Торги, проводимые на электронной площадке, — наиболее популярный способ определения поставщика в рамках отношений в сфере контрактной системы. За 2016 г. из 3 млн заказов 58 % приходятся на электронный аукцион с общей ценой размещенных лотов чуть более 3,8 трлн рублей. Рассмотрим, в каких случаях заказчик обязан и вправе проводить электронные торги, каким распоряжением утвержден действующий аукционный перечень и какие товары, работы, услуги в него включены.
Нормативная база
Ч. 2 ст. 48 44-ФЗ закрепляет приоритетность проведения открытого конкурса, по сравнению с другими способами определения поставщика. Заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных, в том числе, ст. 59, раскрывающей содержание процедуры электронного аукциона (ЭА).
Обязанность проводить закупки определенных товаров и работ только ЭА установлена ч. 2 ст. 59. Список утвержден Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р, а также может дополнительно устанавливаться субъектом РФ.
Помимо случаев, указанных в Распоряжении, ч. 3 ст. 59 Закона содержит положения о праве заказчика проводить заказ электронным способом и при отсутствии в перечне необходимого предмета.
Перечень закупок аукционным способом по 44-ФЗ
Обязанность проведения электронной процедуры установлена, в том числе, на следующие объекты:
- сельскохозяйственные товары и услуги;
- горнодобывающая продукция;
- пищевые продукты и напитки;
- одежда;
- бумага;
- лекарственные средства;
- компьютерное оборудование;
- строительные работы и др.
Список, установленный Правительством, довольно обширный и включает более 50 классов ОКПД2. Полный перечень аукционных товаров по 44-ФЗ представлен в упомянутом выше распоряжении Правительства.
Исключения из правил
Заказчик вправе не проводить ЭА даже при наличии предмета заказа в вышеуказанном списке в следующих случаях.
1. При наличии возможности провести двухэтапный или конкурс с ограниченным участием.
К примеру: продукты пищевые (ОКПД2-10) включены в список, однако, согласно пункту 6 приложения № 2 к постановлению от 04.02.2015 № 99, имеется возможность провести конкурс с ограниченным участием при поставке пищевых продуктов, закупаемых для образовательных и иных организаций, при НМЦК более 500 000 руб.
2. При приобретении пищевых продуктов, напитков, закупаемых для учреждений, осуществляющих образовательный процесс и отдых детей, медицинских организаций, учреждений социального обслуживания, организаций отдыха детей.
3. При закупке детской одежды.
4. При проведении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения. Хотя работы строительные (ОКПД2-43) включены в список, заказчик вправе провести открытый или с ограниченным участием конкурс, в зависимости от размера НМЦК на данные специализированные работы.
5. При проведении услуг по обеспечению питанием и обслуживанию ритуально-обрядовых мероприятий (свадеб, банкетов по случаю рождения ребенка, юбилея).
6. При приобретении сувенирных и подарочных бюллетеней для голосования на выборах и референдумах.
7. При закупках услуг по обмену жилого недвижимого имущества.
Особые условия
Заказчик вправе провести закупки объектов, включенных в аукционный перечень, иными способами в следующих случаях:
- при НМЦК, не превышающей 500 000 рублей, — запрос котировок (либо согласно ст. 75, 76 независимо от размера НМЦК на территории иностранного государства или для оказания медицинской помощи);
- при заказах у единственного поставщика, согласно ст. 93. К примеру, при НМЦК, не превышающей 100 000 рублей;
- при проведении запроса предложений, согласно ст. 83. К примеру, при признании повторного ЭА не состоявшимся.
В большей степени аукционный перечень является ограничением для проведения процедуры открытого конкурса, а не условием проведения аукциона.
Ответственность за выбор способа закупки
Ст. 7.29 КоАП устанавливает ответственность при неверном принятии решения в выборе способа определения поставщика в виде наложения административного штрафа в размере до 50 000 рублей.
Автор: Черданцева Татьяна
Источник: Петербургский правовой портал