В представленном документе проведено сравнение прежнего и нового курсов развития системы закупок, производимых отдельными видами юридических лиц, действующими по Закону № 223-ФЗ. Кроме сравнительных данных, обозначены пути решения той или иной проблемы реализации намеченного курса.
1. Обеспечение гласности и прозрачности закупок (только для тех закупок, которые влияют на достижение целей):
- Исключить из-под регулирования: внутригрупповые сделки, закупки дочерних компаний заказчиков, зарегистрированных зарубежом, случаи заключения и исполнения договоров, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, являются обязательными для участников рынка обращения электрической энергии и (или) мощности, закупки финансовых услуг;
- Создать реестр заказчиков;
- Предусмотреть возможность применения отдельными унитарными предприятиями положений Федерального закона № 223-ФЗ при осуществлении всех закупок;
- Разделить процедуры закупок на конкурентные и неконкурентные, сохранив их перечень открытым.
2. «Не давать обижать МСП»:
- Регулировать процедуры закупок для МСП: применение заказчиками ограниченного перечня способов закупок, обязанность проводить закупки только в электронной форме на электронных площадках, функционирующих в рамках контрактной системы, обязательность заключения договора с победителем закупки, исчерпывающий перечень случаев для изменения существенных условий договора;
- Утвердить типовые положения о закупках для заказчиков субъектов Российской Федерации, формирующие единые закупочные политики заказчиков в отношении МСП;
- Установить правила описания предмета закупки.
3. Понуждение к импортозамещению.
4. Применение к заказчикам тех же требований, которые они применяют к своим дочерним компаниям. использование лучших практик.
Установить право для заказчиков принимать единые положение о закупках внутри крупных холдинговых компаний.
5. Обеспечение предпринимательской самостоятельности при исполнении договоров.
- Сохранить право заказчиков самостоятельно формировать способы определения поставщика и порядок их осуществления (за исключением закупок для МСП);
- Исключить запрет на отказ заказчика от исполнения договора (за исключением закупок для МСП);
- Исключить обязанность заказчиков проводить закупки в электронной форме, а также заключать договор на электронной площадке по результатам электронных процедур (за исключением закупок для МСП);
- Предусмотреть возможность многоэтапности (включая переторжку) при любой процедуре (за исключением закупок для МСП);
- Исключить избыточные требования к комиссиям заказчиков по осуществлению закупок, а также излишние требования к детализации протоколов, составляемых в ходе закупок;
- Сохранить право заказчиков осуществлять закупку без конкретного значения начальной цены договора.
6. Понуждение компаний к снижению транзакционных издержек и стимулирование к снижению собственных издержек.
- Установить закрытый перечень случаев обжалования закупок в антимонопольном органе;
- Определить, что до окончания срока подачи заявки любое юридическое лицо имеет право подачи жалобы, а после окончания срока подачи заявок право обжалования действий заказчика есть только у лица, которое подало заявку на участие в закупке;
- Предусмотреть право заказчиков устанавливать требование об обеспечении заявок при начальной цене договора до 5 млн. рублей в размере 1% от цены договора, свыше 5 млн. рублей – до 5% от цены договора;
- Отменить необходимость публикации в ЕСИ извещения о закупке, документации о закупке, протоколов, составляемых в ходе закупок, проекта договора при закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);
- Сократить объем информации о количестве и стоимости договоров, которую заказчики обязаны размещать в ЕИС не позднее 10 числа каждого месяца. Необходимо будет размещать только информацию об общей стоимости всех договоров, заключенных заказчиками в течении месяца;
- Запрет на взимание операторами электронных площадок платы за аккредитацию на электронной площадке.
7. Регулирование корпоративных практик в области закупок посредством использования прав собственника.
В законе не отражается. Регулирование будет осуществляться посредством принятия модельных положений о закупках для компаний с государственным участием, методических указаний по их применению, рекомендуемого перечня операторов электронных площадок, стандартов поведения при осуществлении закупок.
С полной версией документа вы можете ознакомиться по ссылке.
Материал подготовил: Скульбин Георгий, ООО "Балтийский тендерный центр".