Минэкономразвития России подготовило Доклад о результатах мониторинга применения 223-ФЗ в I полугодии 2016 года

Минэкономразвития России подготовило Доклад о результатах мониторинга применения 223-ФЗ в I полугодии 2016 годаНа Официальном сайте Министерства экономического развития, в разделе Депертамента развития контрактной системы, размещен Доклад о результатах мониторинга применения Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в I полугодии 2016 года.

 

 

 

Цели мониторинга применения 223-ФЗ:

  • Анализ функционирования системы закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц и оценка достижения целей, предусмотренных Законом № 223-ФЗ;
  • Анализ особенностей поведения заказчиков и поставщиков для выявления недостатков нормативно-правового регулирования в сфере закупок.

В I полугодии 2016 г. в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц были приняты следующие изменения:

  • установлена обязанность заказчиков применять законодательство Российской Федерации о стандартизации при описании объекта закупки (Федеральный закон от 5 апреля 2016 г. № 104-ФЗ);
  • установлена обязанность применять положения Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при осуществлении закупок государственными и муниципальными унитарными предприятиями;
  • утвержден перечень юридических лиц, которые обязаны осуществлять закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, в том числе у субъектов малого и среднего предпринимательства (распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 марта 2016 г. № 475-р);
  • утвержден перечень юридических лиц, проекты планов закупок которых подлежат проводимой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации оценке соответствия (распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2016 г. № 717-р);

Основные выводы из доклада таковы:

1. Общий объем процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя), объявленных в соответствии с Законом № 223-ФЗ, увеличился по сравнению с I полугодием 2015 года на 13 % и достиг 8,7 трлн. руб. На топ-5 крупнейших заказчиков приходится 22 % всех закупок.

2. Более 96 % закупок осуществляется на неконкурентной основе. Это закупки у единственного поставщика, которые составляют более 51 %, а также закупки с применением «иных способов», которые составляют более 45 % от общего объема закупок в I полугодии 2016 года. Объем закупок у единственного поставщика в I полугодии 2016 года увеличился на 2 % по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. Количество «иных способов» закупок, проводимых заказчиками, продолжает увеличиваться: в I полугодии 2016 года – на 300 способов. Отсутствие в Законе № 223-ФЗ требований к способам закупок привело к тому, что заказчиками применяется уже более 3800 способов определения поставщика, которые зачастую маскируют закупки у единственного поставщика.

3. За весь период реализации Закона № 223-ФЗ на 170 электронных площадках было проведено свыше 1,2 млн. закупок в электронной форме. На 43 электронных площадках осуществляется 99 % закупок в электронной форме. При этом на 78 электронных площадках проведено в совокупности около 9 тыс. закупок, на 7 электронных площадках была проведена только одна закупка, на 42 электронных площадках не было проведено ни одной закупки в электронной форме.

4. Из 82 312 зарегистрированных в единой информационной системе организаций 6 991 организация не проводила ни одной закупки в соответствии с Законом № 223-ФЗ и Законом № 44-ФЗ. Данная информация свидетельствует о возможных признаках нарушения законодательства о закупках, которое выражается в регистрации в ЕИС лица, не являющегося заказчиком, но действующего под видом заказчика.

5. Выявлены случаи заключения заказчиками многомиллиардных договоров с субъектами МСП в целях формального выполнения квоты закупок у таких субъектов. Например, ПАО «Газпром» заключило договор с субъектом МСП ООО «НИПИ НГ Петон» на сумму свыше 50,3 млрд. рублей. В связи с этим целесообразность учета в квоте закупок у субъектов МПС таких договоров вызывает сомнение.

6. Контрольное участие в закупках ряда крупных заказчиков свидетельствует о низкой доступности закупок для малого и среднего предпринимательства. Избыточные требования к оформлению заявки, обязательному наличию в ее составе справок, сертификатов, выписок, срок получения которых в уполномоченных органах сопоставим со сроком подачи заявок для участия в закупке, приводят к невозможности участия в такой закупке. Так, в рамках одной из контролируемых процедур, проводимых специально для субъектов малого предпринимательства, объем заявки в бумажной форме превысил 470 листов (при этом закупка позиционировалась как электронная), стоимость участия составила 5 % от суммы закупки. В рамках другой контролируемой процедуры заказчиком было установлено безвозвратное обеспечение заявок в размере 6900 руб., которое фактически являлось платой участника закупки за заключение договора.

С полной версией доклада можно ознакомиться по ссылке.

 

Материал подготовил: Скульбин Георгий, ООО "Балтийский тендерный центр". 

Комментирование будет доступно после регистрации на сайте.

Зарегистрироваться Войти