Документ вносящий изменения в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ в части наделения Минпромторга РФ возможностью мониторинга происхождения товаров, в том числе закупаемых у ОПК размещен на сайте Государственной Думы Российской Федерации под номером 983159-7.
Проектом предусматривается наделение Минпромторга России полномочиями по осуществлению мониторинга страны происхождения товаров, в том числе закупаемых у организаций оборонно-промышленного комплекса. В настоящее время у Минпромторга России указанные полномочия отсутствуют.
В соответствии с законопроектом результаты такого мониторинга закупок оформляются в виде ежеквартального аналитического отчета, а также годового аналитического отчета, которые представляются Минпромторгом России в Правительство Российской Федерации. Требования к содержанию и порядку подготовки указанных аналитических отчетов, а также сроки их подготовки определяются Правительством Российской Федерации.
В аналитических отчетах, которые в соответствии с законопроектом будут ежеквартально рассматриваться на заседаниях Правительства Российской Федерации будет даваться оценка эффективности мер по предоставлению преимуществ в отношении закупок российских товаров, а также определяться меры по совершенствованию законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, принятых в целях реализации статей 14 и 111 Закона № 44-ФЗ.
Законопроект разработан в целях повышения эффективности реализации, закрепленной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 438 «О Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации» за Минпромторгом России функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплексов.
В условиях сокращения закупок в рамках государственного оборонного заказа в настоящее время возникла необходимость своевременной диверсификации деятельности организаций оборонно-промышленного комплекса.
При этом в ежегодном послании Федеральному собранию Президентом Российской Федерации в декабре 2016 г. поставлена задача довести к 2025 г. долю гражданской продукции до 30% от общего производства оборонно-промышленного комплекса, а к 2030-му до 50%. В настоящее время доля гражданской продукции в выпуске организаций оборонно-промышленного комплекса составляет около 17%.
Предлагаемый законопроектом мониторинг будет являться дополнительным инструментом для Минпромторга России, направленным на поддержку российских товаропроизводителей, в рамках законодательства о контрактной системе в сфере закупок, в части создания благоприятных условий для вывода на рынок и увеличения объема поставок высокотехнологичной продукции гражданского назначения организациями оборонно-промышленного комплекса, используемой при реализации национальных проектов Российской Федерации, снижения зависимости от иностранных товаров, а также повышения темпов развития национальной экономики. Результаты мониторинга закупок у организаций оборонно-промышленного комплекса будут рассматривать на заседаниях Коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации.
Мониторинг закупок будет осуществляться Минпромторгом России с использованием единой информационной системы и на основе статистической информации по закупкам содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками. При этом в рамках мониторинга будет возможно оценить квоту закупок российских товаров в отношении каждого заказчика.
Для реализации положений законопроекта, связанных с формированием и выгрузкой соответствующей информации из единой информационной системы в сфере закупок, потребуется также в рамках предусмотренного полномочия Правительства Российской Федерации (часть 6 статьи 4 Закона № 44-ФЗ) определить Минпромторг России федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке функциональных требований к единой информационной системе в сфере закупок.
Также мониторинг страны происхождения закупаемых товаров будет использовать в том числе в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (далее – Указ № 204), в соответствии с которым необходимо обеспечить достижение национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года в части экономического развития.
Так, предусмотрено вхождение Российской Федерации в число пяти крупнейших экономик мира, обеспечение темпов экономического роста выше мировых, создание в базовых отраслях экономики, прежде всего в обрабатывающей промышленности и агропромышленном комплексе, высокопроизводительного экспортно-ориентированного сектора, развивающегося на основе современных технологий и обеспеченного высококвалифицированными кадрами, а также поддержка занятости.
При этом достижение указанных целей также обеспечивается посредством стимулирования локализации производств новых товаров на территории Российской Федерации.
Текст проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» № 983159-7.
Вносится членом Совета
Федерации К.К. Долговым,
депутатом Государственной
Думы В.В. Гутеневым
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Федеральный закон
«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 14, ст. 1652; № 52, ст. 6961; 2014, № 23, ст. 2925; № 30, ст. 4225; № 48, ст. 6637; № 49, ст. 6925; 2015, № 1, ст. 11, 51, 72; № 10, ст. 1418; № 29, ст. 4353; 2016, № 1, ст. 89; № 11, ст. 1493; № 27, ст. 4253, 4254, 4298; 2017, № 1, ст. 15, 41; № 9, ст. 1277; № 14, ст. 2004; № 24, ст. 3475; № 31, ст. 4747, 4780; 2018, № 1, ст. 59, 87, 88, 90; № 31, ст. 4861; № 45, ст. 6848) дополнить статьей 971 следующего содержания:
«971 Мониторинг страны происхождения товаров при осуществлении закупок.
1. Мониторинг страны происхождения товаров, в том числе закупаемых у организаций, включенных в соответствии с Федеральным законом «О промышленной политике в Российской Федерации» в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса (работ, услуг) представляет собой систему наблюдений в сфере закупок, осуществляемых на постоянной основе посредством сбора, обобщения, систематизации и оценки информации с использованием единой информационной системы на основе содержащейся информации в реестре контрактов, заключенных заказчиками, в том числе с организациями, включенных в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса.
2. Мониторинг страны происхождения закупаемых товаров осуществляется в целях совершенствования законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, принятых в целях реализации статей 14 и 111 настоящего Федерального закона.
3. Мониторинг страны происхождения закупаемых товаров обеспечивается посредством функционала единой информационной системы федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплексов, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, которым в том числе определяется перечень соответствующих сведений и статистических показателей о закупках, осуществляемых отдельными заказчиками.
4. Результаты мониторинга страны происхождения закупаемых товаров оформляются в виде ежеквартального аналитического отчета, а также годового аналитического отчета, которые представляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплексов, в Правительство Российской Федерации. Требования к содержанию и порядку подготовки указанных аналитических отчетов, а также сроки их подготовки определяются Правительством Российской Федерации.
5. Результаты мониторинга страны происхождения закупаемых товаров ежеквартально рассматриваются на заседаниях Правительства Российской Федерации.
6. В аналитических отчетах, указанных в части 4 настоящей статьи дается оценка эффективности мер по предоставлению преимуществ в отношении товаров, страной происхождения которых является Российская Федерация, а также определяются меры по совершенствованию законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, принятых в целях реализации статей 14 и 111 настоящего Федерального закона.
7. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплексов по согласованию с органом, указанным в части 6 статьи 4 настоящего Федерального закона, вырабатывает функциональные требования к единой информационной системе в целях реализации положений настоящей статьи.
8. Правительство Российской Федерации определяет перечень должностных лиц государственных органов, имеющих доступ к аналитическим отчетам, указанным в части 4 настоящий статьи.».
Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 ноября 2020 года.