № А50-7826/2017).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите об этом смотрите в материалах:

- Энциклопедия решений. Стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, применяемые в описании объекта закупки по Закону № 44-ФЗ;

- Энциклопедия решений. Принципы использования стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии в описании объекта закупки по Закону № 44-ФЗ;

Вопрос: Выставили на котировку предоставление услуг сотовой связи. В соответствии со ст. 2, п. 1 ст. 4, ст. 14, ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 29.06.2015 № 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" документы по стандартизации (ГОСТы) применяются на добровольной основе. Таким образом, их применение при оказании услуг связи не является обязательным. Мы действительно не имеем права предъявлять требования на соответствие услуг ГОСТам качества связи? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, апрель 2019 г.) 

Источник: Система ГАРАНТ

Комментирование будет доступно после регистрации на сайте.

Зарегистрироваться Войти