Итоги практики антимонопольного контроля проведения торгов по отбору региональных операторов по обращению с ТКО.

По результатам конкурентных процедур определены региональные операторы по обращению с отходами в 59 субъектах, 26 регионам предстоит...По результатам конкурентных процедур определены региональные операторы по обращению с отходами в 59 субъектах, 26 регионам предстоит завершить переход на новый формат работы в этом году.
 
Сегодня в рамках реформирования системы управления отходами соглашения с региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) должны заключаться на конкурентной основе, а именно по итогам проведения торгов. Победу на торгах, проводимых органами власти субъекта, одерживает организация, предложившая наилучшие условия. Контроль за порядком проведения торгов возложен на антимонопольную службу.
 
В 2018 году ФАС России рассмотрела 69 жалоб на действия организаторов торгов при отборе региональных операторов по обращению с ТКО. Жалобы поступили на конкурсные процедуры, проходившие в 27 субъектах Российской Федерации.
 
При выявлении ряда грубых нарушений Правил обращения с отходами и отраслевого законодательства ФАС России выдавала предписания об отмене торгов или внесении изменений в конкурсную документацию. Всего было выдано 25 предписаний, в том числе отменивших 11 торгов.
 
«Результаты торгов отменялись лишь в самых крайних случаях, а именно когда нарушения, допущенные организаторами, существенно влияли на результат торгов и не позволяли участникам сделать предложения с наилучшей ценой и качеством, а организатору, следовательно, выбрать такое предложение», - подчеркнул заместитель руководителя ФАС России Рачик Петросян.
 
В числе наиболее распространенных и грубых нарушений, выявленных на торгах по отбору региональных операторов:
 
- Установление в конкурсной документации минимального размера стоимости услуг оператора. Конкретизация цены не позволяет потенциальным участникам конкурса предложить свои услуги по меньшей стоимости, а организатору получить наилучшее предложение по цене;
 
- Включение в проект соглашения обязанности регионального оператора по строительству объектов по обращению с ТКО, что нарушает права таких организаций, поскольку законодательно за ними закреплены обязанности исключительно по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению отходов. Осуществление строительства объектов обращения с ТКО не входит в круг их обязательств, определенных законом;
 
- Отказ организациям в допуске к торгам по непредусмотренным законодательством основаниям. Подобные действия организаторов ограничивает конкуренцию на торгах и не позволяют получить выгодное предложение на лучших условиях;
 
- Недостаток сведений в конкурсной документации, требуемых в соответствии с законодательством, приводит к невозможности потенциальных участников конкурса сформировать заявку, осуществить расчет приведенной стоимости услуги регионального оператора и сделать конкурентное предложение.
 
«Нарушения, допускаемые организаторами торгов, нерешенные отраслевые проблемы в регионах, тормозят процесс конкурентного отбора региональных операторов. Сегодня операторы по обращению с отходами определены в 59 субъектах, ранее к 1 января 2019 года все субъекты должны были провести эти процедуры. В конце года сроки были изменены. Оставшимся 26 регионам предстоит завершить переход на новый формат работы в этом году», - заключил заместитель руководителя ФАС России Рачик Петросян.
 
С 2020 года все регионы РФ должны перейти на новую систему утилизации мусора, основываясь на территориальных схемах обращения с отходами и работе региональных операторов.
 
 
Справочно:
 
По итогам 2018 года в отдельных субъектах Российской Федерации:
- не завершены процедуры отбора регионального оператора (Краснодарский край, Красноярский край, Магаданская область, г. Москва, Ульяновская область);
- по отдельных зонам деятельности расторгнуты соглашения по обращению с ТКО (Владимирская область, Еврейская автономная область, Забайкальский край, Курганская область, Ненецкий АО, Омская область, Приморский край, Республика Марий Эл, Хабаровский край);
- в отдельных зонах перенесены сроки начала деятельность региональных операторов (Амурская область, Архангельская область, Воронежская область, Кемеровская область, Краснодарский край, Ленинградская область, Республика Бурятия, Республика Саха, Рязанская область, Самарская область, г. Санкт-Петербург, Саратовская область, Томская область, ХМАО).
В общей сложности 26 субъектов Российской Федерации до настоящего времени полностью или в части отдельных зон не перешли на новую систему обращения с ТКО.
 
* Правила проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 №881.
Закон об отходах производства:
- ч.3 ст.29.1. Соглашение между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональными операторами, указанное в пункте 6 статьи 24.6 настоящего Федерального закона, должно быть заключено не позднее 1 мая 2018 года.
- ч.4 ст.29.1 Предложения об установлении единого тарифа на услугу регионального оператора представляются в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, или в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации - в орган местного самоуправления не позднее 1 июля 2018 года.
- ч.6 ст.29.1 Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае признания конкурсного отбора несостоявшимся или досрочного прекращения деятельности регионального оператора, в том числе в случае его отказа от осуществления деятельности, вправе на срок, не превышающий одного года, присвоить статус регионального оператора без проведения конкурсного отбора и заключить соответствующее соглашение с юридическим лицом, которому в соответствии с настоящим Федеральным законом присвоен статус регионального оператора и зона деятельности которого расположена на территории данного субъекта Российской Федерации, либо с юридическим лицом, которому в соответствии с настоящим Федеральным законом присвоен статус регионального оператора и зона деятельности которого расположена на территории другого субъекта Российской Федерации, граничащего с данным субъектом Российской Федерации, а при отказе соответствующего юридического лица от заключения соглашения - с государственным или муниципальным унитарным предприятием либо государственным или муниципальным учреждением, имеющими лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
- ч.7 чт.29.1 В случае, если органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации право, указанное в пункте 6 настоящей статьи, не может быть реализовано, субъект Российской Федерации вправе не применять до 1 января 2020 года в одной или нескольких зонах деятельности регионального оператора, где региональный оператор отсутствует, положения настоящего Федерального закона о сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации, обезвреживании, хранении, захоронении твердых коммунальных отходов региональными операторами.
 
Источник: ФАС России

Комментирование будет доступно после регистрации на сайте.

Зарегистрироваться Войти